Рабочая программа по финансовой грамотности. 2,3 классы


1. Пояснительная записка
Рабочая программа по финансовой грамотности для 2,3, классов составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа.2-4 классы. Москва, Вита, 2015.
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
2. Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Финансовая грамотность» во 2,3, классах начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 16 часов (16 учебных недель)
3. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
*осознание себя как члена семьи, общества и государства;
*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
* развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
*понимать цели своих действий;
*составлять простые планы с помощью учителя
*проявлять познавательную и творческую инициативу;
*оценивать правильность выполнения действий;
*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
*освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
*составлять текст в устной и письменной формах;
*слушать собеседника и вести диалог;
*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
*понимать и правильно использовать экономические термины;
*иметь представление о роли денег в семье и обществе;
*уметь характеризовать виды и функции денег;
*знать источники доходов и направлений расходов семьи;
*уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет4Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения4*проводить элементарные финансовые расчеты.
4. Содержание учебного предмета.
2.3 классы.
Курс открывается темой «Что такое деньги и откуда они взялись», при изучении которой ребятам впервые предлагается сведения о появлении обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.
Изучение курса продолжается в теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок», которая знакомит детей с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.
Следующая тема программы «Какие деньги были раньше в России» формирует у учащихся представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах. Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.
Следующая тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Продолжает изучение курса тема «На что тратятся деньги» Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Следующая тема для изучения « Как умно управлять своими деньгами» Здесь даются понятия : бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
5. Календарно – тематическое планирование 2,3 класс

п/п Дата
проведенияТема, количество
часов Базовые
понятия Базовые
знания Личностные
характеристики
и установки Умения Компетенции Формы учебной
деятельности,
осуществляемые на занятиях.
Обмен и деньги (8 часов)
1-2 Что такое деньги и откуда они взялись
2 часа Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги. Виды денег: наличные, безналичные. Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. Различать виды денег Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег. Общее обсуждение.
Игровая деятельность.
3-4 Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
2 часа Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. Номинал. Банкнота. Купюра. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег. Отличать деньги от фальшивых денег. Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа.
5-6 Какие деньги были раньше в России.
2 часа « Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Ассигнация. Понимание происхождения денег. Называть старинные деньги. Называть и описывать старинные деньги. Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность.
7-8 Современные деньги России и других стран.
2 часа Банки. Деньги. Виды денег.
Доллары. Евро. Виды денег: наличные, безналичные, электронные . Пластиковые карты. Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет. Знать современные российские деньги. Объяснять, что такое пластиковая карта и безналичный расчет. Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование.
Семейный бюджет (8 часов)
9-10 Откуда в семье деньги
2 часа Доходы. Заработная плата. Пенсия. Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия Понимание того, от чего зависят доходы семьи. Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов. Различать виды доходов семьи. Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование.
11-12 На что тратятся деньги.
2 часа Расходы. Сбережения. Долги. Расходы. Непредвиденные расходы. Понимание происхождения расходов. Считать общую сумму расходов. Различать планируемые и непредвиденные расходы. Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини – исследование.
13-14 Как умно управлять своими деньгами.
2 часа Расходы и доходы. Семейный бюджет. Бюджет: доходы и расходы. Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы. Умение составлять бюджет семьи. Составлять семейный бюджет на условных примерах. Общее обсуждение, Творческая работа.
15-16 Как делать сбережения.
2 часа Банковский вклад. Копилка. Недвижимость. Виды сбережений. Понимание того, из чего складываются сбережения. Сравнивать разные виды сбережений. Различать виды сбережений. Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность.

6. Описание учебно – методического обеспечения образовательного процесса.
Книгопечатная продукция.
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1 -Москва ВИТА,2015
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2 -Москва ВИТА,2015
Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Экспозиционный экран
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. Держатели для карт