РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Ларина Ирина Александровна,
преподаватель математики и информатики

БУ СПО ХМАО - Югры «Урайский политехнический колледж», преподаватель, (г. Урай)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Аннотация. Статья посвящена описанию интегрированной оценки успешности освоения студентами образовательных программ, созданию комфортной среды обучения и воспитания. В статье рассматриваются результаты апробации рейтинговой системы в Урайском политехническом колледже студентами по направлению специальности «Программирование в компьютерных системах».
Ключевые слова: рейтинговая система, информационные технологии, качество обучения.

На каждом этапе развития страны существовала и существует необходимость в отечественных инженерных кадрах. Наиболее заметным достижением России в инженерном образовании является организация подготовки инженеров нового типа, инженеров-исследователей. Эта подготовка базируется на широком изучении таких фундаментальных наук, как математика, механика, физика, информатика. Эти науки всегда были сложны в понимании, о чем свидетельствуют ежегодные результаты единого государственного экзамена. От преподавателя физико – математического цикла требуются новые педагогические подходы для повышения качества обучения.
В настоящее время все более возрастает роль информационных технологий в образовании. Примером новой информационной технологии может послужить развивающая обучающая технология, характерной особенностью которой является учёт уровня потребностей интересов, склонностей, способностей и возможностей личности. Одной из разновидностей развивающих технологий является рейтинговая система обучения. При обучении студент работает максимум времени самостоятельно, учится планированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение студентом учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки ( несовпадение с образцом, чтобы понизить оценку. Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации студента, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» – решение студента даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему студент может и должен стремиться[1].
Цель рейтингового обучения:
создание условия для мотивации самостоятельности студентов;
комплексная оценка качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ.
Основные задачи рейтинговой системы:
-          увеличение доли самостоятельной работы студентов;
- повышение мотивации студентов к активной систематической учебной работе в течение всего учебного года по усвоению фундаментальных знаний и умений по дисциплине;
-          выработка единых требований к оценке знаний в рамках отдельной дисциплины;
-     организация непрерывного мониторинга за работой студентов в течение всего учебного года;
-     осуществление постоянного контроля за успеваемостью самими студентами и преподавателями;
-     получение дифференцированной и разносторонней информации о качестве и результативности обучения с целью морального и материального поощрения студентов[2].
Рейтинговая система оценивания знаний позволяет:
создать максимально комфортную среду обучения и воспитания;
перевести учебную деятельность студентов из необходимости во внутреннюю потребность;
в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор студентов возможных вариантов и форм овладения дисциплиной;
преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях студентов, знать и учитывать их индивидуальные особенности.
Главная сложность при внедрении рейтинговой системы – значительное увеличение временных затрат, интенсивности труда преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия.
В целях апробации данная система была введена в колледже для оценки освоения студентами основных образовательных программ по направлению специальности «Программирование в компьютерных системах», основную долю учебного плана составляют дисциплины математического цикла, профессионального цикла, связанные с программированием и информатикой, что является основой инженерного образования.
В ходе работы над проектом, в результате обсуждения творческой группы ведущих преподавателей, была проведена корректировка, отброшены некоторые критерии оценивания в виду их нецелесообразности. Определены единые требования к оцениванию всех контрольных точек: практических, самостоятельных, контрольных, зачетных работ и т.д. Были разработаны технологические карты рейтинговых баллов по учебным дисциплинам. Технологические карты были сформированы в соответствии с рабочими программами и доведены до сведения студентов.
Анализ внедрения рейтинговой системы показал:
- повышение качество обучения у студентов с 48% до 72%;
- повышение мотивации студентов в обучении, активное участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах различного уровня, научно – практических конференциях как повышение своего личного рейтинга;
- повышение посещаемости и уровня сознательной дисциплины на занятиях.
В заключении хочется отметить, данная система является более объективной и гибкой системой оценивания знаний, без всякого сомнения. Она формирует ответственность, стимулирует ситуацию успеха. У студента нет состояния безысходности в улучшении оценки, формирует здоровый дух соревнования. Рейтинговая система существенно повышает стремление студентов к приобретению знаний, что приводит к повышению качества подготовки будущих специалистов.
Список литературы.
1. Васильева, Н.А. Квалиметрические основы рейтинговой системы контроля знаний студентов. [Электронный ресурс]: диссертационная работа / Н.А. Васильева. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Тарасенко О. В., Димиденок Ж. А. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза // Молодой ученый. 2014. №1. С. 579-581.
3. Гудкова В. С., Ячинова С. Н. Модульно-рейтинговая система как средство повышения качества обучения // Молодой ученый. 2015. №8. С. 910-912.