Урок на темуНеопределённая форма глагола

Интегрированный урок русского языка в 5 классе
«Неопределенная форма глагола»
(предметы гуманитарного цикла, интегрированные уроки)
Батаева Зульфия Нуретдиновна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Нижнебишевская СОШ» ЗМР РТ

Основные цели:
1.Познакомить учащихся с неопределенной формой глагола.
2.Развивать орфографическую зоркость, умение выделять глагол неопределенной формы, образовывать от него глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени
Демонстрационный и раздаточный материал: экран, проектор, презентация, наглядный материал: глагол, часть речи, действие, вопросы, изменяется по
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель:
1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
2.Организовать деятельность учащихся по установке содержательных рамок урока («могу»);
3. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

- Начинаем урок русского языка. Мысленно скажите себе : я сосредоточен, внимателен, догадлив, сообразителен, уверен в себе. Сегодня мы проводим урок в форме деловой игры. Ребята, кто такой детектив? (Агент сыскной полиции; специалист по расследованию уголовных преступлений).
- А кто такой агент? (Человек, который действует в чьих-либо интересах; служит чьим-либо интересам).
- Какими качествами он должен обладать? (Высказывания детей. )Учитель прикрепляет на доску:
1. Иметь зоркий глаз.
2. Уметь слушать и слышать.
3. Быть внимательным.
- Итак, ребята, представьте, что вы детективы, а наш кабинет “Детективное агентство” (прикрепить на доску).
- В наше агентство поступило сообщение “Помогите определить форму слова”
Что будем делать? (Собирать информацию) - учитель прикрепляет на доску.
- Что же должен уметь делать детектив? Читаем!
- Эти высказывания нам пригодятся на уроке.
- Открыли тетради, записали число, классная работа.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цели: 1. актуализировать знания о предлогах и приставках, достаточных для построения нового знания;
2. зафиксировать актуализированные знания в речи;
3. зафиксировать актуализированные знания в виде схемы;
4. организовать обобщение актуализированных знаний в виде рассказа;
5.организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализа, синтеза, классификации;
6. мотивировать к пробному учебному действию;
7. организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
8.организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Организация учебного процесса на данном этапе:
На доске записаны слова: р..шаешь, пл..сал, выл...тит, ух..жу, п..сали, поб..гут.
Вставьте пропущенные орфограммы (1 ученик у доски).
- Что объединяет все эти слова? (Орфограмма – безударная гласная в корне слова. Все слова являются одной частью речи – глаголом).
- Что такое глагол? ( Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? что делал? что сделал? Например..).
- На какие три группы можно разделить глаголы? (Настоящее, прошедшее и будущее время).
- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? (Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь ? что делает? что делаем? что делаете? что делают? Например...).
- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? (Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делал? что сделал?
Что делали? что сделали? Например...).
- На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени? (Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы: что сделает? что будет делать? что сделают? что будут делать? Например...)
- Мы знаем, что глаголы изменяются по временам. А как ещё могут изменяться глаголы? (по числам, а в прошедшем времени ед. числа по родам).
- Итак, с какой частью речи будем работать на уроке? (с глаголом).
- Чем занимаются детективы? (ищут, собирают информацию)
- Мы детективы, значит должны составить фоторобот (прикрепить на доску).
- Как вы думаете, о чём будем собирать информацию? (о глаголе) – прикрепить на доску.
Расскажите о глаголе по плану.
Ученики рассказывают по плану, на доске добавляются необходимые сведения (вопросы, изменения по временам и числам)
-Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием, которое я вам дам.
-Выпишите глаголы, распределяя их по столбикам:
Настоящее время Прошедшее время Будущее время
Встречает, отвечал, прочитает, одевал, оживет, разобьет.
А теперь пишите эти глаголы :
иметь, уметь, слушать, слышать, быть, собирать.
- Определите у данных глаголов время, число. (Не определяется).
- Что же это за форма глагола, у которой ничего не можем определить? (неопределённая форма глагола) – прикрепить.
- Значит, это глаголы в неопределённой форме.
Итак, тема нашего урока. ( Тема: “ Неопределённая форма глагола”. Попробуйте сами для себя определить цель урока -
Поставьте вопросы к этим глаголам. (Что делать?) – прикрепить на доску.- Откройте учебник с.130. Прочитайте правило.- Какую дополнительную информацию вы получили о глаголах неопределённой формы? (Отвечают на вопрос .Что сделать? – прикрепить на доску. (Имеют суффиксы –ть, -ти)
- Ребята, в настоящее время, в русском языке среди учёных нет общего мнения: являются –ти и –ть суффиксами или окончаниями, поэтому давайте просто будем говорит:
“Оканчиваются на –ть и –ти)
- Глядя на наш фоторобот, сделайте полный вывод.
(Глаголы, отвечающие на вопросы  что делать? Что сделать? стоят в неопределённой форме. Эти глаголы оканчиваются на -ть и –ти.
Неопределённая форма не указывает на время и число глагола.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цели:
1. организовать фиксацию места, где возникло затруднение;
2.организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения – незнания правила для разграничения предлогов и приставок;
3. на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений, которых недостаёт для решения задачи.
-Почему у нас получились разные ответы?
