Воспитательный потенциал краеведения в духовно-нравственном становлении личности.


Воспитательный потенциал краеведения в духовно-нравственном становлении личности.
В настоящее время большое место в образовании отводится педагогическому потенциалу историко-культурных традиций родного края. А это означает краеведение. На личном опыте я убедилась, что краеведение является одним из наиболее эффективных средств исторического, гражданского и духовно-нравственного образования. Оно содействует осуществлению общего образования учащихся, развитию их способностей, помогает приблизить школьное обучение к проблемному пониманию материала, к самостоятельной исследовательской работе. Уже 30 лет я со своими воспитанниками занимаюсь поисково-исследовательской деятельностью в области краеведения. При этом мы опираемся на составляющие, связанные с традиционными ценностями, направленными на духовно-нравственное становление личности. 1.Во-первых, это такая общенародная ценность и духовно-нравственная категория как «Малая родина». Каждый человек должен знать свою малую родину, любить ее, служить ей. Наша малая родина – это сосновский край. К сожалению, в наше время происходят печальные события: исчезают с карты района деревни и села, уезжают и уходят из жизни люди. Исследовать, сохранить и донести до людей духовное богатство, материальную культуру, народные традиции дедов и прадедов - вот наша цель, которую я и мои воспитанники претворяем в жизнь. В результате поисково-исследовательской деятельности нами собран богатый краеведческий материал, который воплощен в прекрасную музейную экспозицию. В нашем школьном музее «Засережье» представлены уникальные экспонаты, которые являются важными историческими источниками. Боевые каменные топоры II тысячелетия до н.э. – свидетельство того, что человек обитал здесь уже 4 тысячи лет назад. Каменное пушечное ядро, относящееся к XVI в., найденное у д. Николаевка, подтверждает версию известного краеведа И.А.Кирьянова, что по р. Сереже в к. XIV – начале XVI вв. проходила граница Российского государства, и наши леса были местами былых сражений. Орудия труда, предметы быта, одежда, старинные фото дают представление о занятиях, образе жизни прошлых поколений. Но хочу отметить, что школьный музей это не просто склад старинных вещей, это дополнительное средство образования учащихся. С целью использования музея в образовательном пространстве в школе возник еще один вид педагогической деятельности, как музейная педагогика, включающая в себя практику обучения и воспитания через музей. На основе имеющегося краеведческого материала дети создают исследовательские работы. Этот материал использовался для написания книг. Центром дополнительного образования «Патриот» выпущены электронные методические пособия «Традиционный костюм» и «Старинные песни сел и деревень», в основу которых лег материал музея «Засережье». В декабре прошлого года наш музей стал победителем областного конкурса школьных музеев, проведенного Законодательным собранием Нижегородской области. Занимаясь поисково-исследовательской деятельностью, мы опираемся на исторические ценности, значимые в гражданском понимании человека. Наш сосновский край имеет богатую и славную историю. К сожалению, наша история (особенно изначальная) недостаточно исследована и не всегда подтверждена источниками. Наша главная задача исследовать историю края, опираясь на исторические документы и труды известных ученых-краеведов. Мне удалось приобрести ценную книгу, изданную Московским государственным университетом «Нижегородские документы XVI века», в которой опубликованы сохранившиеся документы, где впервые упоминаются населенные пункты современного Сосновского района. Это «Нижегородская дозорная книга» 1588 года и «Отдельные отказные книги 1596-1600гг». Именно эти годы считаются временем возникновения большинства селений современного Сосновского района. Анализируя данные источники, мы сделали интересные открытия. Главное, на что я бы хотела обратить внимание, то, что первые селения современного Сосновского района возникли задолго до 1588 г. и уже не раз подвергались переписи. В Нижегородской дозорной книге упоминаются данные переписи Петра Бурунова, которая проводилась в 1578 году. В это время деревни и села Сосновской округи уже существовали . В отдельных отказных книгах упоминаются разметки земель, произведенные Григорием Заболоцким. «…а от деревни Рагозина межа на вершине на враге, а на нем грань, да з дуба да на два дуба из одного корени, а на них старая грань Григорья Заболоцкого…». Григорий Заболоцкий описывал Нижегородский уезд в 1565году. Это свидетельствует о том, что наша территория осваивалась уже тогда.
