Урок-практикум по русскому языку на тему Причастие. Повторение. Обобщение.


Урок-практикум по русскому языку в 7 классе.
Причастие. Повторение. Обобщение.
«Единственный путь, ведущий к познанию, - это деятельность».
Б. Шоу
Цель урока: повторить и обобщить материал по теме «Причастие», закрепить навыки правописания причастий, воспитывать у учащихся интерес к изучаемому предмету.
Ход урока.
Учитель. Смотрим на название темы урока. Ваши мысли: как, по- вашему, какую цель мы поставим на уроке?
- Привести в систему наши знания, проконтролировать навыки. Мы будем работать под девизом, который записан на доске. Слова принадлежат известному драматургу Б. Шоу: «Единственный путь, ведущий к познанию, - это деятельность».
Таким образом, урок будет иметь практическую направленность. Теоретический материал мы повторили. Чему мы научились, каковы результаты наших усилий , сейчас увидим.
Итак, открываем тетради, записываем тему. И сначала проверим выборочно домашнее задание.
а) Желающие читают сочинения «Уж очень необычное это причастие»,
«Ох уж это причастие» (сказка, притча, т. п.).
Результаты творческой работы.
б) По памяти запишем предложение, которое вы должны были выучить наизусть.
«Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооруженный знанием, - непобедим!»
М. Горький.
- Каким образом данные слова перекликаются с девизом урока? - они как бы продолжают, развивают мысль, содержащуюся в словах Б. Шоу.
I. Словарно-орфографическая работа:присутствовать на собрании, движимый желанием помочь, поразительный успех, претендовать на высокий пост, безграничная фантазия, стреляный воробей, нечаянная встреча, очерченный силуэт, прекратить общение, присутствовать на собрании, искрящийся взгляд, отрезанный ломоть.
- В составе каких словосочетаний есть причастие? - назовите.
- Как отличить его от других слов? (общее значение) Какие из записанных слов могут использоваться при описании внешности человека, его характеристики?
- Есть ли слова, которые имеют переносное значение, необычный способ строения -(неделимые) фразеологизмы?
Теперь обратимся к группе учащихся, которые искали фразеологизмы, в состав которых входят причастия:
- с открытой душой - искренний;
- Фома неверующий - недоверчивый;
- язык хорошо подвешен - разговорчивый;
- стреляный воробей - опытный;
- отрезанный ломоть - сам по себе.
Составьте с одним предложение и запишите, подчеркнув причастие.
Напоминаю, что оно в составе фразеологизма рассматривается как один член предложения.
В это время другая группа отгадывает кроссворд (девять слов, в центре слово «причастие»).
II. Проводится небольшой тест с целью проверки знаний морфологических признаков причастий, их синтаксической роли.
Борющийся за свободу:
1) сам совершает действие;
2) страдательное;
3) употребляется в полной форме;
4) совершенного вида;
5) в мужском роде;
6) в винительном падеже;
7) определение.
Правильные ответы: 1,3,5,7
Девочка обижена:
1) испытывает на себе действие;
2) страдательное (в краткой форме);
3) несовершенного вида;
4) в форме 3 лица;
5) в именительном падеже;
6) в женском роде;
7) сказуемое.
Правильные ответы: 1,2,6,7
III. - Кто хочет побыть учителем? Нужно исправить ошибки в предложении
(работа у доски) и поставить оценку.
Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за пределом истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое.
Одновременно проводится работа в группах: собрать предложение (афоризм), слова которого рассыпаны, согласовать определяемое слово с причастием, указать падеж. Кто хочет получить отдельное задание, аналогичное, но более сложное?
1 группа.
Русский язык неисчерпаемо богат и обогащается с быстротой поражающей
М. Горький
поражающий (Т. п.) (неисчерпаемо, и обогащается, язык, с быстротой, богат, русский язык) 2 группа.
