Рабочая программа кружка Занимательная математика 5-6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс математики 56-х классов - важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной, и даются первые знания о приёмах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьёзное внимание уделяется обучению детей проводить рассуждения и простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащимися постепенно осознаются правила выполнения основных логических операций над высказываниями.
Процесс обучения в школе предполагает, в частности, решение таких важных задач как обучение детей способам усвоения системы знаний, с одной стороны, а с другой - активизацию их интеллектуальной деятельности. Это обуславливает выделение проблемы управления интеллектуальной деятельностью школьников в число наиболее важных для педагогики. Создание условий для максимальной реализации познавательных возможностей ребенка способствует тому, что обучение ведет за собой развитие.
Из года в год наблюдается рост детей с ослабленным здоровьем, что отрицательно сказывается на их успехах в обучении математике. Данная программа (предложенная комбинация и актуальность взятых тем) направлена не только на расширение знаний учащихся в области математики, но и предусматривает возможность компенсации типичных для начального обучения пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии (отражение идеи фузионизма), развитии памяти и внимания.
Методологической основой курса являются идеи Л.С. Выготского о механизмах интериоризации и зоне ближайшего развития высших психических функций, нашедшие свое отражение в кулътурно-историческог теории психического развития, разрабатываемой Л.С. Выготским, А.Н Леонтьевым, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейном, а в дальнейшем - А.Е Запорожцем и Д.Б. Элькониным. Методологические принципы курс; принцип единства биологического и социального в деятельности человек принцип комплексности в анализе психических явлений, принцип учета индивидуальных особенностей в изучении и обучении ребенка.
ЦЕЛЬ кружка:
подготовить учащихся 6-х классов к изучению курс алгебры и геометрии на II ступени обучения в соответствии с зон потенциального развития каждого школьника.

ЗАДА ЧИ кружка:
развитие вычислительных умений и навыков до уровня, позволяющего использовать их при решении задач по математике и смежным дисциплинам;
развитие памяти, внимания и мышления.

ПРОГНОЗ ОЖИДАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА
В соответствии с требованием программы по математике для 6-х классов 80% учащихся должны:
Производить в уме арифметические действия (сложение и вычитание трёхзначных чисел, умножение двух- и трёхзначных чисел на однозначное число, умножение и деление любого числа на 10,100,1000, ...).
Уверенно выполнять письменно действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями (не сложные).
Решать несложные задачи арифметическим (алгебраическим) способом.
Распознавать и изображать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольники, круг, окружность, шар).
При объяснении решений учащимися должна звучать грамотная математическая речь.

