Реферат по музыке на тему Орган


Министерство образования и науки РФ
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Факультет художественного образования
Кафедра истории и теории музыки






Контрольная работа по инструментоведению
на тему: «Орган»







Выполнила: студентка 4 курса заочного
отделения Жигалова Ю.С.

Проверила: Лазанчина А. В.






Самара 2011












ПЛАН

1.Название инструмента по-итальянски
2.История происхождения
3.Описание современной модификации: строение инструмента
4.Специфика разновидностей
5.Местонахождение в партитуре, ключ нотирования
6.Строй. Настройка инструмента
7.Оркестровый диапазон и регистры
8.Технические возможности инструмента
9.Известные соло из симфонической, оперной или балетной музыки
10.Выдающиеся исполнители-инструменталисты





























1



Орган - очень древний клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый большой и сложный из существующих инструментов. Его отдаленными предшественниками были, по-видимому, волынка и флейта Пана (набор тростниковых дудочек различной величины). Само название "орган" происходит от латинского слова organum, так в древности называли музыкальные инструменты вообще. Это идет ещё от греческого organon - орудие, инструмент. Первым в III или II веке до н. э. появился водяной орган - гидравлос; его изобретение приписывается мастеру Ктесибию из Александрии. Гидравлос был достаточно мощным инструментом. Необходимое давление воздуха, поступавшего в трубы, поддерживалось в нем столбом воды. Гидравлос использовался греками и римлянами на ипподромах, в цирках, а также для сопровождения языческих мистерий, звук у него был необычайно сильным и пронзительным. В первые века христианства водяной насос был заменен воздушными мехами. Это позволило увеличить размеры труб и их количество в органе. Такие инструменты появились в IV в. в Византии, откуда они и проникли в Западную Европу, стали изготовляться в Чехии, Германии, Италии. На Западе орган постепенно стал "королем инструментов", но до этого должно было пройти немало столетий, в течении которых орган подвергался различным усовершенствованиям. Уже в середине V в. органы строились в испанских церквах, но,
поскольку инструмент по-прежнему звучал очень громко, его использовали только в дни больших праздников. Первоначально это был преимущественно светский инструмент, и лишь позже орган стал неотъемлемой частью католической церковной практики.