Всякая мысль, выраженная словом, есть сила, действие которой беспредельно. А. Толстой
выраженный (И. п.) (действие, всякая, есть, мысль, словом, беспредельно, которой, сила) 3 группа. Подлинная красота языка, действующая как сила, создается точностью, ясностью, звучностью слов. М. Горький
действующий (И. п.) (как сила, звучностью, подлинная, языка, точностью, слов, ясностью, создается, красота) 4 группа.
Пушкин черпал золотым ковшом русскую речь, еще не остывшую после пугачевского пожара. Л. Толстой
остывший (В. п.)
- Где определяемое слово, с которым согласуется причастие?
- Проверяем «учителя»? Чем является «не» при слитном и раздельном написании в причастии? Сформулируй правило «не с причастием», входящим в причастный оборот.
Проверка предложений. Если составлены правильно, то должны получиться известные высказывания. Что общего в этих предложениях, о чем они?
Учитель: Мы должны прислушиваться к словам знаменитых людей, придерживаться совета, данного ими.
Бережное отношение к языку в чем проявляется? - правильно произносить, употреблять точно слова, зная их лексическое значение. Поэтому следующий этап работы:
а) проверка знаний орфоэпических норм (по цепочке):наклоненный, начавший, исключенный, создана, прибывший, углубленный, понявший, позолоченный, переведена, занята, начатый, премированный, осужденный; б) исследовательская работа группы на тему: «Лингвистические ошибки вокруг нас» (собираются и классифицируются);
в) индивидуальная работа
- исправление текста, осложненного причастными оборотами.
IV. Из набора заданий, которые даны в порядке усложнения, выбрать одно (конструирование – исправление):
1)Животные готовятся к зиме и кажутся очень озабоченными.
(Заменить причастие)
2) Туристы выщли к реке. Река переливалась всеми цветами радуги.
(Устранить повтор)
3) Лошадка, которую запрягли в телегу, едва переставляла ноги, которые то и дело утопали в грязи.
(Устранить повтор)
4) Снег неожиданно прекратился, и установилась тишина. (осложнить каждую часть причастным оборотом)
V. Выборочный диктант. Распределить слова в два столбика, дать графическое объяснение.
Одновременно четверо учащихся работают на карточках
(Cамопроверка).
Неоткрывающийся замок, человек-невидимка, невзрачный вид, тетрадь не обнаружена, никем не опознанная находка, ненавидевший неправду, цветок, еще не распустившийся, нелегкий путь, незабываемое впечатление, не освещенный, а полутемный зал, гласные, не проверяемые ударением, калитка не заперта.VI. - От чего зависит гласная в суффиксе причастия? Подумать, как можно сгруппировать причастия?
Записать в два столбика, составить словосочетания , показать условия выбора орфограммы: ви д...мый, необита...мый, стел...щийся, бор...щийся, припа...нный, измуч...ный, освеща...мый.
Одновременно (у доски) учащийся вставляет орфограммы, соединяя графически «е»:
жареный, замешено (тесто), высмеянный заученный, задержанный, потерянный некошеный, взвешенный, стреляный засеянное, застреленный, выкачанная (бочка) обиженный, заучен, настоянный. Если задание выполнено верно, то получится «5». 7. Самостоятельная работа на листиках с копировальной бумагой.
Один лист соседу - другой учителю.
Н <-> НН Расшифровать задание, понять, в чем смысл (изменить слово, чтобы там, где было 1 «н», стало 2 «н»): 1в мощ...ная улица- П подкова...ный сапог-свар... суп - увенч... ый лаврами -груж... ная баржа - промасл... ная салфетка -лента привяза...на - вещь спрята... а -следы запута.. .ы - плетен..ая мастером корзина
Итоги урока.
Оценки выставляются с учётом работы на уроке и за самостоятельную работу.
Домашнее задание:
1) Сочинение-миниатюра: «Последний осенний день» (каким для вас был последний осенний день).
2) «Новые приключения Рассеянного» (юмористическое сочинение). 3) Упр. 145. Принести тестовые задания.