Cценарий литературно-музыкального вечера Поэт в России — больше, чем поэт(встреча с Евгением Евтушенко)


Сценарий литературно-музыкального вечера
«Поэт в России - больше, чем поэт»
У разных народов было свое представление о назначении поэта. В легкий нравами вропейский 18 век родилось мнение о том, что они должны говорить лишь о любви и амурах, о греческих и римских богах и богинях, о природе, о легких темах. Потом появились романтики, воспевающие неземное. Но во все времена среди поэтов были те, кто стремился пером бороться за свободу и права человека против рабства и тирании. В России, лишенной свободной политической и общественной деятельности, среди сочинителей, писавших, по выражению Белинского, гладкие и легкие стихи, выделялся голос тех, чей стих "звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных". Великие русские поэты... Они "глаголом жгли сердца людей".
Поэт в России - больше, чем поэт.В ней суждено поэтами рождатьсялишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,кому уюта нет, покоя нет.Поэт в ней - образ века своегои будущего призрачный прообраз.Поэт подводит, не впадая в робость,итог всему, что было до него.Сумею ли? Культуры не хватает...Нахватанность пророчеств не сулит...Но дух России надо мной витаети дерзновенно пробовать велит.И, на колени тихо становясь,готовый и для смерти, и победы,прошу смиренно помощи у вас,великие российские поэты...Дай, Пушкин, мне свою певучесть,свою раскованную речь,свою пленительную участь -как бы шаля, глаголом жечь.Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,своей презрительности яди келью замкнутой души,где дышит, скрытая в тиши,недоброты твоей сестра -лампада тайного добра.Дай, Некрасов, уняв мою резвость,боль иссеченной музы твоей -у парадных подъездов и рельсови в просторах лесов и полей.Дай твоей неизящности силу.Дай мне подвиг мучительный твой,чтоб идти, волоча всю Россию,как бурлаки идут бечевой.О, дай мне, Блок, туманность вещуюи два кренящихся крыла,чтобы, тая загадку вечную,сквозь тело музыка текла.Дай, Пастернак, смещенье дней,смущенье веток,сращенье запахов, тенейс мученьем века,чтоб слово, садом бормоча,цвело и зрело,чтобы вовек твоя свечаво мне горела.Есенин, дай на счастье нежность мнек березкам и лугам, к зверью и людями ко всему другому на земле,что мы с тобой так беззащитно любим.Дай, Маяковский, мне глыбастость, буйство, бас,непримиримость грозную к подонкам,чтоб смог и я, сквозь время прорубясь,сказать о нем товарищам-потомкам...
Вряд ли в современной России многие помнят, что эти слова принадлежат Евгению Евтушенко, он это написал в 65-м. Звучит как гражданский манифест, и сказано это, конечно, не только про великих, но и про себя самого тоже.
1524044451 апреля 2017 года не стало Евгения Евтушенко — поэта, публициста, сценариста, режиссера и актера
В больнице американского города Талса на 85-м году жизни скончался поэт Евгений Евтушенко, с которым ушла целая эпоха, и которого запомнят как яркого, талантливого и удачливого художника, мастера пера, эпатажного публициста и «русского Боба Дилана».
Евтушенко стал поистине символом эпохи 1960-х. Его имя стоит в одном ряду с Ахмадулиной, Рождественским, Окуджавой, Вознесенским. Но было в творчестве Евтушенко что-то очень близкое каждому, свое, искреннее. Строки «Хотят ли русские войны», «Поэт в России больше, чем поэт...» знал в нашей стране каждый школьник. Именно поэтому об уходе из жизни таких творцов принято говорить, что уходит эпоха...
