Олимпиада по дисциплине Русский язык (Задания и ответы)


Тестовые задания
(ФИО)
1. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:А) морячкаБ) исполняютВ) ядреныйГ) кровля
2. Найти слово, в котором произносится [С]:А) изморосьБ) изморозьВ) возГ) синий
3. Через дефис пишутся словаА) пол(Думы)Б) то(же) самоеВ) говорить (по) японскиГ) (историко) литературный журнал.
4. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в рядуА) (не) годующий взгляд, (не) ряхаБ) (не) мог упасть, (не) добрал балловВ) (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангуГ) (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.5. Частица НИ пишетсяА) Как бы там н_ былоБ) Н_ раз бывал я в этом музееВ) Н_ надо приходитьГ) Н_ там, н_ здесь его не было.
6. Определите слово, в котором количество букв и звуков не совпадаетА) весьБ) бериВ) глазГ) полеД) лебеди
7. Каким фонетическим признаком объединены следующие слова: подсечь, вязкий, ложка, обтесать?А) Оглушение согласных на конце словаБ) Оглушение согласных перед другими согласнымиВ) Выпадение согласныхГ) Смягчение согласных перед другими согласнымиД) Озвончение согласных
8. В каком слове все согласные звонкие?А) ВинтБ) ВагонВ) Завтра Г) ПрыжокД) Рамка
9. Определите, в каком слове пропущен звонкий согласный звукА) Книги лежали впереме…куБ) Фу…больный матчВ) Приехали на во…залГ) Он …дал зачет по русскому языку.Д) Оконечность позвоночника называется ко…чик
10. Укажите слово, в котором пропущена буква «ё»А) Реч…нкаБ) Руч…нкаВ) Защ….лкаГ) Распаш…нкаД) Медвеж…нкаОткрытые вопросы
__________________________________________________________________
Вопрос 1Укажите ударение в словах Облегчить, ободрить, оптовый, звонишь, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, торты, жалюзи, заржаветь, красивее, иначе, дремота, квартал.
Вопрос 2
Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:Опека, афера, челн, новорожденный.
Вопрос 3Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой – современным:[шыгат’], [шагат’] -_________________________________
[падм’иг’иват’], [падм’иг’ават’]-_________________________
[мойус], [мойус’]-___________________________________.
Вопрос 4Какой лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова? Дайте им грамматическую характеристику. Значения каких из слов вам известны?Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 5В латинском языке есть слово valeo — «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческие задания
__________________________________________________________________
Задание 1Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.
Задание 2Кофий, кофь, кохей, кохвай. Это названия известного вам напитка.Прочитайте приведённые в задании предложения и установите, почему это слово «выпало» из ряда имен существительных нарицательных, неодушевленных, относящихся к среднему роду:— «Кто чорный кофь пьет – ков на Бога кует».— «Ани ево за дубовый стол сажали, ани его чаем, кохваем поили»— «Пойдут чаи, кофеи…»— «Готов кофий?» («Вишневый сад»)Определите род этого слова в современном русском языке. Приведите примеры.
Задание 3 Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.
Задание 4 Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.
Задание 5 Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.А) Мать любила и гордилась своим сыном.Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.В) Мемориальный памятник установлен на площади.Г) С ним произошел неприятный инцидент.
(ФИО)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Ключи ответов
1 2 3 4 5
В В А В Г В А Г
6 7 8 9 10
А Б Б Г В
Ответы на открытые вопросы
Ответ на вопрос №1
ОблегчИть, ободрИть, оптОвый, звонИшь, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тОрты, жалюзИ, заржАветь, красИвее, инАче, дремОта, квартАл.
Ответ на вопрос №2
В двух словах пишется Е: опека, афера.
Ответ на вопрос №3
Старомосковские: [шыгат’],[падм’иг’ават’],[мойус].Современные: [шагат’]; [падм’иг’иват’]; [мойус’].
Ответ на вопрос №4
Это слова-цветообозначения.Это несклоняемые (неизменяемые) прилагательные; в предложении являются определением.Индиго – синий цвет. Маренго – черный с серым отливом или черный с светлыми вкраплениями. Прюн – темно-лиловый цвет. Хаки – коричнево-зеленый. Пансе – темно-фиолетовый. Беж – светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком. Электрик – ярко-синий цвет с сероватым оттенком. Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.
Ответ на вопрос №5 Валидол, инвалид, Валерий, валериана.
Ответы на творческие задания
Задание 1
Ночь – ночка – ночник – ночной – ночевать – ночёвка – заночевать – переночевать
Задание 2
Слово кофе в современном русском языке мужского рода.
Задание 3
Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.
Задание 4
Выражение отделять плевелы от пшеницы пришло в русский язык из Евангелия. В притче о пшенице и плевелах есть такие слова: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь, а пшеницу уберите в житницу мою». Эти слова и стали источником фразеологизма — отделять плевелы от пшеницы.Современное значение — отделить плохое от хорошего, вредное от полезного (плевелы – сорная трава, скорее всего «куколь», которой можно отравиться). Первоначальное значение по Евангелию: «отделять дьявольское от божеского».
Задание 5
А) Мать любила и гордилась своим сыном. — Мать любила своего сына и гордилась им.Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.Свидетель показал, что видел …В) Мемориальный памятник установлен на площади. — Памятник установлен на площади.Г) С ним произошел неприятный инцидент. — С ним произошел инцидент.