-(Мы не смогли правильно определить время глаголов , т.к. эти глаголы отвечают на вопрос что делать?, а во временных вопросах такого нет)
–В чём наше затруднение? (Мы не знаем, что это за форма глагола).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели:
1.учащиеся ставят цель проекта;
2. учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;
3. учащиеся определяют средства (алгоритм, модели или учебник);
4.учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
-Какова цель проекта? (Узнать, что это за форма глагола и ее отличительные черты.)
-Значит, что нам надо сделать? (вывести правило)
-Как чаще всего мы выводим правило? (Обычно правило выводим на основе сравнения и наблюдения. Значит, будем сравнивать и наблюдать).
5. Реализация проекта выхода из затруднения.
Цели:
1.организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2. организовать фиксацию нового способа действия в речи.
3. организовать фиксацию нового способа действий в знаках.
4. организовать фиксацию преодоления затруднения.
5. организовать уточнение общего характера нового знания.
-Вернемся к нашим глаголам.
Смогли мы определить время глаголов? (нет), а число можно определить? (нет). Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число и время? (ответы детей). В русском языке такая форма глагола так и называется – неопределенная. На доске открывается тема урока. Значит,, тема урока «Неопределенная форма глагола»
Сможем мы сразу определить теперь начальную форму глагола? (Нет, мы о ней очень мало знаем).
2. Разбери глаголы по составу: рассказать, везти, беречь.
На доску вывешивается несколько вариантов разбора (дети могут выделить -ть, -ти, как окончание, могут как суффикс).
-Смотрите, задание было одно, а вариантов несколько. Как такое могло получится? (Возникло затруднение). В данном случае это не затруднение, а спор .
В нашем учебнике мы рассматриваем –ть, -ти, как суффиксы неопределенной формы глагола.
Вывод: у глаголов неопределенной формы суффиксы –ть и –ти.
Вернемся к слову беречь. Как вы его разобрали? Какое окончание? ( нулевое). Молодцы. Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречь. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь.
Вывод: в неопределенной форме глаголы могут оканчиваться на –чь. Это орфограмма.
Давайте вспомним цель нашего урока. (Узнать все о неопределенной форме глагола). Смогли мы достичь цели? (Да). Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме? (Да).
-Наберёмся сил для того, чтобы хорошо и быстро справиться с трудностями. Сделаем весёлую зарядку.
-Сумели мы справиться с затруднением? (Да.) Молодцы! Как мы можем себя проверить? (В учебнике).
-Прочитайте правило на стр. 170. (Один ученик читает вслух).
6. Первичное закрепление.
Цели: 1. зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.
- Какой следующий шаг нашей работы? (Повторить знания, проговаривая правило).
1.Выполняем упражнение 366 стр.98 из дидактического материала по русскому языку для 5 класса.
-Вдумчиво прочитайте задание.
Подберите подходящие глаголы в неопределенной форме. Составьте с этими словами предложения.
2.Упражнение 367.
-Задание прочитали. Что значит однокоренной? Какие слова являются однокоренными?
Кто справился с заданием, не испытывая затруднения?
У кого возникли затруднения? Почему?
7. Самоконтроль с самопроверкой по образцу.
Цели:
1. организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2. соотносить выполнение задания ;
3. по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности.
Какой следующий этап урока? (Проверить знания самостоятельно).
Выполним самостоятельную работу. Живешь - , ползешь-, бережешь-, глядишь-, спишь-, растешь-, печешь-.Поставьте глагол в н.ф., выделите суффиксы.
-Будьте внимательнее и не торопитесь.
Проверка самостоятельной работы: живешь–жить(+), ползешь- ползти(+), бережешь- беречь(+), глядишь- глядеть(+), спишь- спать(+) , растешь- расти(+), печешь- печь(+).
 Поднимите руки, кто не испытывал затруднений.
У кого 7 плюсов поставьте за самостоятельную работу 5.
Кто испытал затруднения? В чем? Какова причина?
8. Включение в систему знаний.
Цели:
1. организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия;
2. согласовать домашнее задание.
Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем? (Неопределенная форма глагола). Где нам могут пригодиться эти знания? (В жизни, в общении, при написании различных работ).
Очень часто при написании работ по развитию речи нам требуется подобрать синонимы, чтобы избежать повторов, а мы с вами попробуем заменить целые словосочетания : Исполнять роль в спектакле. Чувствовать холод, находить решение, не разрешать чего-либо делать, подвергаться опасности, обнести изгородью, забором.
Составьте предложение с любым из этих слов.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
1.зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2.оценить собственную деятельность на уроке;
3.оценить учебную деятельность класса;
4. зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5. организовать обсуждение и запись домашнего задания.
-С какой новой формой глагола познакомились? (Неопределенной..)
-Какие теперь отличительные черты неопределенной формы глагола знаем (Отвечает на вопросы что делать? что сделать?, есть суффиксы -ть, -ти или оканчивается на -чь)
-Какая была тема урока? (Неопределенная форма глагола.)
-Какая была цель? (Научиться отличать неопределенную форму глагола.)
-Какие были трудности? (не смогли сразу назвать отличительные признаки неопределенной формы глагола)
-Справились мы с затруднением? (Да)
-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей работе на уроке.
-Дайте оценку работе класса.
Мне хочется услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке. Закончите предложения.
Мне интересно было..
Я затруднялся (лась) .
Я смогу различить ..
Я смогу помочь товарищу в .
-Спасибо за урок.


15