Статья: «Здоровье педагога: факторы риска и пути их преодоления»


ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА:
ФАКТОРЫ РИСКА И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ.
учитель начальных классов Павлова Л.И.
МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова, г. Усть-Лабинск Краснодарского края
Новый 21 век начался в эпоху глубочайших изменений: изменилась планета, погода…, но люди внутри остались прежними. Это означает, что человек набрал определенное количество знаний, присвоил их и даже мысли не допускает, что что-то может быть по-другому, то есть человек живет и действует по старым схемам, шаблонам, программам. Появляются болезни, с которыми человечество не может справиться. Это подводит к тому, что человек сейчас должен измениться: изменить свое мировоззрение, свой образ жизни, свое внутреннее состояние. Мир подводит к тому, что ключи управлением здоровьем существуют внутри каждого из нас. Отсюда следует, что характер источника болезней не государственный, не общественный, а преимущественно личный, и лежит причина невзгод в нашем внутреннем мире. Тибетская медицина говорит, что причины наших болезней лежит в дефектах сознания. И если люди научатся грамотно взаимодействовать с окружающим миром, жить в гармонии не нарушая их законы, то они смогут избежать многих неприятностей в жизни, в том числе и болезней, неудач в делах, плохих отношений с близкими людьми, своей неудовлетворенности и неустроенности. Это почти как правила дорожного движения.
Что же такое здоровье? По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".
Более подробно рассмотрим психологическое здоровье педагога. Психологическое (эмоциональное) здоровье – это связь между отрицательными и положительными эмоциями человека, их взаимодействие, взаимодействие эмоций и настроений, эмоциональный настрой, который так или иначе оказывает влияние на состояние и сохранение здоровья человека. Люди здоровые в этом отношении видят смысл своего существования, им подконтрольно течение жизни, они готовы помогать другим и принимать помощь окружающих, когда им это необходимо. Ведь, прежде всего здоровье подразумевает целостность.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться". Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
В последние 20 лет привлекает интерес исследователей специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми - врачей, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т.д. Выяснилось, что представители данных профессий подтверждены симптомами постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому «эмоционального выгорания».
По одному из определений, «эмоциональное выгорание» - это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.
Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие чувства, мысли, действия.
чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.
мысли: о несправедливости действий в отношении себя, не заслуженности своего положения в обществе, недостаточного признания окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Понятно, что определенные личностные характеристики можно назвать факторами риска в плане появления эмоционального выгорания.
Основные симптомы эмоционального выгорания:
усталость, утомление, истощение;
психосоматические проблемы;
бессонница;
негативное отношение к ученикам (после имевших место позитивных взаимоотношений);
отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
негативное отношение к себе;
тревожные состояния;
пессимизм, депрессия;
чувство вины
Здоровье учителя зависит от многих факторов. Их подразделяют на внутренние факторы риска и внешние. Внутренние – это психофизиологические особенности труда учителя. Внешние факторы риска обусловлены организацией труда педагога и условиями среды, в которой он работает. И очень важную роль в этом играет психоэмоциональное состояние педагога.
Внутренние факторы риска:
отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
повышенная продолжительность трудового дня за счет работы на дому;
повышенная нагрузка на голосовой аппарат;
сниженная двигательная активность;
своеобразие функционирования мозга: избирательная и повторяющаяся нагрузка на определенные центры коры больших полушарий; резкое перераспределение тока крови;
эмоциональное перенапряжение;
«творчество по необходимости».
Внешние факторы риска:
нерациональное расписание, составленное без учета естественных биоритмов и динамики работоспособности педагогов и учащихся;
отсутствие возможности рационального питания;
отсутствие системы доступных рекреационно-оздоровительных мероприятий;
несоблюдение правил гигиены обучения;
отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
повышенная эпидемиологическая опасность инфекционных заболеваний;
авторитарный стиль руководства;
развитая корпоративность, сложившиеся группы, женский коллектив.
Поэтому школа – учреждение не медицинское, а образовательное, где как раз психика подвергается риску, а здоровье учителя как один из факторов, влияет на качество образовательного процесса.
Следует заметить, что учителя, которые являются образцом для своих учеников, не намеренно демонстрируют негативные формы поведения в общении. Зачастую это бывает обусловлено усталостью, недомоганием, а возможно, и страхом перед завтрашним днем, неуверенностью в будущем своих детей и собственном будущем.
Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека в ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего "повседневный" психологический потенциал человека. Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, так как профессиональный долг предполагает сдержанность. Равнодушие же, как и агрессивность, становится одной из причин школьного стресса детей.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Здоровье учителя зависит от многих факторов. Любому учителю важно уметь регулировать своё эмоциональное состояние, помня о том, что не сами знания, а эмоциональный фон, на котором эти знания подаются, играет довольно серьёзную роль.
Рекомендации для сохранения и поддержки здоровья педагога:
Начинайте каждый день с чувством радости.
Поддерживайте это состояние в течение дня.
Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.
Питайтесь регулярно и разнообразно.
Спите не менее 8-ми часов в сутки.
Занимайтесь физическими упражнениями.
Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
Соблюдать психоэмоциональное равновесие, управляйте своими эмоциями.
Любите свою душу и тело.
Пришло время, когда и в школе стали говорить об этике не только как об учении о морали, но о живом применении в нашей жизни нравственных и моральных норм, устоев, идей, приводящих в движение все и вся, подвигающих нас к познанию себя и окружающего мира через личный опыт, усвоение знаний, постижение законов природы. Мы начинаем учиться говорить добрые и ласковые слова; говорить о душе; о постижении жизненных законов, приводящих в равновесие и гармонию жизнь человека.
Сегодня никто и ничто не может помешать воспитателю, учителю идти своей дорогой к Истине и быть ярким примером своим воспитанникам и другим людям. Тогда преподаватель силой своего сознания, чистотой души даст возможность не просто познавать предметы от ступеньки к ступеньке, но как бы подняться и разом охватить взглядом весь горизонт и все, что находится на этих ступеньках. Тогда исчезнут те проблемы, в которых мы сейчас как бы завязли; дети будут просто учиться, потому что это станет для них интересно; вы будете просто работать, просто творить, просто жить. Философия нашей жизни тоже должна быть предельно простой: искать свой путь, сверяя его с ощущениями радости, света, легкости телесной и наполненности во всем: творчестве, работе, обыденной жизни, любви, воспитании детей.
Можно сделать следующий вывод. Здоровье учителя зависит от принятия своей работы, своего дела и благодарность за то, что жизнь доверила такую высокую миссию быть путеводной звездой для детских душ. И чем лучше будет чувствовать себя педагог, чем чаще он будет улыбаться, тем успешнее будет образовательный процесс.
Литература:
Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека: Рефлексивно-гуманистический подход [Текст ] Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов — М. : ИП РАН, 1998. – 204 с.
Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] Э.Ф. Зеер. – М. : Академический Проект, 2003. – 336 с.
Кривоконь, В.И. Влияние стрессогенных факторов на динамику структуры личности профессионала [Текст] Кривоконь В.И. – М., 1999. – 84 с.
Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] А. К. Маркова. – М. : Просвещение, 1993. – 192 с.
Панова Н.В. Личностно-профессиональное развитие педагога на разных этапах жизненного пути [Текст] Н.В. Панова. – СПб. : Питер, 2007. – 208 с.