Разработка урока русского языка в 6 классе по теме: Употребление фразеологизмов в речи


Развитие неречевых процессов
Этапы урока Содержание урока
I. ОргмоментII. Мотивация к учебной деятельности - Ребята, внимательно посмотрите фрагмент кинофильма «Бронзовая птица» (1974) режиссёра Николая Калинина для того, чтобы правильно ответить на вопросы. (Просмотр фрагмента кинофильма)
Развитие логического мышления
Активизация мыслительной деятельности
Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения в сравнении, развитие самоконтроля
Развитие наблюдательности, воображения, творческих способностей
Развитие внимания, самоконтроля III. Основная часть
Актуализация опорных знаний
Целеполагание и мотивирование
Игровые задания
(работа в группах)
Применение знаний и формирование умений и навыков
Открытие нового знания
Первичное закрепление
Применение новых знаний - Какую ошибку в речи допустил главный герой? (Главный герой назвал слова «ответственность» и «чувства» фразеологизмами)
- А почему вы решили, что это ошибка? (Потому, что фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, лексическое значение которых равно либо одному слову, либо целому предложению).
- Ребята, на основе своих наблюдений попробуйте сформулировать тему урока. (Употребление фразеологизмов в речи)
- Сформулируйте цель урока. (Цель урока: научиться правильно употреблять фразеологизмы в речи) (Слайд 2)
- Хорошо. Но чтобы употреблять фразеологизмы в речи, мы должны с вами знать их признаки. Назовите мне признаки фразеологизмов. (Устойчивость, образность, переносное значение, выполняют роль одного члена предложения)
- Теоретический материал вы знаете, но я хочу проверить вас на знание фразеологизмов.
Шуточные вопросы
- В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
- Как дважды два (знать).
- Есть ли глаза у правды?
Д- а, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».
- Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
- Каша.
- Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
- «Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).
- Может ли правда иметь неприятный вкус?
- Да, «горькая правда».
- Какого цвета бывает тоска?
- Зеленого; «тоска зеленая».
«На загадку дай отгадку».
Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)
Его вешают, приходя в унынье, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (Нос.)
Его проглатывают, упорно не желая говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко, за него тянут или дергают, заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (Язык).
- Молодцы! А теперь вспомните и назовите как можно больше фразеологизмов, в состав которых входят слова: язык, нос, уши.
Задание 1. «Кто больше » (Слайд 3)
Команды должны назвать как можно больше фразеологизмов с одним из слов: язык, уши, нос (какое вытянут).
Вывод:
- Иногда для характеристики человека используют фразеологические обороты, отражающие какие- либо качества, черты характера в сравнении с животными. Например, говорят, труслив как заяц.
Задание 2. Закончите предложение. Самостоятельная работа. (Слайд 4)
Болтлив как … сорока
Надут как … индюк
Изворотлив как … уж
Здоров как … бык
Упрям как … осел
Нем как … рыба
Работает как … лошадь
- Обменяйтесь листами с соседом, проверьте его работу, поставьте оценку. (Слайд 5)
Вывод: фразеологизмы можно использовать для характеристики человека, чтобы подчеркнуть его те или иные качества.
- Эти фразеологизмы употребляют, чтобы подчеркнуть те или иные качества человека. Я знаю, какой фразеологический оборот можно отнести к вам, ребята. Каждый из вас изворотлив как уж, поэтому следующее задание не вызовет у вас затруднений.
«Черный ящик» (Слайд 6)
Из ящика вынимается предмет, называется фразеологизм, содержащий в себе название предмета.
Предметы: горошина, камень, шляпа, голова куклы, рог, сердце.
Ответы: горошина – принцесса на горошине, камень – держать камень за пазухой, шляпа – дело в шляпе, , голова – сломя голову, голова как решето, рог – брать быка за рога, рог изобилия, сердце – сердце кровью обливается, сердце не камень, сердцу не прикажешь, яблоко – яблоко раздора, яблоку негде упасть, яблоко от яблони недалеко падает).
Вывод: фразеологизмы украшаю нашу речь, делают её яркой, красивой, образной.
- Существуют ли фразеологизмы в других языках? Рассмотрим таблицу. (Слайд 7)
Русский язык с глазу на глаз без свидетелей
Французский язык tête-â-tête голова к голове
Английский язык face to face лицом к лицу
Немецкий язык unter vier Аugen между четырёх глаз
Задание 3. Найдите русское соответствие иноязычным фразеологизмам: (Работа в группах) (Слайд 8)
Языки мира Русский язык
Из польского – попасть с дождя под водосточную трубу
из огня да в полымя
Из чешского – делать из комара верблюда
делать из мухи слона
Из немецкого – дождь льёт, как на дохлую собаку
дождь льёт как из ведра
Из киргизского – когда хвост верблюда коснётся земли
когда рак на горе свистнет
- Проверим! (Слайд 9)
Вывод: фразеологизмы – глубоко национальны, не переводятся буквально на другие языки.