2
К XI в. большие органы строились повсюду в Европе; необычайными размерами был известен, в частности, орган, построенный в 980 г. в английском Винчестере. У него было две клавиатуры для двух музыкантов, а его диапазон достигал трех октав. В X-XI вв. увеличивается число труб органа. Но происходит это за счет изменения величины клавиш. Они становятся очень большими, и на них было невозможно играть просто пальцами, да и давить на них нужно было с силою. Органисты того времени ударяли по клавише кулаком или локтем. Естественно, это сильно ограничивало возможности музыкантов, их роль сводилась, вероятно, к поддержке отдельных звуков вокальных партий. Но постепенно на смену неуклюжим большим "пластинам" пришли клавиши, играть на которых стало гораздо легче. Диапазон инструмента стал шире, а регистры - разнообразнее. Вместо медных труб вводятся оловяные. В XIV веке появляются первые сведения о применении ножной басовой клавиатуры - педали. Внизу располагалось от 8 до 12 клавиш, и это позволяло органистам теперь извлекать звуки самого низкого регистра. Соответственно и звучание органа стало более насыщенным и разнообразным.
В эпоху Возрождения строительство органов очень быстро прогрессирует. К XVI веку это уже очень сложный инструмент. Клавиатура теперь уже могла насчитывать 5 террасообразно расположенных рядов, так называемых мануалов. Музыкант мог попеременно играть на каждом из них любой рукой. При этом диапазон каждого мануала доходил до пяти октав. Кроме того, в органе были установлены специальные регистровые переключатели, благодаря которым тембровые возможности инструмента резко возросли. Каждая клавиша могла быть соединена с несколькими десятками, а иногда даже сотнями труб, которые издают звук одинаковой высоты, но разной окраски.
3
Орган мог имитировать не только флейту или скажем гобой (например регаль, орган, оснащенный язычковыми трубами, давал очень красочный тембр звучания, напоминавший духовые инструменты), а и оркестровые группы. Зачастую его звучание напоминало хор. Появляется светская органная музыка, оказавшая большое влияние на дальнейшее развитие концертно - инструментальной культуры (основные жанры - прелюдия, фантазия, токката, канцона, каприччио, ричеркар, впоследствии - фуга и др.) Теперь орган по праву мог именоваться королем инструментов. Большое внимание начинает уделяться внешнему виду инструмента, традиционным становится пышный декоративный фасад. В широкое употребление также вошел маленький переносной орган - портатив и миниатюрный стационарный орган - позитив. На таких небольших инструментах можно было музицировать и в домашних условиях. Эпоха Барокко стала настоящим золотым веком органостроения и органного исполнительства. Органы XVII-XVIII вв. отличались красотой
и разнообразием звучания. Для них была характерны исключительная тембровая ясность и прозрачность. Это делало их превосходными инструментами для исполнения полифонической музыки. Почти все великие органные композиторы - Букстехуде, Пахельбель, Фрескобальди, Свелинк, Бах - писали именно для "барочного органа". А вот романтизм XIX в. с его стремлением к мощному оркестровому звучанию, как считается, оказал сомнительное влияние на органостроение и органную музыку. Мастера пытались создать инструменты, являющие собой "оркестр для одного исполнителя". В результате же дело свелось к слабой имитации оркестра. Вместе с тем в XIX иXX вв. в органе появилось много новых тембров, а также были сделаны существенные усовершенствования в конструкции инструмента.
4
XX столетие с его стремлением к гигантизму естественно не могло не отметиться в книге рекордов Гиннесса. Неудивительно, что преуспели в этом американцы. В Атлантик-Сити (штат Нью-Джерси) был построен огромный орган, насчитывающий 33 112 труб. Этот инструмент имеет две кафедры, причем на одной из них - семь клавиатур. Но всему есть предел. В том же XX в. и органисты и органостроители осознали необходимость возвращения к более простым и удобным типам инструмента. И прежде всего к барочным органам. Широкую известность получило органное движение в Германии под лозунгом "Назад к Зильберману!" (Зильберманы - это семья известных немецких органных мастеров XVIII в. - два брата Андреас и Готфрид и сын Андреаса Иоганн Андреас; они построили в Германии, Швейцарии и Австрии органы, которые и по сей день считаются образцовыми и непревзойденными по своим музыкальным характеристикам), развернувшееся по инициативе Альберта Швейцера. Движение боролось за восстановление подлинного органного звучания эпохи Баха, без позднейших романтических реконструкции.

Пульт органа («шпильтиш» от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Spieltisch или органная кафедра)  пульт со всеми необходимыми для органиста средствами, набор которых в каждом органе индивидуален, но общие: игровые  мануалы и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (или просто «педаль») и тембровые  включатели регистров. Могут присутствовать также динамические  швеллеры, различные ножные рычаги или кнопки для включения копул и переключения комбинаций из банка памяти регистровых комбинаций и устройство для включения органа. За пультом, на скамье, органист сидит во время исполнения.

5

Копула  механизм, с помощью которого включенные регистры одного мануала могут звучать при игре на другом мануале или педали. В органах всегда есть копулы мануалов к педали и копулы к главному мануалу, так же почти всегда есть копулы более слабых по звучанию мануалов к более сильным. Копула включается/выключается специальным ножным переключателем с фиксатором или кнопкой.
Швеллер  ножная педаль, с помощью которой можно регулировать громкость данного мануала, открывая или закрывая створки жалюзи в ящике, в котором расположены трубы этого мануала.
Банк памяти регистровых комбинаций  устройство в виде кнопок, доступное только в органах с электрической регистровой трактурой, позволяющая запоминать регистровые комбинации, упрощая тем самым переключение регистров (смену общего тембра) во время исполнения.
Готовые регистровые комбинации  устройство в органах с
пневматической регистровой трактурой позволяющее включать готовый набор регистров (обычно p, mp)
Тутти (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Tutti кнопка включения всех регистров и копул органа.
Мануал (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] manus  рука)  это клавиатура для игры руками.
В настоящее время органы изготавливаются в основном с мануалами диапазоном от С (до большой октавы) до gі (соль третьей октавы), иногда до fі, aі или c4. Мануалов в органе от 1 до 7 (обычно 24), расположены они в пульте органа террасой, один над другим. Каждый мануал имеет латинскую нумерацию в зависимости от расположения (от нижнего к верхнему  I

