Интегрированный урок Имя прилагательное в русском и английском языках ( 5 класс)


Интегрированный урок русского и английского языка в 5-ом классе
по теме « Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках»
Цели урока:
содержательная: повторить, обобщить, систематизировать знаний об имени прилагательном как части речи в русском и английском языках, его роли в языке. 
деятельностная:
формировать способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы( фиксирование собственных затруднений, контроль выхода из затруднений);
формировать регулятивные УУД : целеполагание, планирование, самоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения ;
воспитательная: формировать интерес к изучению русского и английского языков, воспитывать культуру поведения, эстетический вкус, продолжать формирование опыта работы в коллективе.Тип урока: повторительно-обобщающий. Виды работы на уроке: индивидуальная, самопроверка, коллективная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран .
Материалы к уроку: презентация, раздаточный материал для выполнения упражнений, индивидуальные оценочные карты , индивидуальный лист исследования.
Ход урока 
Этапы урока Деятельность учителя
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Приветствие на двух языках:
Уч.русск.яз.:Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас!
Уч.анг.яз.: Good morning, children! I am glad to see you, too!
Отрывок из мультфильма « Крошка Енот» и из песни «От улыбки хмурый день светлей»
Уч.русск.яз.:Так давайте и мы улыбнемся друг другу, ведь с хорошим настроением любое дело ладится. А дело у нас сегодня серьезное…
Уч.анг.языка.: …и урок необычный: во-первых, его проведем мы вдвоем, учитель русского языка Елена Викторовна
Уч.русск.яз: и учитель английского языка Татьяна Владимировна
(Учителя представляют друг друга.)
2.Мотивация к учебной деятельности.
Целеполагание
Цель: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («хочу»); установить тематические рамки учебной деятельности ( «могу») Уч.русск.яз.: На уроке нам предстоит исследование одной темы с разных точек зрения.
( Слайд №2) (Урок-исследование)
А исследования всегда проводятся в лаборатории.
Давайте представим, что мы с вами находимся в научно-исследовательской лаборатории.
А что же обозначает это слово и откуда появилось в русском языке?
Уч.анг.яз. : Слово «лаборатория» пришло к нам из немецкого языка в начале 18 века. Первоначально слово имело значение «место изготовления и хранения бомб». С середины XVIII века слово начинает употребляться в современном значении, т.е. «помещение, которое оборудовано специальным образом для опытов или экспериментальных исследований»..(Слайд №3)
Уч.русск.яз.: А как в английском языке звучит это слово?
Уч.анг.яз.: Laboratory.
Уч.русск.яз.: Слова очень похожи. Все языки взаимодействуют друг с другом, как и русский с английским, а слова разных языков сотрудничают, приходят друг к другу в гости и остаются навсегда.
Уч.анг.яз.: .Работа с словами –путешественниками. (Слайд 4)
Уч.русск.яз.: Сейчас на уроках русского языка мы с вами путешествуем по стране Морфологии и уже повторили все о существительном и глаголе, а сегодня будем исследовать имя прилагательное, но не только в русском, но и в английском языке.
(Ученики смотрят на экран, записывают тему урока в индивидуальный лист исследования.

« Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках» (Слайд №5)
Уч.русск.яз.: Давайте вместе подумаем, какая цель стоит перед нами?
( Ученики определяют цель урока - повторить все известные сведения по теме « Имя прилагательное» и сравнить эту часть речи в русском и английском языках)
Уч.русск.яз.: Совершенно верно: повторить и закрепить все сведения по данной теме, показать знания и умения, которые приобрели раньше и понять, в чем сходство и различие употребления имени прилагательного в русском и английском языках.
3.Этап локализации индивидуальных затруднений
Цель: осознать место и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действия. Уч.русск.яз.: Давайте повторим все , что мы уже знаем об этой части речи с помощью коротких вопросов.
Блиц-опрос.
-Что такое имя прилагательное?
-Что оно обозначает?
-На какие вопросы отвечает?
-Как изменяется?
-Каким членом предложения является?
Уч.русск.яз.: А вот первое задание для нашего исследования. Один начинающий журналист пришел к нам в лабораторию с просьбой помочь ему разобраться , почему не хотят печатать его заметку о четвероногом друге.
 (На партах у учащихся тексты в листе заданий))
Я всегда хотел иметь питомца. Моя мечта сбылась! В нашем доме появился ………….. и ………. щенок. Мы назвали его Джек. У него ……….. ушки, … глаза и ….. мордашка. Мы проводим вместе много времени. Он всегда встречает меня из школы возле двери, радостно прыгает и старается лизнуть в щеку. Я люблю свою собаку! (Слайд№6)
Уч.русск.яз.: Почему же не хотят печатать эту заметку? Чего в ней не хватает?
/Ответы детей/
Уч.русск.яз.: Верно, заметка неполная, т.к. здесь не хватает прилагательных.
Давайте попробуем нарисовать такого же щенка, только не красками, а прилагательными, данными вам для помощи. Впишите подходящие по смыслу прилагательные, употребив их в правильной форме( Задание в листе заданий) (Работа в парах) )
Прилагательные-помощники: умный симпатичный добрый маленький длинный
Проверка. Уч-ся читают получившиеся тексты. После этого появляется текст с прилагательными.(Слайд№7)
Уч.русск.яз.: Давайте сравним два текста. Чем они отличаются?
/Ответы детей/
Уч.русск.яз.:Правильно, второй текст, благодаря прилагательным, ярче и выразительнее.Какой вывод мы можем сделать о роли прилагательных в русском языке?
/Ответы детей/
Уч.русск.яз.: Они делают нашу речь красивее, ярче, эмоциональнее. И мы надеемся, что теперь статью обязательно напечатают.
/Оценка учащимися своей работы с помощью стикера в индивидуальном листе исследования ( зеленый, желтый, красный)
4.Этап самостоятельной работы
с проверкой
Цель: создать условия для интериоризации
( перехода извне внутрь) способов действий, проверки их усвоения, индивидуальной рефлексии достижения цели и создания ситуации успеха. Уч.анг.яз.: Давайте посмотрим на тот же текст, только на английском языке и вставим в него прилагательные, переведенные на английский язык.( Работа в парах в листе заданий)
Проверка на слайде . . ( Слайд №8 )
Оценка учащимися своей работы с помощью стикера ( зеленый, желтый, красный)
Уч.анг.яз.: И в англ. языке прилагательное используется с той же целью, что и в русском:делают речь ярче, эмоциональнее.
Уч.русск.яз.: Ребята, а что вы делали, чтобы правильно согласовать прилагательные
с существительными? ( Изменяли окончания)
А от чего зависит правописание окончаний прилагательных? ( От вопроса)
Выполнение пражнения по русскому языку в листе заданий (Слайд №9 )
Допиши окончания прилагательных и определи число, род и падеж.
Тяжёл… сумка в...... числе, в........роде…. , в ………..падеже
О вкусн… торте в...... числе, в........роде…. , в ………..падеже
С син….. шарами в...... числе, в........роде…. , в ………..падеже
Нов…. дома в...... числе, в........роде…. , в ………..падеже
Проверка (устно) Оценка учащимися своей работы с помощью стикера ( зеленый, желтый, красный)
Уч.анг.яз.: А изменяли ли мы прилагательные в английском тексте?(Нет).
Вывод :в русском языке прилагательные изменяются по числам, в ед.числе - по родам, по падежам, а в английском языке не изменяются.
Физкультминутка( Слайд№10)
5.Этап включения в систему знаний и повторения
Цель: организовать повторение и закрепление ранее изученного и подготовить учащихся к изучению следующих тем. Игра «Ромашка» для перевода словосочетаний с одним прилагательным и разными существительными (Слайд№11)
На лепестках написаны словосочетания :
Белые цветы, белое платье, белая бумага, белый дом, белые облака, белое молоко, белая собака /
white flowers, a white dress, a white paper , a white house, white clouds, white milk, a white dog.
Уч.анг.яз.: Видите, с одним и тем же прилагательным «white» мы смогли составить разные словосочетания, не изменяя самого прилагательного. А всегда ли они остаются неизменными?
К нам в лабораторию принесли картины, чтобы мы помогли сравнить их и сделать вывод.
/Слайды № 12-14)
Выполнение упражнения на степени сравнения в листе заданий.(Слайд№15)
This house is …… big . But that house is …….. .
This tower is high, but that tower is ……….. .
These pictures are beautiful, but that one is the ………………….
Упражнение по английскому языку.
Put the adjectives in the right forms:
a) Moscow is (large) _____________________ city in Russia.
b) You are (tall) ____________ than me.
c) This student is ( attentive)____________________ in our group.
d) Mary is a (good)________________________ student than Lucy.
Проверка (устно)
Оценка учащимися своей работы с помощью стикера ( зеленый, желтый, красный)
Уч.анг.яз.: в английском языке прилагательные имеют степени сравнения.
Уч.русск.яз.: В русском языке тоже есть степени сравнения, но о них мы будем говорить в 6-ом классе.

6.Рефлексия Подведение итога исследования ( сравнение прилагательных в русском и английском языках)
Составление кластера самостоятельно(по данным заготовкам) (Слайд№16)
Оценка настроения с помощью смайликов.( Рисуют смайлик, соответствующий настроению) (Слайд№17)
7.Домашнее задание Русский язык
Сочинить сказку «Это загадочное прилагательное» (если больше зеленых стикеров)
Упражнение №104( если больше желтых или красных стикеров)
Английский язык
Образовать степени сравнения прилагательных (таблица)