Конспект урока обществознание в 10 классе Понятие и источники семейного права


Тема урока: Понятие и источники семейного права
Цели урока.
Образовательная: способствовать формированию правовых компетенций, учащихся в вопросах брака и семьи.
Развивающая: продолжить развивать логическое мышление,
умения анализировать и обобщать изучаемый материал,
вести, аргументировано доказывать собственную точку,
работать с правовыми документами.
Воспитательная: способствовать формированию отношения к семье;
способствовать формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Оборудование: мел, доска, учебник, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Игра «Передай настроение». Через рукопожатие учащиеся озвучивают свое настроение и передают его с пожеланием на предстоящий урок.
Актуализация знаний.
Что такое социальная группа?
Назовите известные вам социальные группы.
Изучение нового материала. Сопровождается презентацией с основными понятиями темы урока.
Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что заставляет любого человека быть, в той или иной мере ответственным, но одновременно и чувствовать, что за него тоже несут ответственность?»
(родные и близкие, семья).
Как вы считаете, тема урока имеет актуальность для всех присутствующих?
Важнейшим элементом социальной структуры – социальным институтом - является семья. Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая социальная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и как социальный институт.
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью Определение записать.
Семья очень древний социальный институт, приобретавший на разных этапах развития различные формы. Одним из первых кто определил этапы становления брачно-семейных отношений был Лью́ис Мо́рган — выдающийся американский учёный. В его монографии «Системы родства и свойства человеческой семьи» были выделены следующие этапы:
- первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);
- кровно-родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками);
- парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие) – патриархальная традиционная и парная демократичная.
Семья в настоящее время является важнейшим социальным институтом. Именно семья выполняет ряд основных функций в обществе.
«Мозговой штурм»: определите основные функции семьи (ученики в группах определяют функции семьи, озвучивают их). Сверяют свои выводы со схемой на доске.
Функции:
- репродуктивная
- первичный социальный контроль
- социализация молодого поколения
- поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных
- предоставление определенного социального статуса.
А теперь давайте, определим состояние современной семьи и тенденции ее развития:
- все более широкое вовлечение женщин в различные сферы общественной жизни;
- уменьшение числа детей в семьях во многих развитых странах;
- увеличение количества гражданских браков.
4. Однако, не смотря на то, что гражданский брак все более популярен, с правовой точки зрения это не брак.
Брак – это надлежащим образом оформленный (юридический акт) и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи (Определение записывается.)
Кто может вступать в брак, и на каких условиях давайте выясним и запишем в тетрадь.
Условия заключения брака:
- добровольное согласие сторон;
- достижение брачного возраста.
Не допускается брак:
- состояние в другом браке;
- близкое родство;
- состояние усыновленного и усыновителя;
- недееспособность вследствие психического расстройства.
5. Но иногда даже заключенные по всем правилам браки распадаются, и условия расторжения брака так же зафиксированы в «Семейном Кодексе РФ».
Вопрос классу: как вы думаете, почему на сегодняшний день в нашем обществе так велико количество разводов и как сохранить в таких условиях семью? (В ходе рассуждений класс вспоминает основные термины и ключевые понятия урока.)
На нашем уроке мне хотелось бы вам напомнить о том, что любовь – это большой труд двоих, и создание семьи – это не счастливый конец сказочной повести, а отправная точка к счастью!
Учащиеся знакомятся с правами и обязанностями супругов. С краткой записью в тетрадь.
Сообщение двух учащихся. «История развития семейного права»
Семейное право, как отрасль права развивалась и совершенствовалась постепенно. До принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Существовали разные способы заключения брака: похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников. Развод производился свободно.
С принятием христианства на Руси начинают действовать нормы византийского семейного права. Церковное венчание, введение в ХIв, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало брак традиционным обрядом у воды. Возраст вступлении в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака. Основой отношений между мужем и женой, и детьми являлась власть мужа и отца. Семья в этот период напоминала маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью.
Имущественные отношения отличались от Западной Европы, в сторону признания за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жена имела свое имущество, дочь не наследовала после своих родителей, но они должны были дать ей приданное.
С петровских времен приданное жены рассматривалось как ее раздельное имущество, которым муж не мог даже пользоваться. Гражданский брак в Российской империи не допускался. Власть родителей над своими детьми была очень сильной и жесткой. За неповиновение родителям или развратную жизнь по требованию родителей разрешалось заключать детей в тюрьму на срок от 3-х до 4-х месяцев.
С 1845 г муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию, насильственное пострижение в монахини также становится не возможным. Законодатель более активно пытался регулировать отношения супругов в браке. Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи, - гласит статья 106 Законов гражданских. Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании.
После Октябрьской революции 1917 г были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства: декрет «О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского брака в государственных органах. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было согласия будущих супругов.
Декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были переданы в введение местных судов.
Согласно ныне действующему Семейному кодексу семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года
Семья.
Члены семьи.
Семейные правоотношения.
Источники семейного права.
Закрепление.
Работа с утверждением Макаренко. «Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение», - утверждал известный педагог А.С. Макаренко.
Итог урока. Продолжи фразу: Сегодня на уроке я …На уроке мне было …
Домашнее задание. § 18. ответить на вопросы на стр. 206
А закончить наш урок хочется стихотворением
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!