Сказка о русской игрушке
По разграбленным сёламШла Орда на рысях,Приторочивши к сёдламРусокосый ясак.Как под тёмной водоюмолодая ветла,Русь была под Ордою.Русь почти не была.Но однажды, - как будтоВсе колчаны без стрел, -Удалившийся в юртуХан Батый захмурел...Хан сопел, иступлённойСкукотою томясь,И бродяжку с торбёнкойВвёл угодник толмач.В горсть набравши урюка.Колыхнув животом,Кто такой? - хан угрюмоТкнул в бродяжку перстом.Тот вздохнул (Божья матерь, -То Батый, то князья):«Дел игрушечных мастерВанька Сидоров я».Из холстин дыроватыхВ той торбёнке своейСтал вынать деревянныхМедведей и курей.И в руках баловалсяПотешатель сердец С шебутной балалайкойСкоморох-дергунец.Но, в игрушки вникая,Умудрённый, как змий,На матрёшек вниманьеОбратил хан Батый.И с тоской первобытнойХан подумал в тот миг,Скольких здесь перебил он,А постичь не постиг.В мужичках скоморошных,Простоватых на вид,Как матрёшка в матрёшке.Тайна в тайне сидит.Озираясь тоскливо,Буркнул хан толмачу:Все игрушки тоскливы.Посмешнее хочу.Пусть он, рваная нечисть,Этой ночью не спитИ особое нечтоДля меня сочинитХан добавил, икнувши:Перстень дам и коня,Но чтоб эта игрушкаПросветлила меня!Думал Ванька про волю,Про судьбу про своюИ кивнул головою:Сочиню. ПросветлюШмыгнул носом он грустно,Но явился в свой срок:Сочинил я игрушку.Ванькой-встанькой нарёк.На кошме не кичливоВстал простецкий, не злой.Но дразняще качливыйМужичок удалой.Хан прижал его пальцемИ ладонью помог.Ванька-встанька попался.Ванька-встанька прилёг.Хан свой палец отдёрнул,Но силён, хоть и мал.Ванька-встанька задорноСнова на ноги встал.С т р а н и ц а | 5Хан игрушку с размахаВмял в кошму сапогомИ, знобея от страха,Заклинал шепотком.Хан сапог отодвинул,Но, держась за бока,Ванька-встанька вдруг вынырнулИз-под носка!Хан попятился грузно,Русь и русских кляня:Да, уж эта игрушкаПросветлила меняХана страхом шатало,И велел он скорейОт Руси от шайтана Повернуть всех коней.И, теперь уж отмаясь,Положённый вповал,Ванька Сидоров мастер У дороги лежал..А в пылище прогорклой,Так же мал да удал,С головёнкою гордойВанька-встанька стоял.Опустились туманыНа лугах заливных.И ушли басурманы,будто не было их.Ну а Ванька остался.Как остался народ,И душа ваньки-встанькиВ каждом русском живёт.Мы народ Ванек-встанек.Нас не бог уберёг.Нас давили, пласталиСтолько разных сапог!Они знали: мы Ваньки,Нас хотели покласть,А о том, что мы встаньки,Забывали, платясь.Мы народ Ванек-встанек.Мы встаём так всерьёз.Мы от бед не устанем,Не поляжем от слёзИ смеётся не вмятый,Не затоптанный в грязьМужичок хитроватый,Чуть пока-чи-ва-ясь.1963 г.
533403810Евтушенко всем сердцем любил Россию, но в 1991-м году уехал в Америку. Почему?
Этим вопросом, похоже, задавался и сам поэт. Справедливости ради стоит отметить: в Россию он старался приезжать регулярно, проводя если не все лето, то хотя бы один из летних месяцев на даче в Переделкине.
Судя по тому, как обижался поэт на вопрос о смене места жительства, всем было очевидно: то, почему он действительно уехал из России, не давало покоя и самому Евтушенко.
"Почему вы уехали в Америку?". Евтушенко не раз признавался, что страшно не любит этот вопрос, но уже больше четверти века без него не обходится ни одно интервью. И на концертах в зрительном зале обязательно найдется зритель, которому важно еще раз узнать, почему покинул Родину человек, неоднократно заявлявший в своих стихах, что он - и есть Россия.
В 1991 году Евтушенко начал преподавать в Талсе, штате Оклахома Там же в школе преподает русский язык его жена Мария. Однажды она даже удостоилась звания Учителя года этого штата.