6

мануал, II мануал и т. д.), а также собственный набор регистров, от расположения труб в органе которого зависит название самого мануала:
Главный мануал (имеющий самые громкие регистры)  в немецкой традиции называется Hauptwerk ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Grand orgue, Grand clavier) и располагается ближе всего к исполнителю, либо на втором ряду, то есть I или II мануал.
Oberwerk (менее громкий вариант) либо Positiv (облегченный вариант) ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Positif)  второй по значимости и громкости мануал, трубы этого мануала расположены над трубами Hauptwerk.
Rьckpositiv  трубы этого мануала расположены отдельно от остальных труб органа. Если органист сидит лицом к органу, то Rьckpositiv будет за спиной органиста.
Hinterwerk  трубы расположены в задней части органа,
Brustwerk  трубы расположены прямо над игровым пультом или по бокам от него,
Solowerk  с большим количеством сольных регистров.
Мануалы Oberwerk и Positiv на игровом пульте располагаются над мануалом Hauptwerk, а мануал Ruckpositiv  под мануалом Hauptwerk, тем самым воспроизводя архитектурное строение инструмента.
В период романтизма в органостроении появилось новшество  мануал, трубы которого расположены внутри своеобразного ящика, имеющего во фронтальной части вертикальные створки жалюзи, управляемых органистом с помощью особой педали Schweller. Створки жалюзи позволяют регулировать громкость. В немецкой традиции этот мануал называется
7


Schwellwerk ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Recit expressif, он может быть расположен в самой верхней части органа (более распространенный вариант), по бокам от Hauptwerk под ним или за ним и зачастую за фасадными трубами, так чтобы створки жалюзи были не видны. Мануал Schwellwerk обычно располагается на игровом пульте на более высоком уровне, чем Hauptwerk, Oberwerk, Positiv, Ruckpositiv.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или просто педаль  это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], имеющая набор клавиш диапазоном от 5 до 32 (обычно 32, от C до g1 или до f1), с собственным набором регистров преимущественно низких звуков, для игры ногами, нажимая клавиши каблуком или носком в зависимости от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (до [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  только носком).
Педальная клавиатура бывает прямой или радиальной, вогнутой или нет. Орган без педали или с подвесной (не имеющей собственных регистров) называется позитив, маленький переносный орган  портатив.Благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, большой орган имеет звуковой объём в 9,5 октав.Партия для рук пишется на двух нотоносцах  в ключах и как для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Партию для ног почти всегда пишут на отдельном нотном стане под партией для рук.
В органе бывают трубы следующих величин:
1 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  ноты звучат тремя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] выше писанных,
2 фута  ноты звучат двумя октавами выше писанных,
4 фута  ноты звучат октавой выше писанных,
8 футов  ноты звучат как пишутся,
8


16 футов  ноты звучат октавой ниже писанных,
32 фута  ноты звучат двумя октавами ниже писанных.
К тому же, имеются регистры с дробным числом футов, звучащие на квинту или терцию выше (в зависимости от длины) и дающие особые призвуки, оттенки звука, например Twelfth 2 2/3 и Quinte 1 1/3. Закрытие лабиальной трубы сверху приводит к понижению издаваемых звуков на октаву. Не все органы имеют трубы больших размеров.
Для настройки малых открытых лабиальных металлических труб органа используется [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Разновидности органа: фисгармония, электронный орган, электрический орган, орган. Нотируется в скрипичном и басовом ключах. В партитуре записывается над скрипичной группой.
Известное соло- Сен-Санс, Симфония №3, Финал.
Композиторы, сочинявшие органную музыку:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Выдающиеся исполнители-инструменталисты: И.С. Бах, И.К. Бах, Д. Скарлатти.









10

Литература:
А.Д. Алексеев «История фортепианного искусства» , - М.:Музыка,1988.
Келдыш «Музыкальный энциклопедический словарь», - М.:Музыка,1990.












11