- Нужно помнить, что фразеологизмы всегда имеют переносное значение. Украшая нашу речь, делая её более живой, образной, яркой, красивой, фразеологизмы доставляют нам немало хлопот - при неверном употреблении появляются речевые ошибки. Рассмотрим таблицу и исправим ошибки.
Речевые ошибки, совершаемые при употреблении фразеологизмов. (Слайд 10)
Хоть об стенку бейся. Хоть об стенку головой бейся.
Всё возвращается на спирали своя. Всё возвращается на круги своя.
Ругали меня на чём свет стоял. Ругали меня на чём свет стоит.
Он в таких делах съел собаку. Он в таких делах собаку съел.
Вывод: нельзя заменять какой-либо компонент фразеологизма, нельзя включать и исключать отдельные слова во фразеологизме, нельзя изменять грамматическую форму фразеологизма.
Задание 4.
Задание для 1 команды
Найдите и исправьте речевые ошибки в употреблении фразеологизмов. (Работа в группах)
Не за горой тот день, когда мы окончим школу Не за горами тот день, когда мы окончим школу.
Нельзя сидеть сложив руки. Нельзя сидеть сложа руки.
На вечере, посвященном А.С. Пушкину, задавали кляузные вопросы о Наталье Николаевне. На вечере, посвященном А.С. Пушкину, задавали каверзные вопросы о Наталье Николаевне.
Рука не поворачивается сделать это. Рука не поднимается сделать это.
Язык не поднимается говорить об этом. Язык не поворачивается говорить об этом.
Задание для 2 команды.
Восстановите фразеологизмы и на их основе придумайте увлекательный рассказ о событии, которое могло с вами произойти.
Голова идёт кругом; дух захватывает; мороз по коже; ждать у моря погоды; гора с плеч; на седьмом небе; не показать вида; опустить руки; принять близко к сердцу; сгореть от стыда; сквозь землю провалиться.
Задание для 3 команды.
Найти в рассказе 10 фразеологизмов. Объяснить значение любых двух фразеологизмов. Сделайте вывод о значении фразеологизмов в русском языке.
(на каждом столе лежит раздаточный материал)
Кашу маслом не испортишь
— Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, — сказала мама. А Саша стучит.
— Прекрати стук! — сказал папа.
А Саша стучит...
— Как об стенку горох, — говорит бабушка. — Ему хоть кол на голове теши, а он все свое... Отберу молоток!..
Стучит...
— Сказано — сделано! — Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
— Отдай!
— Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал.
— Я машину чиню... А бабушка:
— Всему свое время.
— Зачем молоток унесла?
— Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
— Не все: мы не спим.
— Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
— Какая живая у нашей бабушки речь — вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
— Кашу маслом не испортишь.
Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как собственных ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.
Вывод: Согласны ли вы с мнением папы из рассказа «Кашу маслом не испортишь», что у бабушки живая речь? А как вы это понимаете? (Все фразеологизмы употреблены к месту и отражают суть происходящего в рассказе, что делает рассказ более выразительным, красочным)
IV. Итог урока Учащиеся выбирают вопросы, на которые могут дать ответы. (Слайд 11)
Используются ли фразеологизмы для того, чтобы дать характеристику каких-либо качеств человека?
Какой делает нашу речь употребление фразеологизмов?
Можно ли заменить фразеологизмы близкими по значению словами?
Узнал ли я сегодня что-то новое?
Какие фразеологизмы запомнились больше всего?
Заинтересовала ли данная тема, появилось ли желание изучать тему «Фразеология» самостоятельно?
На какой вопрос не смогли найти ответа?
V. Рефлексия
Деятельности на уроке На эти вопросы ответьте про себя.
Умею ли я опознавать фразеологизмы?
Понимаю ли я смысл фразеологизмов?
Умею ли я употреблять в речи фразеологизмы?
Испытывал ли трудности на уроке?
«Пантомима»
Давайте попробуем оценить каждый свою работу. Если считаете, что вы на уроке хорошо работали, внимательно слушали и узнали много нового и интересного, то поднимите руки вверх – вы собой довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. Кто желает прокомментировать свою работу или может отметить работу одноклассника, команды?
VI. Аргументированная оценка за урок VII. Дом.
задание Повторить пройденный материал.
Творческое задание: составить сказку с использованием фразеологизмов.