Статья Воспитательный потенциал уроков химии в формировании патриотической, нравственной и духовной составляющей личности ученика


Воспитательный потенциал уроков химии в формировании патриотической, нравственной и духовной составляющей личности ученика
Жарова Т. В.
«Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего»
Д.И. Менделеев
Проблема развития воспитания, несомненно, заслуживает самого пристального рассмотрения, так как, воспитания родители ждут от школы, по сути, речь идёт о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счёту о будущем страны и национальной безопасности, корни которой кроются в воспитании.
Особенно важна проблема воспитания в настоящее время; когда многие родители не могут оказывать должное внимание воспитанию своих детей: кто-то много работает, чтобы прокормить семью и видит своего ребенка лишь в праздники и выходные дни, кто-то не замечает недостатки воспитания своего ребенка, кроме того существует много неблагополучных, неполных, молодых и не опытных в воспитании детей семей. Особую роль в воспитательном процессе играет школа. Если спросить любого родителя: «Каким Вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет?» Наверное, каждый взрослый хочет, чтобы его дети выросли здоровыми, жизнерадостными, аккуратными, честными, справедливыми, настойчивыми, трудолюбивыми, заботливыми по отношению к своим близким. Родитель скорее предъявит требования к учителю, как к педагогу. Ему нет дела до государственных стандартов, его волнует, как чувствует себя ребенок на уроке, найден ли контакт с ним, нет ли предвзятости, оказывает ли школа воспитательное воздействие.
Стоит так же отметить, что проблема воспитания подрастающего поколения не остается без внимания и на государственном уровне. Развитие воспитания в системе образования в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования России, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений всех типов и видов.
Государственный заказ на воспитание личности определён в основополагающих законодательных актах Российской Федерации - Конституции Российской Федерации [6], Законе Российской Федерации «Об образовании» [5], Федеральной программе развития образования[19], Концепции модернизации российского образования[7], Программе развития воспитания в системе образования России[15]. В основных направлениях развития воспитания в системе образования России большое значение уделяется следующим направлениям деятельности: активизации мер по повышению социального статуса воспитания в российском обществе; расширению активных субъектов воспитания, включая все социальные институты, профессионально-педагогическое сообщество, широкую общественность; усилению взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений со средствами массовой информации, включение СМИ в процессы воспитания, системное противодействие информации, наносящей вред духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения[13].
Таким образом, выполнения воспитательной функции от школы ждут не только родители, но и требует государство. Школа же имеет достаточный потенциал для реализации данной функции. Меры по осуществлению воспитания в школе включают в себя разнообразную деятельность, общение, внеурочные занятия, учебные занятия школьников, то есть весь педагогический процесс и очень важно, чтобы все элементы, все звенья— каждое мероприятие, каждый урок, каждый предмет этого процесса, носили воспитательный характер.
Многие полагают, что воспитание осуществляется только такими предметами как литература, обществоведение, технология, история. Однако с этим нельзя согласиться, так как воспитательный потенциал каждой дисциплины, каждого предмета велик. В один ряд с этими предметами, рассматривая их воспитательной возможности, можно поставить и химию. Благодаря своей специфике, разнообразию материала, разнообразию форм, методов, приемов обучения химия с легкостью совмещает решение как задач обучения и развития, так и воспитания школьников. Чтобы развеять бытующее мнение о воспитательной не значимости химического и биологического образования, необходимо раскрыть воспитательные возможности химического образования школьников.
Если обобщить все требования, задачи и цели образования, а значит и воспитания в том числе, то можно сказать что в современном мире требуется обеспечение компетентности личности обучающегося. Современное образовательное учреждение призвано сформировать активную, творческую личность, выработать у выпускников умение ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, углубляя и расширяя имеющиеся знания. Как отмечает О.С. Габриелян, [2] четкого и однозначного определения компетенции пока нет, и по различным классификациям существует много компетенций, но очень важной и функциональной в настоящее время автор считает химическую. Автор также отмечает, что предметные компетенции – основа для формирования компетентной личности.
Особенностью компетентностного подхода и его ценностью является не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях, поэтому компетентностный подход взаимосвязан не только с процессом обучения, но и воспитания и оставляет свой отпечаток на воспитательной системе школы и воспитательной работе. Школьный базовый курс химии начинается с восьмого класса и по возрастной периодизации Д.Б. Эльконина [14] соответствует подростковому возрасту, но школьный курс химии не заканчивается базовым курсом, с 10 по 11 класс длится профильный уровень и это согласно заявленной периодизации ранний юношеский возраст, которые являются определяющими в формировании личности.
