Игровой тренинг для 7 класса. Финансовое мошенничество и риски

Методической разработки занятия по финансовой грамотности
Игровой тренинг
«Финансовая грамотность и мошенничество».

Тема занятия: «Финансовое мошенничество и риски».
Место занятия в системе образования: воспитанницы 7 класса, внеурочная деятельность.
Форма занятия: классный час.
Цель: формирование основ финансовой грамотности.

Планируемые результаты:
личностные: развитие кругозора в области экономической жизни общества, формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
метапредметные: умение работать в группах, вести дискуссию.
предметные: развитие понимания экономических терминов.
Материалы и оборудование:
План проведения занятия:
№ этапа
Название этапа
Деятельность обучающихся
Деятельность учителя

1
Вводная беседа
Ответы на вопросы
Рассказ

2
Основная информация. Описание типовых ситуаций мошенничества.

Рассказ

3
Работа в мини-группах над предложенными ситуациями.
Обсуждение
Помощь воспитанницам

4
Дискуссия по предложенным к рассмотрению ситуациям.
Выступление. Ведение дискуссии.
Активное обсуждение.

5
Заключение
Подведение итогов
Подведение итогов


Ход классного часа
Классный руководитель: Сегодня наш классный час посвящен финансовой грамотности. Современного человека можно причислить к категории грамотных людей не только тогда, когда он научится читать и писать. В наше время в связи с развитием финансовых рынков и институтов, необходимо обладать знаниями из мира денег, денежного обращения и денежных рисков.
В последнее время люди научились зарабатывать деньги. Каждый человек уникален и живет так, как хочет. Кто-то хочет тратить деньги на одни цели, кто-то на другие. Но очень важно:
- научиться правильно распределять свои доходы, расходы; уметь грамотного тратить деньги; сберегать, вкладывать (инвестировать);
- получить простейшие навыки планирования собственного и семейного бюджета;
- разбираться в особенностях кредитования и кредитной системы в нашей стране, научиться избегать различных финансовых рисков, связанных с таким понятием, как кредит;
- научиться правильно пользоваться такими финансовыми инструментами, как кредитная карточка, банковский счет (расчетные и сберегательные счета);
- наконец, позволит понять, как можно зарабатывать деньги, планировать свой бизнес.
Важно понимать, что современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
Классный руководитель: Давайте посмотрим, как вы знаете экономические термины, которые мы встречаем в жизни ежедневно.
Экономические загадки.
На товаре быть должна
Обязательна ... (цена)
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким ... (доход)
Журчат ручьи, промокли ноги,
Весной пора платить ... (налоги)
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт ... (бизнесмен)
Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт ... (Банкир.)
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в ... (банке)
Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой ... (вклад)
Приносить доходы стал
В банке папин ... (капитал)
Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся ... (залог)
Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта нету без ... (рекламы)
Эта резвая купчиха
Поступает очень лихо!
В телевизор залезает
И товары предлагает: От компьютеров до хлама.
Имя у нее ... (реклама)
Люди ходят на базар:
Там дешевле весь ... (товар)
И врачу, и акробату
Выдают за труд ... (зарплату)
В банке для всех вас висит прокламация:
«Деньги в кубышках съедает ...» (инфляция)
Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы ... (ссуду)
Чтобы партнёров не мучили споры,
Пишут юристы для них ... (договоры)
На рубль - копейки, на доллары - центы,
Бегут-набегают в банке ... (проценты)
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –
Ничего не пропадёт! (Бухгалтер.)
Классный руководитель: Молодцы, вы знаете термины, встречающиеся в жизни. Давайте перейдем к главной теме сегодняшнего занятия.
«Часто, вопреки нашим ожиданиям, то, что казалось опасным, оказывается полезным, а то, что казалось спасительным, оборачивается коварным». Эзоп
«Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!»
Александр Сергеевич Пушкин
Как вы понимаете фразу «Слепое доверие открывает глаза обманам»? Ответы воспитанниц.
Классный руководитель: Как вы догадались, речь сегодня пойдет о мошенничестве. Несчастье приходит к людям внезапно. Попасться на уловки ушлых преступников можно где угодно и когда угодно. Это может произойти, когда вы снимаете деньги в банкомате либо расплачиваетесь пластиковыми картами при покупке различных товаров. К вам могут подойти на улице и попросить телефон, чтобы совершить срочный звонок, так как недостаточно средств на счёте. И, наконец, жертвой преступников вы можете стать в собственной квартире. В ситуации, когда вопрос жизни и смерти решают в буквальном смысле секунды, минуты, мы должны уметь помочь себе сами.
1. Как вы думаете, кто такие мошенники?
2. Какие цели они преследуют?
Ответы воспитанниц.
Классный руководитель:Слово «мошенник» является производным от существительного «мошна», означающего «сума, кошелек». По происхождению слово «мошенник» славянское и используется в русском языке с XVI в., мошенником называют «жулика», «нечестного человека». Мошенник – это тот, кто обманывает других в корыстных целях.
Обычно это довольно образованный человек, который, будучи отличным психологом, является знатоком человеческой натуры и способов отъёма денежных накоплений. Как правило обман строится на выстраивании доверительных отношений, умении убедить, и на жадности граждан, которые часто забывают, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
Мошенники были, есть и будут во все времена, от этого не уйти.

