разработка урока по русскому языку Глагол как часть речи. Лексическое значение глагола


Урок русского языка в 3 классе по теме «Понятие о глаголе как части речи. Роль глаголов в нашем языке. Лексическое значение глагола.
Цель урока: подвести под понятие «Лексическое значение глагола».
Задачи:
1.Учить применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
2.Формировать умение употреблять глаголы в речи согласно их лексическому значению. Совершенствовать навык распознавания глаголов среди других частей речи.
3.Воспитывать интерес и уважение к русскому языку.
Метапредметные УУД.
Познавательные: выделять признаки глагола как части речи и определять его лексическое значение, выделять главное, делать выводы.
Регулятивные: планировать учебное сотрудничество, оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные: работать в парах, группах, высказывать свою точку зрения.
Оборудование: учебник, слайдовая презентация, оценочный лист, конверты с задания.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: - Вот опять звенит звонок.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараемся понять,
Мы многое хотим узнать!
Учитель: - (на доске запись)
- Прочитайте девиз нашего урока:
Учащиеся: «Учись, смекай, активным будь
И к знаниям хорошим, ты откроешь путь!»
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем: рассуждать, думать, слушать, доказывать свою точку зрения, наблюдать.
Учащиеся: ( читают запись на слайде)
Мы уже многое знаем. В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка. У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить. Мы не боимся ошибаться.
УУД на данном этапе: личностные – воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.
2.Актуализация знаний.
а) Письмо под диктовку. Учащиеся записывают предложения под диктовку, подчеркивают орфограммы.
По неприметной тропинке я выхожу на лесную опушку. На рябинке показалась стайка воробьев. На вершине дуба воркует дикий голубь.
Учитель: На какие правила повстречались слова? Устно дополните текст своими предложениями. (дети дополняют своими предложениями).
Учитель: Какие части речи вы использовали в своих предложениях в предложениях?
Учащиеся: (называют части речи) имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлоги).
Учитель: Как вы отличаете одну часть речи от другой? Что вы знаете о каждой части речи?
Учащиеся: (перечисляют отличительные признаки, составляют план ответа)
- какая это часть речи?
- что обозначает?
- на какие вопросы отвечает?
- как изменяется?
- каким членом предложения является чаще всего?
б)Наблюдение над лексическим значением глагола. Инсценирование.
Учитель: Я буду называть слова, а вы должны будете это изобразить.
- рисует, машет, танцует, прыгает, дует, ходит, хлопает, топает.
(дети по очереди каждый изображает данные действия).
Учитель: Что за слова я назвала? (глаголы) Чем является глагол в русском языке (частью речи). Что он обозначает? (действие предмета)
Учащиеся: Глаголы.
в) Работа по слайду.
Учитель: Прочитайте стихотворение (дети хором читают)
Интересная часть речи в русском языке живет.
Кто и что делает, расскажет.
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает, или пашет,
Варит, жарит, моет, чистит –
Или забивает гол,
Все расскажет нам …. (глагол)
УУД на данном этапе: познавательные - выделяют существенные признаки глаголов, обобщают знания; коммуникативные – умение выражать свои мысли, работать в группе; регулятивные – выполняют учебное действие, контролируют свои действия.
Формулирование темы урока.
а) Работа по слайду.
Учитель: Прочитайте стихотворение (дети хором читают)
Интересная часть речи в русском языке живет.
Кто и что делает, расскажет.
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает, или пашет,
Варит, жарит, моет, чистит –
Или забивает гол,
Все расскажет нам …. (глагол)
Учитель: Перечислите глаголы (дети называют по очереди). Одинаковы ли эти глаголы по способу действий?
Учащиеся: Нет (дети доказывают свое мнение)
Постановка проблемной ситуации.
Учитель: Определите вид действий этих глаголов. (нельзя)
Учитель: Какой вопрос возникает?
Учащиеся: Можно ли разделить их на группы?
Учитель: (открывает следующий слайд). Значит сегодня мы будем говорить о лексическом значении глаголов. (дети читают тему урока на слайде.)