В США Евтушенко проводил большую часть года. Нередко выступал перед тамошней аудиторией. Читал свои стихи и рассказы на английском в собственном переводе. Как заметил однажды один из наших эмигрантов, Ефим Мерхер, в США у поэта было не меньше, а то и больше почитателей. Пусть американская аудитория не знала столько стихотворений (для них Евтушенко - прежде всего - автор поэмы "Бабий Яр"), но уважала его как диссидента и человека, в том числе, благодаря усилиям которого развалился Советский Союз.
Понятно, что жизнь поэта в нашей стране не очень легка. И Евтушенко, обласканному при Советской власти и привыкшему к хорошей жизни, на самом деле, жилось в Америке сытнее и привольнее, чем соотечественникам. По крайней мере, в девяностые, когда многие доедали последний кусок хлеба и не знали, что будет дальше. Но при этом Евтушенко эмигрантом себя не считал и всячески открещивался от этого почетного "звания". "Нет, мой отъезд не был эмиграцией", - повторял он раз за разом на творческих встречах и концертах, проходящих в России. Говорил, что для того, чтобы достоверно написать окно, нужно отвернуться от окна. Что Гоголь написал свои "Мертвые души" в Риме, такие русские охотничьи рассказы Тургенева - созданы в Париже. И что сердце настоящего поэта - это всегда территория его Родины.
Евгения КОРОБКОВА
(«Комсомольская правда», 2 апреля 2017 г.)
Сегодня мы вспоминаем самые яркие произведения ушедшего поэта о жизни, смерти и любви….
Ты большая в любви. Ты смелая. Я - робею на каждом шагу. Я плохого тебе не сделаю, а хорошее вряд ли смогу. Все мне кажется, будто бы по лесу без тропинки ведешь меня ты. Мы в дремучих цветах до пояса. Не пойму я - что за цветы. Не годятся все прежние навыки. Я не знаю, что делать и как. Ты устала. Ты просишься на руки. Ты уже у меня на руках. `Видишь, небо какое синее? Слышишь, птицы какие в лесу? Ну так что же ты? Ну? Неси меня! А куда я тебя понесу?.. 1953
Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Старый друг»
Мама… Этот человек в сердце каждого человека занимает особое место. И с возрастом любовь к маме только усиливается. Возможно, именно поэтому все стихи о маме такие трогательные. Заменить маму не может никто, но часто понимание того, какое счастье, когда мама рядом, приходит слишком поздно… Просмотр видеоролика «Уходят наши матери от нас»
Уходят наши матери от нас,уходят потихонечку,на цыпочках,а мы спокойно спим,едой насытившись,не замечая этот страшный час.Уходят матери от нас не сразу,нет нам это только кажется, что сразу.Они уходят медленно и странношагами маленькими по ступеням лет.Вдруг спохватившись нервно в кой-то год,им отмечаем шумно дни рожденья,но это запоздалое раденьени их,ни наши души не спасет.Все удаляются они,все удаляются.К ним тянемся,очнувшись ото сна,но руки вдруг о воздух ударяются в нем выросла стеклянная стена!Мы опоздали.Пробил страшный час.Глядим мы со слезами потаенными,как тихими суровыми колоннамиуходят наши матери от нас...
(1960)
Аудиозапись стихотворения «Проклятье века….»
Проклятье века - это спешка,и человек, стирая пот,по жизни мечется, как пешка,попав затравленно в цейтнот.Поспешно пьют, поспешно любят,и опускается душа.Поспешно бьют, поспешно губят,а после каются, спеша.Но ты хотя б однажды в мире,когда он спит или кипит,остановись, как лошадь в мыле,почуяв пропасть у копыт.Остановись на полдороге,доверься небу, как судье,подумай если не о боге -хотя бы просто о себе.Под шелест листьев обветшалых,под паровозный хриплый крикпойми: забегавшийся жалок,остановившийся велик.Пыль суеты сует сметая,ты вспомни вечность наконец,и нерешительность святаявольется в ноги, как свинец.Есть в нерешительности сила,когда по ложному путивперед на ложные светилаты не решаешься идти.Топча, как листья, чьи-то лица,остановись! Ты слеп, как Вий.И самый шанс остановитьсябезумством спешки не убий.Когда шагаешь к цели бойко,как по ступеням, по телам,остановись, забывший бога,ты по себе шагаешь сам!Когда тебя толкает злобак забвенью собственной души,к бесчестью выстрела и слова,не поспеши, не соверши!Остановись, идя вслепую,о население Земли!Замри, летя из кольта, пуля,и бомба в воздухе, замри!О человек, чье имя свято,подняв глаза с молитвой ввысь,среди распада и развратаостановись, остановись!1967
Евтушенко не спешил жить. Он творил: писал стихи, сценарии, снимал кинофильмы… Песни на стихи Евтушенко звучали с экранов кинотеатров.