Благодаря своей принадлежности к блоку естественнонаучных дисциплин, химия имеет возможность влияния на воспитание школьников, дополняя представления обучающихся о картине окружающего мира и акцентируя связь изучаемого материала с реальными объектами [13]. Школьные предметы естественнонаучного цикла способствуют пониманию и осознанию учениками основных законов и принципов мироздания, а ведь от применениями полученных знаний во многом зависит жизнь человека и человечества [11]. Предметы естественнонаучного цикла участвуют в формировании мировоззрения обучающихся, любви к природе, бережному отношению к ней, учат рациональному использованию природных богатств, помогают сложиться определенной системе ценностей. Этот список можно продолжать еще долго, пополняя его новыми аспектами воспитания.
Все эти специфические черты тесно переплетаются друг с другом и с предметом химии, который еще более ярко подчеркивает воспитательные возможности предмета. О.С. Габриелян высказывает мнение о том, что предмет химии в рамках компетентностного подхода играет немаловажную роль в обеспечении успеха будущих выпускников школ [2].
Для реализации воспитательной функции предмета, очень важно, что легко устанавливаются межпредметные связи химии с биологией, валеологией, экологией, физикой, математикой [20].
Нравственно-патриотическое воспитание – обширная область, объединяющая в себе огромное количество качеств - стержень личностного становления, а нравственность – определяющее свойство личности. Нравственные начала закладываются в человеке с детства. Это воспитание чувств, которое наиболее продуктивно осуществляется в раннем детстве, в семье. Но продолжение его формирования возможно в школе средствами воспитательной работы.
В настоящее время в понятие патриотическое воспитание вносится или рассматривается как синоним гражданское воспитание, так как гражданственность подразумевает принадлежность к своему государству, определенные права и обязанности перед ним, патриотические чувства к Родине. Гражданское воспитание включает правовое воспитание, что предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. В то же время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира. Гражданственность предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и других видных деятелей, что неизбежно порождает уважение к своей Родине – составную часть патриотизма и нравственности.
Н.Е. Кузнецова к нравственному воспитанию относит воспитание патриотизма, гуманизма, интернационализма и отмечает, что наряду с этим химия имеет возможности формирования целостного представления о нравственном облике человека [9,1]. Е. Милованова отмечает важность патриотического воспитания в настоящее время в связи с возникшей проблемой терроризма национализма, нацизма и отмечает возможности химии в этом вопросе [12]. И. Фадеев приводит слова академика А.Д. Александрова о том, что образование само по себе ещё не служит гарантией высокой нравственности, но в главной тенденции рост знаний всегда способствовал решению высокой нравственной задачи; и отмечает, что всё-таки большинство учёных самых разнообразных наук не отрицают связи нравственности и науки, что естественные науки, математика и другие – это такой же важный компонент общечеловеческой культуры, а, следовательно, они имеют отношение к нравственности.
Примерами разработок относительно нравственно-патриотического воспитания могут служить работы таких авторов как Гневина Н.А. [3, 4], Кролевиз А.А [8], Митряева И.В [17], Сало В.М. [16], Смолякова О.Н. [17].
Основываясь на данных материалах, я выбрала для себя ряд элементов, которые могу применять на своих уроках и внеклассных мероприятиях.
При изучении именных реакций в курсе химии 9-11 класса, правил и законов в 8-11 классах предлагаю, в качестве индивидуальных домашних заданий, подготовить сообщения об ученых-химиках, которые мы зачитываем на уроках. В сообщениях прошу отражать не только достижения и вехи жизни ученых, но и находить информацию об их личностных качествах, о любимых занятиях и интересах. Очень поучительны в этом плане биографии таких учёных как Д.И. Менделеев и М.В. Ломоносов, имена которых «на слуху» у учащихся с самого начала курса химии 8 класса. В 2011-2012 году наша школа участвовала в телекоммуникационном проекте, посвященном М.В. Ломоносову, и теперь задания конкурса использую при изучении его биографии, как дополнительное домашнее задание. В конце учебного года мы проводим итоговую конференцию, на которой ученики представляют свои сообщения с презентациями. Одним из блоков конференции имеет название «Отечества достойные сыны». В данном блоке учащиеся представляют персоналии наших соотечественников-химиков и эссе на тему «Чему можно поучиться у ….(того или иного ученого)». Данный шаг позволяет ученикам более глубоко осмыслить биографии, выбрать ценностные качества личности и порассуждать о соотношении заслуг учёных и их нравственно-этических качествах.