Классный руководитель: Мошенники – хорошие психологи. Они не дают жертве выйти из стрессовой ситуации, так как рассуждать здраво в со-стоянии шока очень сложно. В ходе разговора злоумышленники стараются получить от жертвы как можно больше личной информации (имена родст-венников, место проживания, марку автомобиля и т. п.) и сразу же включают новую информацию в свою легенду.
Часто мошенники по телефону представляются не посредником, а род-ственником, рассчитывая на то, что если жертву с первых же слов шокиро-вать информацией, то она не обратит внимания на несовпадение голоса. К сожалению, мошенникам часто удаются их уловки. Так как же происходят подобные преступления? Довольно распространенная ситуация, когда вам звонят на сотовый телефон и сообщают, что ваш родственник попал в беду. Переговоры выстраивают таким образом, что вы сразу же, не задумываясь, соглашаетесь на оплату услуг «доброго» посредника. Всё выглядит очень правдоподобно, ведь к вам обращаются по имени и фамилии (задумайтесь: эти данные легко узнать по номеру телефона). Вы пугаетесь, начинаете нервничать, теряете контроль над ситуацией и готовы сразу же передать деньги. Причём мало кто из жертв, от неожиданности не сумев сохранить хладнокровие и абстрагироваться от ситуации, решает позвонить «задержанному» родственнику и уточнить его местонахождение.
Ещё один вариант телефонного мошенничества рассчитан на менее крупный улов. Мошенник звонит по случайно набранному номеру и взволнованным голосом сообщает, что с родственником, другом или со-служивцем абонента случилось несчастье. Беда, как известно, не приходит одна. Вот и у пострадавшего сломался телефон (сели батарейки, отобран бандитами, потерялся) и приходится звонить с чужого. Предстоит ещё очень много звонков, поэтому человеку необходимо пополнить баланс. Находясь в стрессовом состоянии или замешательстве, люди легко соглашаются помочь.
Классный руководитель задаёт вопрос: что заставляет людей верить мошенникам.
Классный руководитель: Попав в неожиданную стрессовую ситуацию, люди теряются и выполняют всё, что им говорят.
Глупо считать, что жертвами мошенников становятся только малограмотные люди. Среди тех, кто стал жертвой, всё чаще оказываются образованные и интеллигентные люди. Это связано с тем, что даже юридической «подкованности» часто бывает недостаточно для того, чтобы обезопасить себя. Практически каждый день появляются новые способы отъёма денег у честных, но очень доверчивых граждан. Статистический анализ характеризует этот вид правонарушений как наиболее динамичный из всех видов корыстных преступлений, их среднегодовой прирост составляет порядка тысячи преступлений.
Классный руководитель предлагает разбиться на 5 мини-группы (по 4–5 человек) и поработать над предложенными ситуациями (Приложения 1–5). Затем идёт обсуждение и попытка определить, как правильно нужно себя вести в том или ином случае. Дети получают раздаточный материал и приступают к работе.
Дискуссия. Когда заканчивается время для работы в группах, начинается открытая дискуссия по предложенным ситуациям.

