Конспект урока по математике на тему Выделение целой части из неправильной дроби (4 класс)


Урок математики Тема: «Выделение целой части из неправильной дроби»
Цели урока по линиям развития личности Обязательный минимум содержания
Формулируются в соответствии с программой на основе содержательных линий развития:
1.Узнать, как выделять целую часть из неправильной дроби, составить алгоритм;
2. Научиться выделять целую часть из неправильной дроби по алгоритму.
Научиться выделять целую часть из неправильной дроби действием деления.
Этапы
урока,
время Учитель
(наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками) Ученики
(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) Доска и
оборудование Формирование УУД
Актуализация знаний
5минут
Какая дробь лишняя?
Какая дробь называется правильной?
Какая дробь лишняя?
Какая дробь называется неправильной?
Прочитайте числа
Какие числа называются смешанными?
Запишите двумя способами в виде неправильной дроби и в виде смешанного числа, какая часть фигур закрашена:
Числа, которые вы получили, равны между собой?( каждый раз- 3р.). Почему?
Какая пара справилась быстрее?
Поднимите руку, у кого все задания выполнены верно?
Читают про себя ответ полный, отвечает + несколько уч-ся, правило – 1 ученик
Читают про себя ответ полный, отвечает + несколько уч-ся, правило – 1 ученик
Читают по одному, отвечает 1 ученик
Записывают в тетради. Работа в паре. С проверкой.
Рассматривали на одних и тех же геометрических фигурах.
1.Узнать, как выделить целую часть из неправильной дроби, составить алгоритм;
2.Научиться выделять целую часть из неправильной дроби по алгоритму. (Предметные, коммуникативные, познавательные) Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания(П) Выполнять универсальные логические действия:
– выполнять анализ (выделение признаков);
– производить синтез,
- выстраивать логическую цепь рассуждений
Создание
проблемной ситуации**
3–5 минут В том, что данные числа, составляющие неправильную дробь и смешанную между собой равны, мы убедились на фигурах, на числовом луче ранее рассматривали. А как выдумаете, с помощью арифметического действия можно превратить неправильную дробь в смешанное число? А почему дробь неправильная? а почему числитель больше знаменателя? (правильная дробь составляет часть целого, а неправильная- целые части числа и часть дроби).
Можно.
5 3/5 = 28/5 (по центру) (Регулятивные) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Формулирование
проблемы
(темы и целей урока)**
3 минуты
5мин Обдумайте в парах, как сформулируем тему урока? Исходя из темы: «Выделение целой части из неправильной дроби»,
над чем будем работать? Наши действия?
Какие будут предположения?
Каким способом, вы предлагаете найти, сколько в числе целых. Каким действием? Почему?
При делении числителя на знаменатель в результате мы можем получить, какое число?
При делении с остатком мы должны обязательно, что помнить?
Давайте вспомним деление с остатком.
(слайд)
Если дробь в своей основе есть деление натуральных чисел, каким компонентом деления будет являться числитель, знаменатель дроби? Результат деления? Выделение целой части из неправильной дроби.
1.Узнать, как выделять целую часть из неправильной дроби, составить алгоритм или вывести правило;
2. Научиться выделять целую часть из неправильной дроби по алгоритму.
Делением. Черта дроби – знак деления.
С остатком.
Остаток меньше делителя.
Числитель – делимое,
Знаменатель - делитель.
частное Запись темы на доске.
Запись задач.
Запись: ост. меньше делит-ля (на правой стороне)
По центру: деление, остаток (Регулятивные) Составлять план выполнения задач,
Открытие
н о в о г о
знания**
5 минут Какие есть предложения, как выделить целую часть из неправильной дроби.
Остаток продолжаем делить, целого числа больше нет, только дробная часть 3/5, где остаток – числитель, а знаменатель – делитель, по своей сути он же знаменатель неправильной дроби. (Регулятивные, познавательные, коммуникативные)
-выстраивать логическую цепь рассуждений (П) Представлять информацию в виде схемы (алгоритм), опорного конспекта (П)
Формулир о в а н и е
н о в о г о
знания**
5 минуты Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, нужно её числитель разделить на знаменатель. Частное составляет целую часть, остаток – числитель дроби, делитель – знаменателем.
Сверим наш вывод с текстом учебника.
Сколько абзацев? Вывод, в каком абзаце?
В начале -? Пример. Чтение хором
Всем понятно, как правило соотнесено с примером? Алгоритм на доске Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Первичное при-
менение нового
знания**
5 минут Хором проговорим.
№3 с комментированием – 2 примера

(Коммуникативные, предметные) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи(К)
Вести диалог
Самосто-
ятельнаяработа*
5 минут 2 – самостоятельно (проверить в паре)
(слайд) Оценивают свою работу (Предметные, регулятивные) В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Повторение и за-
крепление
изученного ранее
До 15 ми*
нут (Предметные, личностные)
Итог
урока**
1–2 мину*
ты Просит детей еще раз сформулировать цели, поставленные в начале урока и определить, достигнуты ли они. (Регулятивные, личностные) В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Домашнее
задание**
1–2 мину*
ты Задание на дом:
Выучить вывод.
№ 3 (2 строка);
№ 4 (по желанию). Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит их к
теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу.
Классификация методов обучения
Далее мы представим описание каждого проблемно-диалогического метода обучения. Побуждающий от проблемной ситуации диалог может разрешиться как вопросом, так и темой. При использовании подводящего диалога и сообщения с мотивирующим приемом учебная проблема обычно выступает как тема.
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.
Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос
содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. В первом случае учитель любым методом обеспечивает постановку проблемы, во втором случае этот этап урока пропускается вообще.
Форма обучения представляет собой порядок организации учебной деятельности. В педагогике принято различать фронтальную, групповую, парную и индивидуальную формы работы. В то время как традиционные методы сообщения темы и знания всегда фронтальные, проблемно-диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения.
1.Тема урока «Выделение целой части из неправильной дроби» относится к завершающемуся начальному этапу изучения дробей. На предыдущем уроке учащиеся познакомились с понятием смешанное число, сегодня на уроке они должны научиться выделять целое число из неправильной дроби. Урок проводится в 4 классе. Класс не однозначный, в том смысле, что не все дети обучались по одной образовательной системе: из 18 – 10 учащихся. В классе по математике имеют 4 ученика отметку 4, остальные – 3. 3 обучающихся имеют весьма слабые знания по предмету.
Урок построен с использованием методов проблемно-диалогической технологии: подводящий к теме диалог и подводящий к знанию диалог.
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания различаются по характеру и степени трудности, но посильны для учащихся. Чтобы подвести учеников к формулированию темы, на уроке использован необходимый, изученный на предыдущих уроках материал: правильные – неправильные дроби, смешанные числа, находить смешанное число и неправильную дробь на геометрических фигурах. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока, исходя из формулировки темы – цели.
Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками, этому способствуют: цепочка вопросов и заданий знания о неправильных дробях, смешанных числах и деление с остатком. ФОРМЫ обучения: фронтальная, индивидуальная, парная. На данном уроке не совсем целесообразно использовать групповую форму.
Личностные: Принимать социальную роль « ученика», осознавать личностный смысла учения и интерес к изучению математики. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять желание больше узнать.