Материалы к олимпиаде по русскому языку для детей с овз


ОЛИМПИАДА РУССКИЙ ЯЗЫК 2 ВАРИАНТ
Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые, названия блюд подчеркни:салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.    Как правильно сказать? У рыбов нет зубов?У рыбей нет зубей?У рыб нет зуб?Или как? Запиши правильный вариант.
3.
      Окончание служит для ...
А. образования новых слов;                      Б. связи слов в предложении;
В. узнавания родственных слов;             Г. иной ответ.
4.
5. Укажите группу однокоренных слов.
А. школа, класс, школьный;                      Б. дождь, дождливый, дождевик,
В. белить, белка, беличий;                       Г. сон, сонный, спать.
  
 6.   Укажите, сколько слов в предложениях с глухой согласной на месте пропусков.
Дети пошли на пру... . Там весело шумит камы... , где живет у... .Ребята будут строить пло... .
А. 1;                  Б. 2;                В. 3;               Г. 4.
7.Замени выражения одним глаголом:
Клевать носом –    Зарубить на носу –
Чесать языком –    Дать стрекоча –
Ломать голову –
8.Запиши к прилагательным противоположные по смыслу слова:
Свежее   утро   – _______________  утро;   свежая   булка – ________________ булка;
Свежая   рыба   – ______________  рыба;   свежая   газета – ______________ газета;
Свежая   блузка   – ______________ блузка.
9.Допиши пословицы:Скучен день до вечера ……… Ученье – свет ……… Не спеши языком
10.Что это? Отгадай задуманные слова и составь с ними по одному устойчивому словосочетанию.
Их заговаривают, скалят, кладут на полку.
Под ними теряют почву, их под собой не чуют, под ними путаются.
Его задирают, с ним остаются, за него водят.
11. Угадай из какой это сказки.
“Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
“ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
“Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
“Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
“Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)
“Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
“Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)
“ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)
12. Как будет во множественном числе?Стул –Чудо –Человек –Ухо –Ребенок –
13. 1) Напишите слово, которое состоит из одного слога, а указывает на сто лет.2) Напишите слово, которое состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы.3) Какая гласная стоит всегда под ударением?     а у ё и о4) Камень в море упал. Напиши, каким он стал? 
14.  В каком ряду оба слова являются однокоренными?А) товарищ, дружокБ) чёрный, тёмныйВ) водный, подводныйГ) лес, деревья
15. Какое слово является проверочным для слова дуб?А) дубкиБ) дуплоВ) дубокГ) дублёр
16.  Определите строку, где записаны имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?А) машина, столБ) поезд, лесВ) девочка, медведьГ) дерево, мост
17. Укажите слово, в котором ь обозначает мягкость согласного.А) весельеБ) сучьяВ) пальтоГ) листья
18. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?А) палисадникБ) камышВ) заслонкаГ) посёлокД) укротитель
19. Какое слово написано с ошибкой?А) бреютБ) клеютВ) реютГ) сеютД) тлеют
20. Выбери вариант, в котором верно указаны пропущенные буквы: В н_чном небе зажглась яркая зв_зда. На с_ды опустился с_неватый туман.А) а, е, а, иВ) о, е, а, иБ) о, и, а, иГ) о, е, а, е21. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.1) Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!2) Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.3) Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.4) Шёл я однажды зимой по лесу.5) Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.
22. Как начинается пушкинская « Сказка о рыбаке и рыбке» ?1. «Жили-были старик со старухой…»
2. «Жили- были дед да баба»
3. «Жил старик со своею старухой «
4. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».
23. Сколько было « витязей прекрасных» в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»?
1.21
2.35
3.40
4.30
24. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки?
1.Удочкой
2.Бреднем
3.Неводом
4.Сачком
25. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку?
1.2 раза
2.3 раза
3.5 раз
4.7 раз
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
ПОДКИДЫШ В. В. Бианки
Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики.
Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.
Я решил спасти спрятанного в нём птенчика.
Но как это сделать?
Кто выведет мне его из яйца?
Кто вскормит?
Подумай и напиши что было дальше.
ПОДКИДЫШ В. В. Бианки
Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики.
Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.
Я решил спасти спрятанного в нём птенчика.
Но как это сделать?
Кто выведет мне его из яйца?
Кто вскормит?
Я знал неподалёку гнездо другой птички — пеночки-пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко.
Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки чисто-голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те — розовые с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать. Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?
Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой.
Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.
Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст.
Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.
Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем.
Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца?
Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой — хвост пересмешки.
Сидит!
Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними — голый слепенький птенчик каменки.
Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке.
Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.
Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки.
Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить и высиживать свои яйца.
Я скорей отходил прочь, чтоб не помешать ей в этом важном деле.
На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду».
Но нет, в гнезде лежала живая каменка. Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички.
Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички — высиживал ей птенцов.
Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов.
Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах. И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек.
Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов и выкормила их на славу.