Заключение. Что вы узнали нового сегодня? Чему научились?

Приложение 1
Чудесный кошелёк
Обычно имитируется ошибочное письмо. Вроде бы отправитель перепутал адрес, и по ошибке письмо попало к вам. А письмо содержит очень секретную информацию для того, кому это письмо вроде как предназначалось изначально. Автор письма пишет, что нашёл в Интернете чудесный кошелек Web-Money. Туда пересылаешь 1 рубль, а тебе через 5 минут обратно с него возвращается 2 рубля. Отправишь 10 рублей, а через пять минут получишь 20 руб. Дальше в письме сообщается, что это непонятный сбой в работе системы Web-Money, и пока администраторы системы не заметили, надо как можно быстрее удвоить деньги и успеть их обналичить. Ну, а если вы не ве-рите в такое чудо, то вам предлагают для проверки послать туда всего 1 рубль и лично убедиться, что сбой всё ещё не устранили. Если вы поверите и для проверки пошлёте на этот волшебный кошелёк 1 рубль, то вам на самом деле вернутся 2 рубля. Отошлёте 5 рублей и вам вернутся 10 рублей. Но вот вы отсылаете туда 1000 рублей, и вам ничего назад не возвращается. В чём «развод», я думаю, вы уже догадались.
Приложение 2
Нигерийское письмо
Подвидов таких писем и различных подобий очень много. Можете поискать информацию о них в Интернете. Один из примеров: пишет генерал (полковник) например Дэвид Петраеус. Пишет только женщинам, находит их в социальных сетях. К письмам прилагает фото. К этим фото прилагается история о погибшей/умершей/бросившей жене (варианты разные) и о службе в горячей точке. Пишет он нежные письма, посылает всё новые и новые фото, влезает в душу... приглашает встретиться. Но, так как он легально выехать на свидание из горячей точки не может, то ему надо дать взятку его командо-ванию (здесь могут быть варианты, зачем ему деньги). А у него, бедненького, денег нет (ведь он содержит детей плюс парализованную маму, здесь тоже могут быть варианты), – значит, любимая должна выслать и как можно скорее. Сумма колеблется от 2 тыс. до 10–15 тыс. долларов. После получения денег «генерал» испаряется. Переписка может длиться до 3–4 месяцев.
На самом деле нет никакого военного. За него пишет мошен-ник/мошенники. Серию фотографий настоящего военного, бравого и привле-кательного, чаще всего это фото с детьми, украл этот «шутник» где-нибудь в Интернете, а такая схема очень прибыльная.
Счёт пострадавших идёт на тысячи. Есть информация, что чаще такие мошенники пишут из Германии, Прибалтики, России и Польши, например, из Вьетнама одна бизнес-леди перевела 800 000 долларов. В Интернете описано очень много подобных случаев.
Приложение 3
Программные и финансовые пирамиды
На электронную почту вам приходит длинное письмо, в котором сразу же просят не удалять его, а обязательно дочитать его до конца. Если этого не сделаете, может в жизни больше такой шанс разбогатеть, не представится. Дальше автор рассказывает, как он только что начал работать в этом деле и как много он уже заработал денег.
Потом вам объясняют суть заработка с обязательным расчётом вашей прибыли на всех этапах. Смысл этого метода состоит в том, что вам нужно купить бесполезный за пределами этой пирамиды продукт и потом найти ещё 3–5 легковерных людей, которые должны купить его у вас. Обычно этим продуктом является компьютерная программа или ключи к ней, задача кото-рой – следить за её продажами в Интернете и информировать вас о том, кто её продал. Потом вы переходите на следующий уровень, на котором вам необходимо на все заработанные деньги купить другую программу, соответствующую этому уровню и продать её тем, кто купил у вас первую программу и т. д.