КРИТЕРИИ И МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ
1) Для преодоления "комплекса неудовлетворительных отметок" на занятиях факультатива вводится шести балльная система отметок, которая позволяет ученикам отойти от стереотипа школьных отметок. Например, данная система отметок позволяет ученикам относиться к полученной двойке ни как к неудовлетворительной отметке, а как к двум баллам, приближающим; его к итоговому положительному результату. Предусмотренные диагностики разбиты по баллам. Итоги подводятся по двум критериям: усвоен курс на удовлетворительном уровне и на неудовлетворительном уровне (т.е. определяются максимальное и минимальное количество баллов за весь курс).
Выставляется:
6 баллов - при безупречном выполнении;
5 баллов - при одной ошибке;
4 балла - при двух ошибках;
3 балла - при трёх ошибках;
2 балла - при четырёх ошибках;
1 балл - при пяти ошибках.
Если ученик набрал не менее 21 балла, курс считается им усвоенным на удовлетворительном уровне, если набрано менее 21 балла, то - на неудовлетворительном.
2) Для определения уровня развития познавательных способностей использовались следующие методики: память (методика 10 слов), внимание (корректурная проба), мышление (“Анаграммы” (теоретический анализ), методика “Простые аналогии” (или “Сходство между понятиями”), методика "Закономерности числового ряда”, методика “Выделение существенных признаков”, методика “Классификация” или “Исключение понятий”).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6-й класс (1 час в неделю, всего 35 часов)
Делимость чисел
Основная цель - продолжить отработку вычислительных навыков; познакомить с истор
·ией математики в России; научить решать логические задачи.
После изучения данной главы учащиеся должны
знать: признаки делимости на 2, 5,10,100,1000; 4,6, 8,11;
уметь: применять признаки делимости при решении задач.
На исторических примерах школьники приучаются к взаимной критике; ученик, который "отобьётся" от всех возражений своих товарищей, почувствует, что именно логическая полноценность аргументации была тем оружием, которое дало ему победу. А раз почувствовав это, даже находясь в других ситуациях, он будет искать точную полноценную аргументацию, что значительно повысит его логическую культуру.
Действия с обыкновенными дробями.
Основная цель - познакомить с историей возникновения математических терминов и понятий; выработать умения составлять буквенные и числовые выражения, пропорции: и линейные уравнения по условию текстовых задач; познакомить с новым разделом математики - топологией; научить решать логические задачи.
После изучения данной главы учащиеся должны
знать: действия с обыкновенными дробями;
уметь: составлять выражения и уравнения по условию, используя действия с обыкновенными дробями.
Углубляется понимание условий задачи: дети становятся способны выделить существенные и несущественные отношения приведённых в них данных, обнаруживая в итоге принцип построения и решения задачи. Расширяются возможности в осознании детьми своих действий при решении однотипных задач: они осознают не только свойства отдельных действий и особенности условий, в которых эти действия совершаются, но и их объективную общность по способу осуществления.
Действия с рациональными числами
Основная цель - расширить представление учащихся о числе; познакомить с биографиями выдающихся математиков; научить работать с координатной плоскостью; обучать решению занимательных задач.
После изучения данной главы учащиеся должны
знать: действия с рациональными числами;
уметь: выполнять задания на координатной плоскости двух типов.
При решении задач на координатную плоскость и занимательных задач, связанных с наглядностью, общность строения задач выявляется легче, чем при решении задач, где требуется действовать в отвлечённом плане. Поэтому работу по привлечению внимания ребят к строению задачи необходимо проводить в форме коллективного обсуждения возможных преобразований условий и требований.
Действия с рациональными числами
Основная цель - расширить представление учащихся о числе; познакомить с биографиями выдающихся математиков; научить работать с координатной плоскостью; обучать решению занимательных задач.
После изучения данной главы учащиеся должны
знать: действия с рациональными числами;
уметь: выполнять задания на координатной плоскости двух типов.
При решении задач на координатную плоскость и занимательных задач, связанных с наглядностью, общность строения задач выявляется легче, чем при решении задач, где требуется действовать в отвлечённом плане. Поэтому работу по привлечению внимания ребят к строению задачи необходимо проводить в форме коллективного обсуждения возможных преобразований условий и требований.








КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номера
уроков
Содержание учебного материала
Количество часов, отводимое на выполнение



Всего
Теория
Практика


Делимость чисел
7
3
3

1-2
Признаки делимости на 10, на 5, на 2. Исторические сюжеты развития математики
2
1
1

3-4
Решение логических задач
2
1
1

5-6
Признаки делимости на 4, на 6, на 8, на 11, на 15. Вавилонская система счисления.
2
1
1

7
Конкурс
1




Действия с обыкновенными дробями
16
4
11

8
История возникновения математических терминов и понятий
1
1


9-12
Обыкновенные дроби
4
1
3

13-17
Составление числовых и буквенных выражений, пропорций и линейных
5
1
4

18-19
Топология
2
1
1

20
Занимательные игры с геометрическими фигурами.
1

1

21-22
Задачи на разрезание и складывание фигур
2

2

23
Конкурс
1




Действия с рациональными числами
12
3
6

24-27
Составление заданий на координатной плоскости
4
1
3

28-29
Знакомство с биографиями Фалеса, Лейбница, Лобачевскогр, Эйлера, Лагранжа
2
2


30-32
Решение занимательных задач
3

3

33
Конкурс "Кто вперёд!"
1



34-35
Презентация творческих работ учащихся
2


















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребёнка. - М.: Эйдос, 1994.
Перельман Я.И. «.Живая математика», «Занимательная алгебра» - М.: АО СТОЛЕТИЕ,1994.
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. – М.: ДРОФА, 2012
Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. - М.: Аванта +,2000
Минковский В.Л. За страницами учебника математики. - М.; Просвещение, 1985.
Депман И.Д., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1985.
Сборник «Час занимательной математики», М., 2005
Математические этюды. Версия 2,5 2010 Фонд «Математические этюды» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

















15