Презентация по логопедии Преодоление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников


МДОУ №10 «Солнышко» г. ЖелезногорскПреодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возрастаУчитель – логопед Чуприна Оксана Валерьевна2017 Цель представить методику работы над слоговой структурой словаЗадачипознакомить с теоретическими аспектами нарушений слоговой структуры слова;наглядно показать некоторые приемы, способствующие формированию у дошкольников слоговой структуры слова. А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).Инертное застревание на каком-либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикание.Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»).Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).Нарушение последовательности слогов в слове (например, «чимхистка» вместо «химчистка»).Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» — персик и апельсин, «деволяет» — девочка гуляет). Этапы коррекционной работыОбследование Подготовительный этапневербальный материалУпражнения на развитие динамического праксиса рук (кинезиологические упражнения)Графические упражнения на переключениевербальный материал Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственных представлений как начало, середина, конец, перед, за, после, первый, последний Невербальный материалИгры и упражнения на развитие слухового внимания, гнозиса, слуховой памяти Невербальный материалРабота над ритмом Долгота звукаМаленькие - это короткий звук, а большие - это длинный звук. Упражнения на развитие динамического праксиса рук (кинезиологические упражнения) Графические диктанты и упражнения на переключение Вербальный материалИгры и упражнения, направленные на формирование таких пространственных представлений как начало, середина, конец, перед, за, после, первый, последний уровень гласных звуков уровень слогов уровень слов фонематический и слоговый анализ слов фонематический и слоговый синтез слов фонематические представления уровень законченных предложенийКоррекционный этап Уровень гласных звуков Произнесение звуков столько раз, сколько предметов Пропевание серий звуков с четкой их артикуляцией Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их голосом Выделение ударного звука Слуховой и зрительный диктанты (запись буквенного ряда) –АУИ; ИУОА и т.д. Озвучивание ритмического рисунка гласными звуками Произнеси звук столько раз, сколько … у нас Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике Символы звуковЧтение символовНарастание силы звука Озвучивание ритмического рисунка гласными звуками Уровень слоговСоставление слогов из предложенных буквНанизывание предметов с одновременным проговариванием слоговНазывание ударного слогаНаращивание слоговУменьшение количества слоговПовторение серии слоговЗапоминание и повторение цепочки слоговПридумать цепочку из слоговСкажи наоборот Чтение таблиц с прямыми и обратными слогами Повторение и наращивание слогов Преобразование слогов Нанизывание предметов с одновременным проговариванием слогов Чтение таблиц с прямыми и обратными слогами Последовательность отработки типов слоговой структуры предложена Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками».Двусложные слова из открытых слогов (вата);Трехсложные слова из открытых слогов (машина)односложные: слова, представляющие собой закрытый слог (мак);двусложные слова с закрытым слогом (лимон);двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт);двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений. Уровень слов (анализ)Фонематический и слоговый анализ слов Деление слов на слоги («Идем по лесенке», «Выложи слово по слогам») Произнесение слова с одновременным выполнением механического действия«Рассели предметы по домам» - соотнесение слова с указанным количеством слогов Назвать лишнее слово, учитывая количество слогов Деление слов на слоги Уровень слов (анализ)Мар-тыш-каБе-ге-мотЖи-рафКро-ко-дил Работа над схемой слова Составь схему Фонематический и слоговый анализ словУровень слов (синтез) Дополнить данные слоги заданным одинаковым Составить слово из слогов (разные виды задний) Из двух слов образовать одно Смешанные упражнения на анализ и синтез Уровень слов (синтез) Синтез на уровне слова Слоговой анализ и синтез словИгра «Слоговая арифметика»Сложение:баран + ка = ? пол + оса = ?вес + ло = ? крах + мал = ?бар + сук = ? кар + точка = ?Вычитание:полка – ка = ? ракушки – ушки = ?виноград – град = ? лесник – ник = ?мышьяк – як = ? компот – пот = ?В два действия:весна – на + точка = ?кот + ёлка – ка = ?ласточка – точка + ты = ?зубр + ёж + ка = ?картина – тина + тон = ? Фонематические представления Придумать слова, состоящие из 1,2,3,4 слогов. Придумать слова, оканчивающиеся на -ЧОК-. Придумать с заданным слоговосочетанием слово ( хва, кры ). Придумать рифму к словам. Распределить картинки на группы по вопросам кто это? что это? (строитель, строительство) Уровень слов (фонематические представления)Закончи слово чокхва Уровень законченных предложенийстихи, чистоговорки, и другие тексты Заучивание чистоговорок с различными типами слогов (звуковой ряд) Чтение простых стихов, чистоговорок сопряженно со взрослым Пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение (распевки) Самостоятельное договаривание «Доскажи слово» Уровень законченных предложений Заучивание чистоговорок с различными типами слогов Чтение простых стихов, чистоговорок сопряженно со взрослым Пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение Методики по формированию слоговой структуры словаКурдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.Четвертушкина Н.С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. Спасибо за внимание