Презентация Сопоставительный анализ текстов


Сопоставительный анализ текстов («Пир во время» А.С.Пушкин, «Капитанская дочка» А.С.Пушкин, «Пушкин и Пугачёв» М.Цветаева).Комплексный анализ текстаПанкратова Н.А., учитель русского языка и литературыГБОУ СОШ № 1078 г. Москвы Упражнение № 8Внимательно прочитайте тексты. Что их объединяет? Выделите ключевые слова, которые помогут определить основную мысль каждого из них. Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане, Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении Чумы.Всё, всё, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья — Бессмертья, может быть, залог! И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог. А.С.Пушкин «Пир во время чумы»Текст № 1 Беседа по прочитанномуО чём, на ваш взгляд этот текст? Какова его тема?Какие слова помогли вам определить тему текста?Задание: выпишите ключевые слова, объясните их написание.Разберите по составу слова: разъярённом, неизъяснимы.В каком предложении выражена основная мысль текста?Разберите его синтаксически.

Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане, Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении Чумы.Всё, всё, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья — Бессмертья, может быть, залог! И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог. А.С.Пушкин «Пир во время чумы»Текст № 1 К кому из героев пушкинской «Капитанской дочки» вы могли бы отнести эти слова? В чём видел смысл жизни и человеческого счастья Пугачёв?
Текст № 2 Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле: «Емеля, Емеля! - думал я с досадою, - зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать»... Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут ЕГО жизни… А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Беседа по прочитанномуО чём этот текст? Как к Пугачёву относится Гринёв?Почему? Какие ключевые слова подтверждают эту точку зрения?Какие ключевые слова говорят о противоречивости чувств героя?Что Гринёв осуждает?Чем, по мнению Гринёва, было восстание для Пугачёва?А чем это восстание было для Пугачёва?Какой эпизод повести может нас в этом убедить? Задания к тексту №2 Выполните синтаксический разбор 1-го предложения текста.Определите роль восклицательного знака во 2-ом предложении.Разберите по составу слова: отравляло, поневоле, неразлучна. Текст № 2 Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле: «Емеля, Емеля! - думал я с досадою, - зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать»... Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут ЕГО жизни… А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Текст № 3От Пугачева на Пушкина — на Гринева — следовательно и на меня — шла могучая чара… Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя ее круглой сиротой … такого любить — никакая благодарность не заставит. А чара — и не то заставит… В «Капитанской дочке» Пушкин под чару Пугачева подпал и до последней строки из-под нее не вышел… Чара — в его черных глазах и черной бороде, чара в его усмешке, чара — в его опасной ласковости, чара — в его напускной важности... Чара дана и пронесена сквозь все встречи, — с Вожатым, с Самозванцем на крыльце, с Самозванцем пирующим, с Пугачевым, сказывающим сказку … с первого взгляда до последнего, с плахи, кивка — Гринев из-под чары не вышел, Пушкин из-под чары не вышел. М.Цветаева «Пушкин и Пугачёв» Словарная работаКакое слова М.Цветаева употребляет несколько раз, чтобы передать отношение к Пугачёву и Гринёва, и Пушкина, и своё собственное?Как вы определите его лексическое значение?Чара (в значении ЧАРЫ) - 1. Волшебство, колдовство. 2. перен. Пленительная власть, обаяние.
Беседа по тексту № 3Как, по мнению М.Цветаевой, к Пугачёву относятся Пушкин и его герой Гринёв?Каким вы увидели Пугачёва в изображении М.Цветаевой? Какие ключевые слова помогают нам это понять? Текст № 3От Пугачева на Пушкина — на Гринева — следовательно и на меня — шла могучая чара… Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя ее круглой сиротой … такого любить — никакая благодарность не заставит. А чара — и не то заставит… В «Капитанской дочке» Пушкин под чару Пугачева подпал и до последней строки из-под нее не вышел… Чара — в его черных глазах и черной бороде, чара в его усмешке, чара — в его опасной ласковости, чара — в его напускной важности... Чара дана и пронесена сквозь все встречи, — с Вожатым, с Самозванцем на крыльце, с Самозванцем пирующим, с Пугачевым, сказывающим сказку … с первого взгляда до последнего, с плахи, кивка — Гринев из-под чары не вышел, Пушкин из-под чары не вышел. М.Цветаева «Пушкин и Пугачёв» ЗаданиеРазберите по составу слово ЛАСКОВОСТЬ.Выполните синтаксический разбор словосочетания ОПАСНОЙ ЛАСКОВОСТИ. Что можете сказать о лексической сочетаемости этих слов? Определите средство художественной выразительности.Найдите лексические повторы, определите их роль в тексте. ОбобщениеЧто же объединяет все три текста?Как, на ваш взгляд, относится А.С.Пушкин к таким людям, как Пугачёв? Почему?Почему личность Пугачёва вызывала у А.С.Пушкина такой живой интерес?Что, по-вашему, роднит автора и его героя? Домашнее заданиеНапишите сочинение-рассуждение «Моё отношение к Пугачёву, герою А.С.Пушкина».