конспект урока по русскому языку на тему Глагол как часть речи

Тема. Глагол как часть речи. Роль глаголов в речи.
Цель: расширить представление учащихся о глаголе как
части речи, о связи глагола с именем существительным и о роли глагола в предложении; активизировать словарный запас учащихся; воспитывать любовь к родной речи.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, тетрадь, задания на карточках.
Структура урока:
Подготовка к изучению нового материала.
Распределительный диктант.
Сообщение темы и задач урока.
Первичное восприятие и осознание нового материала.
Работа по вариантам.
Закрепление и осмысление изученного материала.
Выполнение упражнения 438 (с. 71 учебника).
Лексическая работа. Выполнение упражнения 442 (с. 73 учебника).
Чтение доброго совета Знайки (с. 72 учебника).
Обобщение и систематизация знаний.
Списывание с заданием.
Редактирование предложений.
Устное выполнение упражнения 440 (с.72 учебника).
Учебника).Занимательное задание. Выполнение упражнении (с.я
Домашнее задание.
Итог урока.
ХОД УРОКА
I. ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Распределительный диктант.
Запишите слова в три столбика: в первый имена существительные, во второй прилагательные, в третий глаголы.
Веселье, весёлый, радостный, радость, веселить, радоваться, играть, игра, игрушечный.
На какие вопросы отвечает каждая из этих частей речи?
Что обозначают эти части речи?
11. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Сегодня, мы повторим все, что уже знаем о глаголах, и расширим свое представление о глаголе как части речи, будем учиться подбирать к именам существительным подходящие по смыслу глаголы, а также выясним, какую роль выполняют глаголы в речи.
III. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Определение лексического значения глаголов. Наблюдение за ролью глаголов в предложении.
/ вариант выполнение упражнения 446 (с. 74 учебника), ответы на вопросы учебника.
// вариант запись на доске.
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы,..
С. Есенин
Найдите в тексте стихотворения глаголы. Укажите их время, число. Подчеркните главные члены предложения, устно по ставьте вопросы к второстепенным.
Какими членами предложения являются глаголы?
Какие из этих глаголов употреблены в прямом, а какие в переносном значении?
Русский язык богат глаголами; это дает возможность выражать свои мысли более точно, ярко и образно.
Послушайте стихотворение Н. Гончарова «Дождь».
Шустрый дождь
На длинных ножках
Пробежал
По дорожке.
Он ладони
Вымыл листьям,
Птицам перышки
Почистил.
И с травою
Еле слышно
Пошептался,
Погрустил,
А потом
Ударил в крышу
И в испуге
Отскочил.
Найдите в тексте стихотворения глаголы.
Определите, в каком значении они употреблены в прямом или переносном.
Что такое прямое и переносное значение слова?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Выполнение упражнения 438 (с. 71 учебника).
Прочитайте текст, заполняя пропуски.
2. Лексическая работа. Выполнение упражнения 442 (с. 73 учебника).
Какие значения имеет глагол идти! (Идти. 1. Двигаться,
передвигаться, ступая ногами. 2. Двигаться, передвигаться в пространстве. 3. Отправляться, направляться куда-либо. 4. Следовать, двигаться в каком-либо направлении для достижения чего-либо. 5. Быть в действии, действовать, работать (о механизме, машине). 6. Падать, лить (об осадках)., 7. Исполняться, ставиться (о пьесе, спектакле).)
Чтение «Доброго совета» Знайки (с. 72 учебника).
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Списывание с заданием.
Подберите к каждому существительному подходящий по
смыслу глагол.
а) Телеграммы, подарки, книги. Дают, вручают, преподносят.
б) Ручей, река, водопад. Бежит, низвергается, течёт.
в) Орлы, ласточки, воробьи. Скользят, парят, носятся.
Составьте, и запишите два-три предложения. Подчеркните главные члены предложения, ко второстепенным - устно поставьте вопросы.
2. Редактирование предложений.
Прочитайте предложения.
Зимой многие животные бросаются в спячку. Он стоял и светил глазами.
Все ли правильно? Объясните свой ответ. Исправьте ошибки. (В этих предложениях лучше использовать два устойчивых выражения: впадать в спячку и сверкать глазами.)
3. Устное выполнение упражнения 440 (с. 72 учебника).
Найдите в тексте стихотворения глаголы. В каком значении прямом или переносном: они употреблены?
Определите время и число глаголов.
ТУЧКА
Гляньте, вымолвил Федот, Тучка, кажется, идёт!
Не идёт, а проплывает, Клим Федота поправляет.
Тучка всё-таки летит, Не согласен с Климом Тит.
Не летит! сказала Алла. Уж давно над нами встала.
А уж если тучка встала
Ливнем как бы не упала!
Валерий Левановский
4. Занимательное задание. Выполнение упражнения 445 (с. 74 учебника).
Найдите глаголы и объясните их значения. Все ли глаголы правильно употреблены в тексте? (Змея шипит, а не змеится; лягушка квакает, а не лягается; лягается лошадь.)
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упражнение 444 (с. 7374 учебника); упражнение 2 (с. 71 тетради).
VII. ИТОГ УРОКА
Беседа.
Что обозначают глаголы? На какие вопросы они отвечают?
С какой частью речи связан глагол в предложении?
Отгадайте загадку-каламбур. Для этого определите значения глаголов.
С буквой г лечу,
С буквой в лечу.
(Отгадки: грач и врач.)
15