Бесспорно, одной из главных духовных ценностей является человек. Люди – главное богатство нашего края. Среди наших земляков было и есть немало интересных ярких личностей, которые известны всем. Но многие имена и забыты. Наша цель восстановить в памяти людей имена тех, кто посвятил свою жизнь служению простому народу, кто сыграл значительную роль в развитии нашего края да и , в целом, государства. Уникальный человек Петр Федорович Сицкий. Он явился родоначальником земского образования в Лесуновской волости во второй половине XIX века. Интересно, что первые его школы были подвижными. С книжками, досками, картами ездил он из деревни в деревню, обучал грамоте крестьянских детей, делал выпуск учеников, открывая повсеместно начальные земские школы. Его деятельность была высоко оценена царским правительством, он был награжден двумя медалями «За усердие» и «За труды». Именно Петру Федоровичу была оказана честь открыть первый учительский съезд Горбатовского уезда в 1911году, как старейшему и самому уважаемому учителю. Другим, достойным глубоко уважения и народной памяти человеком был другой учитель Строев Иван Иванович. Он создал школу нового типа, разработал свою методику. Благодаря ему деревня Залесье получила почетное звание «Село сплошной грамотности». Строев проявил себя и как активный общественный деятель. Еще до революции в Залесье он создал «Товарищество сельхозпроизводителей», кооперативное общество, позднее был основателем залесского колхоза. Иван Иванович был одним из лучших учителей в районе и области, о чем свидетельствуют официальные документы. В 1936 году он стал делегатом Съезда учителей РСФСР, первый учитель в районе получил звание Заслуженный учитель РСФСР и награжден орденом Ленина. Можно еще приводить примеры о замечательных земляках. Это люди разных профессий, проживали в разных населенных пунктах. Но всех их объединяет бескорыстное служение своему народу. Они не имели богатства, их богатством были результаты их труда. Разве можно не восхищаться?
Труд и творчество. Эта ценность, которая движет общество вперед, способствует духовному росту человека. Сама поисковая деятельность моих маленьких друзей это важный и полезный труд. Она предполагает, что дети познают свой край не по книжкам или учебникам, а сами участвуют в добывании краеведческого материала. Но этот труд становится еще более продуктивным, когда в результате имеется выход в законченной и оформленной исследовательской работе. Мои ученики активно занимаются исследовательской деятельностью. Их исследовательские работы созданы на высоком уровне, что подтверждают их победы на областных, федеральных конкурсах исследовательских работ учащихся. Мои дети не раз были победителями и лауреатами детских научно-практических конференций «ЮНК» и «Первые шаги в науке». Но конкурсы – это не главная наша цель. Главная цель это изучение истории своего края, исследование неизвестных ее страниц. Результатами нашей работы являются комплексное исследование истории Засережья и новые открытия в истории Сосновского района.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семья для любого человека, а, особенно, для ребенка имеет особое значение. В нашей школе разработан проект «Семья в истории страны», задачи которого исследовать свои корни, проследить родословную и выявить место и роль своих предков, всей семьи или рода в истории Отечества. У нас традиционно проходят рождественские чтения и тема одной из номинаций «Моя родословная». Обращение к своей родословной порождает большой интерес у учащихся, вызывает уважение к своим предкам и мотивирует стремиться к успеху. У нас собран огромный материал по истории семей и родов нашей округи, который мы используем на уроках истории, литературы, ОПК и в различных внеурочных мероприятиях.
И, наконец, одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного формирования личности является патриотизм. Традиции гражданско-патриотического служения своему народу – основное содержание краеведческого материала. Оно предполагает обучение и воспитание учащихся на примерах реальных личностей, организацию общественно-полезной практической деятельности. На уроках истории я всегда использую краеведческий материал, чтобы понимание истории учащимися было доступнее и красочнее. Дополнительным материалом при изучении событий Великой Отечественной войны являются школьная Книга Памяти, воспоминания ветеранов войны, письма с фронта. Письма молодого солдата из деревни Ольгино Алеши Касаткина не могут оставить равнодушными ни одного ученика. Восемнадцатилетний паренек сгорел заживо в танке при наступлении на Ригу. Из его писем мы узнаем, как он воевал, о чем думал, о чем мечтал, что чувствовал. После этого, у детей формируется особо трепетное отношение к тем, кто создавал Победу, кто строил наше общество. Уже традициями учащихся нашей школы стали такие мероприятия как помощь ветеранам, восстановление и уход за памятниками погибших воинов в исчезнувших деревнях, инициаторами этого стали сами дети. Не зря программа развития нашей школы – «Сельская школа – центр духовно- нравственного становления личности», в которой краеведение является основой.