Воспитательный потенциал курса ОРКСЭ как условие становления личности гражданина России


Воспитательный потенциал курса ОРКСЭ как условие становления личности гражданина России
Школьное образование не может быть лишено устойчивой ценностной основы. При сохранении такого положения у школьников неизбежно вырабатывается легкомысленное и потребительское, утилитарное отношение к образованию, когда они учатся только ради аттестата или диплома, трудятся только ради денег, живут только ради удовольствий. Школа обязана не только осуществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся, приданию обучению, труду, жизни нравственного измерения. Любовь к родному городу или селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине, и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины. Уже на начальной ступени обучения дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, россияне. Сначала ученики знакомятся с малой Родиной – местом, где они живут, и постепенно узнают, что это место – часть большой страны, а дети – жители России, граждане страны. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну,гордится ею, вместе с ней переживает горе и радость, старается сделать ее сильной и богатой. А истинный гражданин – это нравственный человек. Именно нравственные показатели являются составляющими понятиями гражданственность: милосердие, порядочность, честность, совестливость, справедливость, трудолюбие.
Введение в школьную программу и преподавание курса ОРКСЭ имеет целью формирование мировоззрения, установок и ценностей, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.А не опасно ли делить детей по религиозной принадлежности или преимущественному отношению к определенной религии или нерелигиозной группе общества? Не вносим ли мы разделения в школьные и детские коллективы и даже, может быть, даём почву для возбуждения неприязни и вражды по религиозному признаку? Религиозные или шире - мировоззренческие различия существуют в обществе независимо от того, говорим мы о них в школе или нет. Рано или поздно дети начинают их замечать и осмысливать. И они их замечают и осмысливают ещё до школы, в семье, в детских коллективах. Так пусть лучше они это делают также и в школе, в рамках организованного и контролируемого школой, семьей, государством учебно-воспитательного процесса, а не стихийно, под воздействием различных, в том числе деструктивных факторов, «на улице». Человек, действительно любящий и ценящий свою духовную культуру никогда не пойдет громить другую культуру и её носителей просто потом, что они «другие». А вот люди, искусственно оторванные или сами оторвавшиеся от своих культурных корней от традиционной морали, духовные «босяки», гораздо более способны на такие мысли и действия. Это подтверждает и наша отечественная история.
Изучение основ религиозной культуры может многое предложить растущей личности не только со стороны пополнения знаний, но и со стороны развития личных дарований и способностей, формирования целостной картины мира, самостоятельной ориентации в духовных вопросах. Данный курс преследует одну общую цель - воспитание ответственного, нравственного гражданина России. Содержание курса не только не противоречит общепризнанным в нашем обществе нравственным ценностям и нормам, закрепленным в Конституции России и законе РФ «Об образовании», но и оказывает положительное воздействие на их формирование у детей. Это воспитание российской гражданственности, патриотизма, любви к семье, природе, Родине, уважения к правам и законных интересам сограждан, других людей вне зависимости от их социального положения, этнической, религиозной и иной принадлежности и др.