Программа кружка Занимательная математика 3 класс





Дополнительная образовательная программа
«Занимательная математика»
Срок реализации: 1 год
Возрастная категория обучающихся: 9-10 лет




Автор – составитель: Сединкина Лариса Александровна
учитель начальных классов











I. Пояснительная записка
Программа «Занимательная математика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы обучения:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Основные методы:
1.Словесный метод:
рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практический метод:
тренировочные упражнения;
практические работы.
4.Объяснительно-иллюстративный:
сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.
Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д.
В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково–исследовательской работы.
Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Место в учебном курсе.
Курс кружка «Занимательная математика» разработан как дополнение к урокам математики для учащихся 3 класса. Он вводит учащихся в мир математики.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 9 – 10 лет в течение 1 года и предназначена для учащихся начальной школы.
Программа рассчитана на 34часа,1час в неделю.

Ценностные ориентиры.
Ценностными ориентирами содержания данного являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Планируемые результаты реализации программы.

В результате реализации дополнительной образовательной программы дети должны:
- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
- открывает перед учащимися возможности для приобретения опыта самостоятельного социального действия,
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
- разучить с детьми таблицу умножения на пальцах, занимательные задачи в стихах, задачи – смекалки, задача – шутка. Загадки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
анализировать правила игры.
действовать в соответствии с заданными правилами.
включаться в групповую работу.
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).



Содержание изучаемого курса
Числа. Арифметические действия. Величины
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» - игра-соревнование; «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», и др.
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Игры , конструкторы из электронного пособия «Математика и конструирование».
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. 3адачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Геометрическая мозаика
Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники , уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента.

Тематическое планирование

Тема занятия
Кол-во часов
В том числе:
Деятельность




теория
практика


1
Вводное занятие. Игра «Решай, смекай, отгадывай!»
1
+

Познавательная игра

2
Историческая страничка.
2

+
Познавательная беседа

3
Развивающая геометрия
4

+
Познавательная игра

4
Логическая игра «Так же, как». Занимательные рамки.
1

+
Познавательная игра

5
Лабиринт. Задачи-шутки. Математическая викторина.
4

+
путешествие

6
Математический кроссворд. Составь круговые примеры
2

+
Познавательная игра

7
Арифметические ребусы. Логическая игра «Меньше малого»
1

+
Познавательная игра

9
Весёлый счет. Игра «Расшифруй слово»
1

+
Познавательная игра

10
Практическая работа. «Математика и конструирование»

1

+
общественный смотр знаний

11
Задачи в стихах. Логическая игра «Первая – одинаковая»
1

+
Познавательная игра

12
Игра «Математический телефон». Весёлые цепочки
1

+
Познавательная игра

13
Ребусы. Логическая игра «Старше – моложе»
1

+
Познавательная игра

14
Историческая страничка. Логические вопросы.
1
+

Познавательная беседа

15
Практическая работа. «Математика и конструирование»

1

+
общественный смотр знаний

16
Инсценировка математического рассказа
2

+
Дидактический театр

17
Весёлые цепочки примеров. Продолжи узор
1

+
путешествие

18
Игра «Математический телефон». Занимательные рамки
1

+
Познавательная игра

19
Арифметические ребусы. Загадки.
1

+
Познавательная игра

20
Круговые примеры. Игра «Молчанка»
1

+
Познавательная игра

21
Математический кроссворд. Сравни рисунки
1

+
Познавательная игра



22
Практическая работа. «Математика и конструирование»

2

+
общественный смотр знаний

23
Логические вопросы. Игра «Путешествие по городам»
1

+
путешествие

24
Математические эстафеты
1

+
эстафета

25
Заключительное занятие.
1

+
викторина


ИТОГО
34
2
32



Календарно-тематическое планирование.


Тема занятия
Количество часов
Дата проведения

1
Вводное занятие. Игра «Решай, смекай, отгадывай!»
1


2
Историческая страничка. Весёлый счет.
1


3
Развивающая геометрия
1


4
Логическая игра «Так же, как». Занимательные рамки.
1


5
Лабиринт. Задача в стихах.
1


6
Математический кроссворд. Составь круговые примеры
1


7
Развивающая геометрия
1


8
Арифметические ребусы. Логическая игра «Меньше малого»
1


9
Весёлый счет. Игра «Расшифруй слово»
1


10
Практическая работа. «Математика и конструирование»
1


11
Лабиринт. Составь круговые примеры.
1


12
Развивающая геометрия
1


13
Задачи в стихах. Логическая игра «Первая – одинаковая»
1


14
Игра «Математический телефон». Весёлые цепочки
1


15
Ребусы. Логическая игра «Старше – моложе»
1


16
Лабиринт. Задача – шутка.
1


17
Историческая страничка. Логические вопросы.
1


18
Практическая работа. «Математика и конструирование»
1


19
Инсценировка математического рассказа
1


20
Весёлые цепочки примеров. Продолжи узор
1


21
Лабиринт. Математическая викторина.
1


22
Игра «Математический телефон». Занимательные рамки
1


23
Развивающая геометрия
1


24
Арифметические ребусы. Загадки.
1


25
Круговые примеры. Игра «Молчанка»
1


26
Задачи в стихах. Математический лабиринт
1


27
Математический кроссворд. Сравни рисунки
1


28
Практическая работа. «Математика и конструирование»
1


29
Логические вопросы. Игра «Путешествие по городам»
1


30
Математические эстафеты
1


31
Инсценировка математических рассказов.
1


32
Развивающая геометрия
1


33
Лабиринт. Логические вопросы.
1


34
Заключительное занятие. Математическая викторина.
1



ИТОГО
34




Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
примечание

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные образовательные ресурсы (ЦОРы)
д
Математика и конструирование.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование класса

Краски акварельные, гуашевые
к


Тушь
к


Бумага А
к


Бумага цветная
к


фломастеры
к


Восковые мелки, кисточки, ёмкость для воды
к


клей
К


Карандаши простые,
к


Техническое оснащение:

Компьютер




Контрольно-измерительные материалы: тестовые задания, анкеты .
Литература
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.
2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.
3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.
5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.




Место реализации программы:
1.Выпуск математической газеты
2.Математический КВН.
3.Викторина. Турнир «Смекалистых».
4.Проект - «Коллективная работа по организации классной выставки» (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни).


































13PAGE 15


13PAGE 14615




Заголовок 215