Определение спряжения глаголов с безударным окончанием.

Тема урок: «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием».

Цель: продолжить формировать знания о правописании безударных личных окончаний глаголов. Задачи: 1) образовательные: формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов, углубить и расширить знания о глаголе как части речи; углубить и расширить знания о составе слова; учить определять спряжение глаголов 2) развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание. 3) воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, уважение к себе и окружающим. Формирование УУД: Личностные УУД:  1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию 2) формирование  мотивации к обучению и познанию 3) формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии  4) формирование уважительного отношения к иному мнению Регулятивные УУД: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии 5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности Познавательные УУД: 1) преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты 2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи 3) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство 4) ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях Коммуникативные УУД: 1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме 2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач 3) формирования умения слушать и вступать в диалог.

Планируемые результаты: ученики научатся определять спряжения глаголов, писать безударные личные окончания глаголов. Оборудование: учебник «Русский язык», автор Рамзаева, 4  кл.
2 часть,  презентация, проектор, компьютер.
Ход урока
I Мотивация к учебной деятельности
Приветствие.
Запись числа, классной работы.
II. Проверка домашнего задания.
(показ лучших работ)
III. Словарная работа. Работа с презентацией.  IY. Минутка чистописания. Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах
Гусеница, крыльцо, цифра.
Учитель: Спишите. Продолжив закономерность
Цц  Ццц Цццц
Y. Актуализация знаний.
А)Работа со словами записанные на доске.
Найдут, шалишь, зубрят, вернёшься, торчат, соберёшься, посчитают.
-Прочитайте слова записанные на доске.
-Что общего в этих словах?
-Что такое глагол?
-Распределите эти глаголы на две группы.
1-е спряжение 2-е спряжение
найдут торчат
соберешься шалишь
вернешься зубрят
посчитают

2-е л., ед. чл 3-е л., мн.чл.
шалишь найдут
соберешься торчат
вернешься зубрят
посчитают

с ударным безударным
найдут посчитают
торчат
соберешься
шалишь
зубрят
вернешься

YI.Выявление места и причины затруднения
-В какой классификации у нас из групп оказался 1 глагол?
-Прочитайте глагол и поставьте ударение. Что вы заметили? К какому спряжению относится глагол посчитают? Как вы это определили?
-Что вы можете сказать об окончаниях глаголов первого спряжения?(правило)

Вывод: в окончаниях глаголов первого спряжения пишется гласная – е, а в третьем лице множественного числа – ут; - ют.

YII.Реализация построенного проекта
Просклоняйте глагол посчитают.
ЕД. ЧЛ МН. ЧЛ.
1 л. посчитаю посчитаем
2 л. посчитаешь посчитаете
3 л. посчитает посчитают

-Чем отличается этот глагол то тех, которые мы спрягали ранее? (безударным окончанием)
-Так как же мы определили спряжение глагола с безударным окончанием?
(по 3-лицу мн. чл.)

Вывод: мы определили спряжение у глагола с безударным окончанием по 3л. мн. числа и сказали, что это глагол 1-го спряжения, так как в третьем лице мн. числа окончание – ют, следовательно гласная в окончании – е.

Определите к какому спряжению относится глагол:

Колт (дрова)
3л. мн.чл. колят – ат – ят – 2спр.
3л. мн. чл. колют ут – ют – 1спр.
-ЭТОТ СПОСОБ НАМ НЕ ПОДХОДИТ.
YIII.. Целепологание.
Значит наша цель урока – найти другой способ определения спряжения глагола с безударным окончанием.

IX. Построение проекта выхода из затруднения

глагол
спряжение
Неопределенная ф.

Пишет



Затянет



Влияете



Поборете



Желтеем



Дежуришь



Ходить



Любите



Лепим




Вывод:спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит перед -ть –в неопределенной форме. Суффикс –и- указывает на 2-е спряжение.
Все остальные –а, -о, -е, -у, -я- на 1-е спряжение.
-Чтение правила в учебнике.
Определение спряжения глагола колт

1 спр
колоть
1спр 1спр
колет колют

X.Составление схемы опоры.

2 спр. Н.ф.-ить (ать, -ять,- еть)

1спр. Н.ф-оть (ыть,-уть)


XI. Физминутка.

XII. Первичное закрепление
Работа на доске.
Ночью в полях под напевы метели дремлют березки и ели.
Задание:
Указать части речи.
Разобрать по членам предложения.
Разобрать как часть речи – в полях.
Разобрать по составу –березки.
Сделать звуко – буквенный разбор – ели.

XIII. Включение в систему знаний и повторение
Упр.№
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
-Объясните смысл пословицы.
-Объясните написание окончания глагола.
Самостоятельная работа.
Один ученик работает у доски, а остальные на карточках.
ЖАЛЕЕШЬ, КАТАЕШЬ, ПЕСТРЕЮТ, ВТИРАЕТ, СИЯЕТ.

XIV. Рефлексия учебной деятельности.
- Что на уроке было трудным?
-Что нового узнали на уроке?

XV. Домашнее задание.
Правило, упр.№476.