Для учеников 8 -9 класса предлагаю задания по составлению химических сказок. При этом волей-неволей, по аналогии с русскими народными сказками, ученики сталкиваются с проблемой «добра и зла». Используя химические понятия и знания, сказка завершается не только решением химической проблемы, но и нравственной. Такие сказки уместны в темах «Серная кислота», «Щелочи», «Реакции замещения».
Ещё одним инструментом для развития патриотических чувств можно считать темы «Металлы» и «Неметаллы». В данных темах делаем акценты на распространенность веществ образованных этими элементами. Также можно использовать этот прием при изучении темы «Нефть и продукты ее переработки». Чтобы продемонстрировать местонахождения полезных ископаемых много времени не тратится, зато чувства патриотизма повышает.
Еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: «мы учимся не для школы, а для жизни». До недавнего времени содержание этого принципа в отечественной педагогике было ограничено искаженным представлением о конечном результате образования как о получении знаний, умений и навыков, а не развитии личности. Поэтому так часто можно услышать от учеников и их родителей: зачем нам учить химию или физику или математику, они нам не пригодятся в жизни. Когда слышишь такие рассуждения, понимаешь, что учитель не смог раскрыть воспитательные и развивающие возможности своего предмета, не смог донести до учеников, что любая наука изучает, в конечном счете, человека, определенную сторону человеческой жизни, в любой науке заложен огромный нравственный гуманистический потенциал, не смог показать значимость своего предмета, в полной мере помочь формированию компетентностной личности, которая осознала всю ценность своего образования.
В настоящее время ученикам не хватает на уроках и внеклассных мероприятиях размышлений о нравственности, о гуманизме, о смысле жизни, о патриотизме, о назначении человека на земле, о ценностях подлинных и мнимых, отсюда и возникает «кризис воспитанности в нашей стране», который способен сказаться во всех сферах жизни и деятельности человечества. Поэтому так важно, чтобы каждый учитель уделял внимание воспитательной работе, вносил полноценный вклад с помощью потенциала своего предмета в формирование воспитанной, компетентностной личности выпускника школы.
Анализ работы над данной проблемой показал что, потенциал химии в решении воспитательных задач велик, кроме того, у химии очень широкий круг направлений в области воспитания. Если учитель на уроке успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета, у учеников формируются все необходимые компетентности, что и служит конечным ориентиром в работе системы образования.
Список литературы:
Биктаева А.Р. Интегрированный урок химии и музыки: прикосновение к творчеству чтения.// Химия в школе. – 2003 -- №3
Габриелян О.С. Компетентностный подход в обучении химии.// Химия в школе – 2007 -- № 2
Гневина Н.А. А.П.Бородин – ученый, композитор, гуманист.// Химия в школе. – 2004. -- №3
Гневина Н.А. Межпредметный вечер «Первые русские женщины – доктора наук».// Химия в школе. – 2004. -- №3
Закон Российской Федерации «Об образовании» http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/
Конституция Российской Федерации http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm#4304-
Концепция модернизации российского образования http://www.dvgu.ru/umu/Mo_RF/concept/con1_02.htm
Кролевиз А.А. История химии в биографиях выдающихся химиков».// Химия в школе. – 2004. -- №6
Кузнецова Н.Е. Методика преподавания химии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по хим. и биол. спец. – М.: Просвещение, 1984
Кусаинова К.М. «Художественный образ стекла».// Химия в школе. – 2004. -- №4
Медушевский В.В. Воспитательные возможности естественнонаучных предметов http://www.bestreferat.ru/referat-3214.html
Милованова Е. Под силу только нации патриотов http://www.narodru.ru/index.html
Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения.: Рекомендации для опытно-экспериментальных школ. \ Под редакцией А.Г. Каспржака и др.;. М.: Просвещение, 2004.
Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995
Программа развития воспитания в системе образования России. http://mon.gov.ru/press/reliz/1463/
Сало В.М. Парацельс – знаменитый врач алхимик.// Химия в школе. – 2004. - №4
Смолякова О.Н. Театрализованное представление «Его имя навсегда останется в науке».// Химия в школе. – 2003. - №6
Фадеев И. Взаимосвязь компонентов нравственно-патриотического воспитания учащихся в процессе химического образования http://old.sgu.ru/faculties/physical/departments/it-physics/international2007/docs/Fadeev.E.I..doc
Федеральная программа развития образования 2008 http://www.fcpro.ru/
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.