Презентация по русскому языку на тему Работа со словарями русского языка как средство повышения культуры речи(6 кл.)


Проект: Работа со словарями русского языка как средство повышения культуры речиТворческое название проекта:«Язык мой – мой друг?» Автор: педагог-библиотекарь МБОУ «Желябовская СОШ» Киселёва В.В. Аннотация проектаПроект предназначен для обучающихся 5-6 классов на изучение темы «Лексика».Цель проекта – привлечь внимание ребят к проблемам русского языка, вызвать интерес к изучению предмета, а также к чтению художественной литературы.Проект предназначен для развития речевой культуры учащихся, обогащения их словарного запаса, приобщает к работе со словарём, учит выбирать нужные словари в зависимости от конкретной познавательной цели.Проект позволяет усвоить темы, наименее охваченные в учебниках. Проблема: Как научиться говорить грамотно, точно и выразительно?Вы хотите уметь ясно и четко излагать свои мысли?Вы хотите познакомиться с различными словарями русского языка?Вы согласны, что при изучении культуры речи не обойтись без словарей – ценных источников знаний о словах русского языка? Тогда этот проект для вас! Дидактические цели:Развитие грамотной и выразительной речи обучающихся, обогащение их словарного запасаФормирование умений и навыков речевого общения, повышение культуры письменной и устной речиПриобретение навыков самостоятельной работы со справочной литературой, с источниками информации, умений обобщать, обрабатывать и усваивать информацию в виде новых знанийВоспитание бережного отношения к родному языку Методические задачи:Сформировать представление о разнообразии словарей русского языка и функциях каждого из нихОсвоить приёмы работы со словарямиНаучить обрабатывать и обобщать полученную информациюНаучить обучающихся представлять результаты своего труда с использованием информационно-коммуникативных технологий Проблемные вопросы учебной темы:В чём актуальность проблемы развития речевой культуры обучающихся?Можно ли сделать свою речь богатой, грамотной, выразительной и точной?Как устроены словари разных типов?Верно ли утверждение, что словари – это «спутники цивилизации»? Темы самостоятельных исследовательских работ обучающихся:«В гостях у Толкового словаря»«Почему словари называют «сокровищами национального языка»?«Откуда пришли слова»?«О чём расскажет фразеологизм»?«Что интересного в словаре антонимов»? Этапы проведения проекта:Презентация учителя для выявления представлений и интересов обучающихся к данной теме;«Мозговой штурм»: формулирование тем исследований учеников;Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем;Обсуждение плана работы обучающихся. Этапы проведения проекта(продолжение):Работа с различными источниками информации;Самостоятельная работа в группах;Подготовка обучающимися творческого отчёта о проделанной работе в виде презентации и публикации;Представление результатов на конференции. Формы представления результатов исследования:Групповые творческие отчёты по проблемным вопросам;Кроссворд «Антонимы –это интересно!»Презентация «О чём рассказали фразеологизмы»Буклет «Знакомьтесь – толковый словарь С.И.Ожегова!»Презентация «В гостях у этимологического словаря»Результаты анкетированияПамятки для учащихся, как работать со словарями Анкета для учащихся 5-6 классов:- Назовите справочную литературу, которой вы пользуетесь в учебном процессе и во внеурочное время? - Какой справочной литературой вы пользуетесь при подготовке различных заданий? - Как часто вы обращаетесь к справочной литературе? - Каких авторов (составителей) словарей вы знаете по русскому языку? - Для чего нужны лингвистические словари? - Знаете ли вы, чем отличаются энциклопедии от лингвистических словарей? - От кого вы узнаете о словарях и энциклопедиях?  Памятка «Как работать с толковым словарём» - Найдите слова по алфавиту. - Прочитайте лексическое значение слова. - Обратите внимание на постановку ударения и написание слова. - Определите, многозначное или однозначное это слово, имеет ли оно переносное значение; общеупотребительное, профессиональное, диалектное оно; устаревшее или нет. - Назовите однокоренные слова из словарной статьи. - Приведите примеры использования слова в речи. - Запомните написание, произношение, толкование слова.  Памятка  «Как работать с орфографическим и орфоэпическим словарём» - Найдите слово по алфавиту. - Обратите внимание на постановку ударения и правильное произношение слова. Произнесите его вслух или про себя. - Проанализируйте и запомните его правописание. - Постарайтесь извлечь как можно больше информации из грамматических помет. - Запомните произношение и написание слова.  Памятка  «Как работать с фразеологическим словарём»Найдите фразеологизм по алфавиту. Укажите варианты фразеологического оборота, если они есть. Обратите внимание на постановку ударенияОбратите внимание на происхождение фразеологизма и указание на литературу по данному вопросу, если есть. Приведите примеры употребления фразеологизма в речи. Запомните написание и толкование фразеологического оборота.  Памятка «Как пользоваться Российским Энциклопедическим Словарём»1. Названия статей даются в алфавитном порядке в ед. числе («Автомобиль», а не «Автомобили»). Но если вы не находите слово в ед.ч., следует искать во множественном числе («Воробьи», а не «Воробей»).2.В названиях статей над ударными гласными стоит символ ударения, если допускается и другое ударение, то этот знак будет расположен над двумя гласными.3.К терминам, представляющим собой заимствования у других языков (кроме географических названий, биологических и химических номенклатурных названий) даётся краткая этимологическая справка: «Митоз (от греч. Mitos-нить)…». Также и для статей о иностранных деятелях.4.В статьях большое количество основных сокращений, все они расшифровываются на 2008 странице словаря.5. В конце РЭС вы найдёте дополнительную информацию на стр. 1886-2015 находится рубрика «Приложения», которая содержит информацию о денежных единицах стран мира, о международной система единиц, об административно-территориальное делении РФ и др. государств, о территория и численность населения разных стран мира, о лауреатах Нобелевской премии и многое др. Информационные ресурсы Литература:1.Введенская Л.А. Русское слово.-М.:Просвещение, 1987.2. Волина В. Занимательный этимологический словарь.- М.:Аст-Пресс,1996.3. Кожин А.Н. О культуре речи.- М.: Знание, 1981.4. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура.- М.: Просвещение, 1994.5. Шанский Н.М. В мире слов.- М.: Просвещение, 1985. Лингвистические словари:Ожегов С.И. Толковый словарь русского языкаСловарь антонимов русского языка/Львов М.Р.- М.:Аст-Пресс, 2008.Фразеологический словарь русского языка.- М.: Астрель, 2008.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Шанский Н.М.- М.: Дрофа, 2004.