Звучит аудиозапись песни «Серёжка ольховая» из кинофильма «И это всё о нём»
Музыка Евгения Крылатова, исполнитель Иосиф Кобзон.
Очень красивая музыка. А слова такие душевные и в тоже время такие простые!
Просмотр кинофрагмента из «Иронии судьбы»
Ежегодно в канун Нового года зрители с удовольствием смотрят этот кинофильм, но вряд ли многие помнят, что автор этих замечательных строк - Евгений Евтушенко. И уж тем более единицы скажут, что стихотворение, написанное в 1957 году, посвящено Б. Ахмадулиной.
Заклинание
Весенней ночью думай обо мнеи летней ночью думай обо мне,осенней ночью думай обо мнеи зимней ночью думай обо мне.Пусть я не там с тобой, а где-то вне,такой далекий, как в другой стране,на длинной и прохладной простынепокойся, словно в море на спине,отдавшись мягкой медленной волне,со мной, как с морем, вся наедине.Я не хочу, чтоб думала ты днём.Пусть день перевернёт всё кверху дном,окурит дымом и зальёт вином,заставит думать о совсем ином.О чём захочешь, можешь думать днём,а ночью только обо мне одном.Услышь сквозь паровозные свистки,сквозь ветер, тучи рвущий на куски,как надо мне, попавшему в тиски,чтоб в комнате, где стены так узки,ты жмурилась от счастья и тоски,до боли сжав ладонями виски.Молю тебя в тишайшей тишине,или под дождь, шумящий в вышине,или под снег, мерцающий в окне,уже во сне и всё же не во сне весенней ночью думай обо мнеи летней ночью думай обо мне,осенней ночью думай обо мнеи зимней ночью думай обо мне. 1960 год
И это прозвучавшее стихотворение, положенное на музыку, звучит несколько раз в кинофильме «Берегите женщин»
Всегда найдется женская рука,чтобы она, прохладна и легка,жалея и немножечко любя,как брата, успокоила тебя.Всегда найдется женское плечо,чтобы в него дышал ты горячо,припав к нему беспутной головой,ему доверив сон мятежный свой.Всегда найдутся женские глаза,чтобы они, всю боль твою глуша,а если и не всю, то часть ее,увидели страдание твое.Но есть такая женская рука,которая особенно сладка,когда она измученного лбакасается, как вечность и судьба.Но есть такое женское плечо,которое неведомо за чтоне на ночь, а навек тебе дано,и это понял ты давным-давно.Но есть такие женские глаза,которые глядят всегда грустя,и это до последних твоих днейглаза любви и совести твоей.А ты живешь себе же вопреки,и мало тебе только той руки,того плеча и тех печальных глаз...Ты предавал их в жизни столько раз!И вот оно - возмездье - настает.`Предатель!`- дождь тебя наотмашь бьет.`Предатель!`- ветки хлещут по лицу.`Предатель!`- эхо слышится в лесу.Ты мечешься, ты мучишься, грустишь.Ты сам себе все это не простишь.И только та прозрачная рукапростит, хотя обида и тяжка,и только то усталое плечопростит сейчас, да и простит еще,и только те печальные глазапростят все то, чего прощать нельзя...
