Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему Роль имен существительных в речи и в предложении. Знакомство со словарями.

Русский язык. 4 класс

Путешествие под парусами.



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Тема: Роль имен существительных в речи и в предложении. Знакомство со словарями.

Цель: Закрепление знаний об имени существительном
Задачи: Увидеть вместе с ребятами новое в давно известном.
Повторить основные сведения об имени существительном
Расширить представления обучающихся о роли имен существительных в речи.
Развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость, внимание, умение анализировать, делать выводы
Воспитывать любовь к родному языку на примере литературных произведений.











Ход урока.

Организационный момент.
- Дети, вам тепло?
- Вам светло?
- У вас хорошее настроение?
- Вам хочется учиться?
- Значит, можно всем садиться!
Сегодня у нас необычный урок. Урок - путешествие под парусами в страну Знаний. Сегодня наш класс будет кораблем, парты – каютами, а мы – моряками. Вы согласны? Тогда « полный вперед»!

Кто за приключения?
Все без исключения!
Поднимаем парус
И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось
Еще немало стран,
Пока что неоткрытых,
Или давно забытых!
Дорог в морях немало –
Смелее у штурвала! ( Штурвал – рулевое колесо на судне)

Чистописание.
А отправляемся мы из порта Чистописания. На море небольшое волнение, как в этих строчках.
лЛл ЛлЛ
мМм МмМ
Дует морской бриз.
- Какое новое слово встретили?
- Что такое бриз? Где можно узнать, что означает это
слово (лексическое значение)?
- Сколько значений имеет это слово? Какое это слово?
- Какая орфограмма в этом слове? Какие еще изученные орфограммы
есть в словах данного предложения.
- Что вы можете рассказать об этом слове как о части речи?
Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. Чистописание.
Мои вам пожелания:
Большому кораблю – большое плавание. Счастливого пути!

Словарная работа.

Отправляйся дальше смело в путь,
Ум, смекалку не забудь.
Много трудностей придется одолеть,
Нужно везде нам с друзьями успеть.

Мы в море Словарных слов.
Прочитайте слова. Что их объединяет? Докажите. Какое слово лишнее? Почему? Подберите синонимы к слову путешествие.
Расскажите об этом слове как о части речи?
Поставьте в словах ударение и пропущенные буквы.
Поменяйтесь флажками. Проверьте и оцените работу товарища.
Где можно узнать, как правильно пишется слово? (с. 155-156)

Корабль, капитан, облако, путешествие, свобода, тревога, решение, простор, фантазия.
Поднимите руки, кто доволен своей работой?

Орфографическая минутка.

Будь смел и отважен –
Прочти много книг,
В большом море знаний
Плыви ученик.
К заветной мечте
И чудесной земле
В нагруженном знаниями корабле.
Ребята, вы знаете, что читать - это очень здорово, интересно и полезно! Книги помогают нам стать умнее, учат правильно говорить, обогащают нашу речь. Недаром говорят: «Кто много читает, тот много знает!»
- Вы любите читать? А что любите читать?
Мы на острове Поэзии. Странный листок выпал из судового журнала. На нем записан отрывок из стихотворения «Парус». Прочитайте?
Билеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Што кинул он в краю радном?
Кто автор этих строчек?
- Что заметили?
- Что нужно сделать?
Соленая морская вода размыла чернила, и в некоторых словах появились ошибки. Найдите и исправьте их, сделайте синтаксический разбор первого предложения.
- Назовите имена существительные?
- Какими членами предложения они являются?
- Какую роль выполняют имена существительные в речи?
(называют предметы, помогают ясно представить картину)
- Какую картину вы представили, когда читали эти строчки?

Физминутка. Релаксация. Закройте глаза и представьте, что вы плывете на этом корабле по безбрежному синему морю.
Формулирование темы и цели урока.
Мы уже в заливе Угадай – ка. А впереди видны берега чудесной страны. Там живут слова, которые чаще всего встречаются в речи, и наши верные помощники, которые многое могут рассказать нам о них. Догадались кто они? Определите тему урока. Чему будем учиться?
Мы продолжаем изучать имена существительные, их роль в речи и предложении, а сегодня еще познакомимся со словарями и научимся их читать. «Читать словари? Что за странность!»- подумаете вы. Ведь это не сказки, рассказы и стихи, которые вы так любите читать.
- А вы когда-нибудь читали словари?
- Как вы думаете, чтение словарей - это полезное занятие? Давайте узнаем мнение французских поэтов Шарля Бодлера и Теофиля Готье.
Работа с учебником.
- Прочитайте текст в упр. 109, стр.102-103.
- Какова его главная мысль?
- Что нового еще узнали из этого текста?
- Перечислите, какие словари вы знаете?
- А что можно узнать из словарей? А чтобы проверить ваши предположения, нужно скорее попасть в страну Знаний.

Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Штормы и ветры нам не страшны,
Ждут берега нас далекой страны.
Пусть бури и ветры,
С тобой верный друг
И помощь протянут тебе сотни рук.
А вот и страна знаний. Нас встречают словари. Они сейчас о себе расскажут, а вы догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нем.
«Мое назначение - объяснять, что означает слово. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нем 120 тысяч слов»
Толковый словарь помогает уточнить лексическое значение слова, выявить многозначность.
2) «Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной". (Словарь синонимов)
- Что такое синонимы?
Вывод. Зачем в речи нужны слова синонимы? (Они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной, точной, помогают избежать повторов)
3) Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи, но эти слова противоположны по значению". (Словарь антонимов).
- Какие слова называются антонимами? (Разные по звучанию слова с противоположным значением).
Вывод. Зачем в речи нужны слова антонимы?
(Помогают подчеркнуть противоположность, сделать речь образнее).
Жители страны Знаний приготовили для вас задание:
с помощью словарей рассказать по плану 1 команде о слове, а второй - о слове.
Но словарем нужно уметь пользоваться. Какой главный секрет словаря нужно знать?
План.
Что означает слово (лексическое значение).
Какие есть синонимы у этого слова.
Какие есть антонимы к этому слову.
Какая это часть речи, ее постоянные и непостоянные признаки.
Молодцы! С такой командой можно плыть к самому горизонту, но
наше путешествие завершается.
Рефлексия.
На корабле во время плавания ведется судовой журнал. Ежедневно дежурный записывает все события дня. Давайте ему поможем. Расскажите о нашем путешествии, начиная со слов:
Я узнал
Я научился..
Я понял..
Мне было
Мне понравилось
Я доволен своей работой на уроке, потому что
Домашнее задание.
Дома вы поработаете над своей устной научной речью. Составите небольшой текст на тему «Роль имен существительных в речи» по плану, который дан в учебнике на странице 106, в упражнении 115. Посмотрите задание и запишите в дневник.
Желаю успеха в домашней творческой работе!
Оценивание.

Всем спасибо за урок!
Вот уже звенит звонок!
Встаньте, подровняйтесь,
Со всеми попрощайтесь.








































к . рабль
к . питан
обл . ко
пут . шествие
св . бода
тр . вога
р . шение
пр . стор
ф . нтазия







к . рабль
к . питан
обл . ко
пут . шествие
св . бода
тр . вога
р . шение
пр . стор
ф . нтазия






к . рабль
к . питан
обл . ко
пут . шествие
св . бода
тр . вога
р . шение
пр . стор
ф . нтазия







к . рабль
к . питан
обл . ко
пут . шествие
св . бода
тр . вога
р . шение
пр . стор
ф . нтазия







к . рабль
к . питан
обл . ко
пут . шествие
св . бода
тр . вога
р . шение
пр . стор
ф . нтазия






к . рабль
к . питан
обл . ко
пут . шествие
св . бода
тр . вога
р . шение
пр . стор
ф . нтазия









Парус

Билеет парус одинокий
В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?
Што кинул он в краю радном?
















Парус

Билеет парус одинокий
В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?
Што кинул он в краю радном?

















План

Что означает слово (лексическое значение)?
Какие есть синонимы у этого слова?
Какие есть антонимы к этому слову?
Какая это часть речи, ее постоянные и непостоянные признаки.
( морфологический разбор)













Судовой (корабельный) журнал.
Расскажите о нашем путешествии, начиная со слов:
Я узнал
Я научился
Я понял
Мне было
Мне понравилось
Я доволен своей работой на уроке, потому что
Я ставлю себе за урок оценку









План

Что означает слово (лексическое значение).
Какие есть синонимы у этого слова.
Какие есть антонимы к этому слову.
Какая это часть речи, ее постоянные и непостоянные признаки.


















Анатоль Франс
Словарь – это вся вселенная в
алфавитном
порядке.
15