УУД на данном этапе: регулятивные – выполнять учебное действие, контролировать свои действия; коммуникативные – умение выражать свои мысли.
4.Изучение нового материала.
Решение проблемной ситуации.
Учитель: (работа в парах). Разделите глаголы на группы по способу действий, запишите в тетрадях.
1 группа – живет, делает, пашет, забивает, варит, жарит, моет, чистит (действие физическое)
2 группа – чертит, пишет, вышивает (действие мыслительное)
3 группа – расскажет, поет (действие речевое)
Учащиеся: (выходят к доске по парам, доказывают свой ответ)
Знакомство с правилом (чтение правила в учебнике,)
5.Физминутка.(слова физминутки напечатаны на слайде)
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вдохнуть.
Встать, умыться, каши съесть.
Поскакать, за парту сесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
Учитель: назовите глаголы? Что обозначают эти слова? (действие)
6.Закрепление изученного материала.
а)Работа по картине.
На слайде картинка с больным ребенком.
Учитель: Что делает мальчик? (болеет). Можно ли сказать, что ребенок совершает какое-то действие? (нет, он не совершает ни физического, ни умственного, ни речевого действия.
Учитель: Значит слово – болеет, не является глаголом?
Учащиеся: Нет. Это глагол. Оно обозначает состояние человек, отвечает на вопрос – что делает?
б)Упражнение на распознавание глаголов среди других частей речи. Работа по группам. 1 группа анализирует- 1 столбик, 2 группа- 2 столбик, 3 группа- 3 столбик.
На слайде напечатаны слова.
Учитель: Внимательно прочитайте слова. Что общего у слов? (общий корень, значит, они называются однокоренными). Чем они отличаются? (разные части речи) Определите лексическое значение слов. Из каждой группы однокоренных слов выпишите только глаголы.
(Дети выходят к доске, зачитывают слова, обосновывают свой выбор)
УУД на данном этапе: познавательные – подводить под понятие, умение анализировать и синтезировать материал; регулятивные – планировать учебное действие, оценивать весомость приводимых суждений; коммуникативные – аргументировать свою точку зрение, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли; личностные – применять
навыки делового сотрудничества (считаться с мнением другого, проявлять терпение и доброжелательность).
в)Применение знаний на практике.
Учитель: Выполним упражнение упр.521 (2 человека работают у доски). Учащиеся выполняют задание, комментируют свою работу. Делают выводы.
УУД на данном этапе: регулятивные: контролирую своё действие; сравнивать результаты своей деятельности с образцом, адекватно оценивать свою работу.
7.Подведение итога урока.
а).Учитель: Подведем итог нашего урока. Для этого каждый из вас выполнит тест, который лежит у вас на столе. (учащиеся заполняют карточку)
Тест.
1.Глагол – это_____________________________________________________
2.Глагол обозначает________________________________________________
Моет, стирает________________________действие (физическое)
Рисует, считает____________________действие (умственное, мыслительное)
Говорит, рассказывает_____________действие (речевое)
Краснеет, зеленеет - изменение___________________(признака)
Болеет, грустит _______________________(состояние человека)
Нюхать, мерзнуть _________________действие (чувства)
3.Глагол отвечает на вопросы:_______________________________________
Проводим взаимопроверку (учащиеся передают свою работу друг другу)
УУД на данном этапе: познавательные – обобщать знания; регулятивные – оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, давать адекватную оценку работе своего товарища; коммуникативные – умение выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
б).Рефлексия.
Учитель: Поставьте себе знак вместо точек на той строчке, как вы себя оцениваете. (! . ?)
…. – я во всем разобрался
…. – в основном я понял
…. – мне еще не все понятно.
УУД на данном этапе: личностные: самооценка на основе критериев успешности; регулятивные – осуществлять итоговый контроль деятельности.
Учитель: Записываем домашнее задание. стр.523, упр.523, повторить правило.
Учитель: Молодцы! Урок окончен.
УУД на данном этапе: личностные – слушать учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.