(1961)
Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Любимая, спи»
Аудиозапись стихотворения «Бабушки» в исполнении М. Задорнова
***
Если людив менявходят,не выходят онииз меня.Колобродят,внутри хороводят,сквозь мою немоту гомоня.Мудрецамии дуракамипереполнен, -вконец извели! -так, что кожу мою каблукамипробивают ониизнутри.Дайте чуточку отдышаться!Невозможно!Я перенабитприносившими столько счастья,наносившими столько обид.Что со мною случилось такое?Что мне делать с огромной толпоюв моей собственной малой груди -хоть милицию там заводи.Стал немножечко я сумасшедшим,ибо там,в потаенной тени,ни одной я не бросил из женщин,и меня не бросали они.Воскрешения дружб неуклюжи,как стараньем себя ни тирань,но терял я друзей лишь снаружи,а внутри никого не терял.Все, с кем в жизни ругался,сдружился,все, кому только руку пожал,стали новой поджизненной жизнью,как безогненный тайный пожар.Все, что создал мой суетный генийиз мелькания снов и дождей -не собранье моих сочинений,а собрание этих людей.Невозвратного возвратимость -как летящий назад водопад.Кто погибли -во мне возродились,кто еще не родились -вопят.Население слишком большое,непосильное для одного,но душа не была бы душою,если б не было в ней никого...(март 1975)
Прослушивание начала аудиозаписи песни в исполнении А. Малинина «Дай бог» (1990)
Просмотр видеоролика «Дай бог» (Евтушенко читает своё стихотворение)
Прослушивание аудиозаписи песни «Ты спеши» в исполнении Анны Герман
Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Не исчезай»
26289027940
Я приду в двадцать первый век.Я понадоблюсь в нём, как в двадцатом,не разодранный по цитатам,а рассыпанный по пацанятам,на качелях, взлетающих вверх.
Век, воспитанный мной без ремня,вскину к небу, скрывая отдышку,как в соплях и надеждах мальчишку,так похожего на меня.
Я прорвусь в двадцать первый век,к сожалению, не ребёнком,но не тем старикашкой-подонком,что ворчит в озлобленьи на всех.
Дотянусь в двадцать первый век,до его синевы изумлённой,словно сгнившего дерева ветвь,но оставшаяся зелёной.
Как на матч, где сплошные Пеле,в двадцать первый протиснусь, протырюсь,где беспортность и беспартийность,бесправительственность на земле.
К двадцать первому веку пробьюсьи узнаю - ни с кем не сравнимых -всех моих ненаглядных любимыхв лицах царственно плавных бабусь.
Все товарищи мои там,в двадцать первом, как в юности ранней,в тёплой библиотеке дыханий,как по полкам, по чьим-то устам.
Век двадцатый - убийца и тать,но он знал, что такое есть книга.Двадцать первый, а вдруг ты - барыгаи умеешь лишь деньги листать?
Вдруг ты сам себя жлобством заел,самоедством безлюбья, бесстрастья,и скучища смертельная счастьявсех смертельных несчастий взамен?
Вдруг ты просто зазнайка, нахал,и о нас, тебе вырвавших волю,в четверть уха лишь еле слыхал?Я тебе быть глухим не позволю.
Я приду к тебе, будто бы к полю,где когда-то по скалам пахал.
И в поэзию новых времён,в разливанное многоголосье
я по пояс войду, как в колосья,и они отдадут мне поклон.
ноябрь 1995
Прослушивание аудиозаписи песни «Хотят ли русские войны»
«Сегодня мне не нравится повышенная озлобленность людей друг к другу и сильно возросшее чувство зависти. Только отчасти это можно объяснить социальным неравенством. Такой переозлобленности, особенно когда читаешь интернет, я не видел никогда. Нужно избавляться от этого. Надо не только других научиться любить, но и самих себя. Мы очень легко оскорбляем друг друга» (Е. Евтушенко)
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри Природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя...
Прослушивание аудиозаписи песни «Идут белы снеги»
Трогательная задумчивая мелодия и прекрасные слова, падающие на сердце..Просмотр ролика «НТВ о Евтушенко»
Поэт Евгений Евтушенко, скончавшийся сегодня на 85-м году жизни, просил похоронить его в российском писательском поселке Переделкино рядом с Борисом Пастернаком.
Некролог