Обычно всего около 6–8 уровней. Если вы начнете играть в эту игру, вероятнее всего, что для вас она закончится на первом уровне, т. к. вряд ли вы сможете её кому-то продать.
Знаете, что движет человеком, когда он думает о вложении денег? Жадность и страх. Жадность говорит: «Вкладывай туда, где больше обещают», страх говорит: «Вкладывай туда, где меньше, но надёжнее». И в этом внутреннем диалоге человек пребывает пока не примет решение. А поскольку человеку свойственны жадность и легковерность, всегда найдутся те, кто будут эти жадность и легковерность использовать для своего собственного блага, – организаторы финансовых пирамид.
Приложение 4
Предоплата и инвестиции
Остерегайтесь любых вариантов заработка в Интернете, где вам вначале предлагается сделать любую предоплату или инвестиции. Например, купить обучающий курс или программу, послать платную СМС, внести вступительный взнос и т. п. Предложения платить там, где вы не выступаете заказчиком услуги, а являетесь исполнителем, то есть тем, кто должен получить деньги, а не платить, выглядит очень подозрительным.
Приложение 5
Махинации с пластиковыми картами
Действительно, сегодня мы всё меньше используем наличные деньги, потому как рассчитываться при помощи пластиковых карт очень удобно и они очень просты в обращении (не надо носить с собой деньги, мелочь). Наибольшее распространение махинации с пластиковыми картами получили в последние годы. Вот их основные виды:
1. Использование потерянных либо украденных карт, когда банк вовре-мя не блокирует счёт пропавшей карточки, и мошенник его обнуляет.
2. Подделка карт, когда полученная незаконным путём информация о чужой карте эмбоссируется на пластик (белый пластик) или записывается на магнитную полосу подделки или подлинной карты.
3. Заказ по почте, телефону, интернету различных товаров и услуг с использованием данных платёжной карточки человеком, не являющимся владельцем этой карты.
4. Интернет-мошенничество – использование реквизитов карты, полученных незаконным путём, для транзакций в виртуальной среде. Номер карты мошенники получают различными путями, включая кражу из компьютерной системы торговой точки в сети Интернет, не имеющей необходимых средств безопасности для предотвращения несанкционированного доступа. Необходимо отметить, что самое трудное для мошенников – получить пин-код карточки. И поэтому способы обезопасить свои сбережения, очень просты.
Не стесняйтесь закрывать от посторонних клавиатуру банкомата, особо любопытных попросите отойти; лучше всего одной рукой закройте сверху клавиатуру (так как мошенники могут установить микрокамеру на банкомате), а другой введите пин-код.
Снимать деньги лучше стараться в банкоматах, которые расположены либо в офисах Банка, либо рядом с офисами банков (эта территория просматривается видеокамерами служб безопасности банков и мошенники стараются туда не соваться).
В банке, который выдал вам карту, подключить услугу «смс-информирование». По любой операции по вашей карте из банка будет приходит смс-сообщение на ваш мобильный телефон, это позволит вам контролировать операции в онлайне. Такую услугу предоставляют, фактически, все крупные банки.

Список используемых интернет-ресурсов
1. Если вы не хотите стать жертвой мошенников / Советы гражданам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uvd-uzao.ru/page75.htm
2. Как не стать жертвой мошенников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spb-rf.ru/moshenniki.htm
3. Как не стать жертвой мошенников и не попасться на «уличный гипноз» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aif.ru/health/psychologic/1007167

15