Материалы по окружной олимпиаде по русскому языку. Начальная школа. 4 класс


Окружная олимпиада по русскому языку для учеников 4 класса.

Описание работы: данный материал предназначен для окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку для 4 класса. Он может быть также использован на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. Задания помогают проверить не только знания программного материала, но и повысить познавательный интерес к предмету. Работа содержит ключи к заданиям и критерии оценивания.Цель: пробуждение интереса к научному изучению русского языкаЗадачи: проверить уровень орфографической зоркости и орфоэпической культуры;развивать творческие способности учащихся;воспитывать у подрастающего поколения любовь к русскому языку. 
Виды проверяемых умений
№ п/п Виды проверяемых умений
1
Умение образовывать новые слова из данных слов.
2,8
Умение подбирать близкие по значению слова.
3
Умение определять и выделять заданный звук в словах.
4 Умение образовывать множественное число имён существительных в родительном падеже. Умение находить нулевые окончания у существительных в родительном падеже множественного числа.
5 Умение разбирать слова по составу.
6 Умение определять части речи в предложениях.
7 Умение определять звуки и буквы в словах. Умение делать звуко-буквенный анализ слова.
9,12 Умение подбирать окончания прилагательных и определять их падеж
10 Умение находить однокоренные слова в тексте.
11 Умение отгадывать загадки.
13 Умение подбирать пословицы.
14 Умение ставить в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.
Распределение заданий по содержательным блокам курса русского языка
№№ п/п Наименование разделов Число заданий Максимальный балл за выполнение заданий каждого блока
1 Словообразование. 1 5
2,8 Лексика. Синонимы. 2 17
3,7 Фонетика. 1 3
4,9 Грамматика. 1 20
5 Морфемика. Разбор слов по составу. 1 10
6 Морфология. Части речи. 1 4
10 Орфография. 1 8
12 Грамматика. 2 16
11,13 Фразеология. Загадки, пословицы. 1 13
14 Орфоэпия. Ударение. 1 8
ИТОГО 14 104

Распределение заданий
№ задания Максимальный балл за выполнение задания Примерное время выполнения задания
5 4
5 4
1 4
12 3
10 3
4 3
2 3
12 3
8 3
8 3
3 3
16 3
10 4
8 2
Всего 104 45 минут
Окружная олимпиада по русскому языку для учеников 4 класса
Дорогой друг! Желаем успеха!
ФИО____________________________________________________________
Школа _________________________________________________________
Класс 4
Вариант 2.
1.Образуйте новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества.Тьма- ___________________товар-____________________халва-____________________кобура-___________________теплица-__________________2.К данным устойчивым словосочетаниям допишите близкий по значению глагол в том же лице и числе.Вставляет палки в колёса-_______________________________________Обведёшь вокруг пальца-_______________________________________Выбьетесь из сил-_____________________________________________Пропускает мимо ушей-________________________________________Зарубить на носу-_____________________________________________3. В каком ряду во всех словах есть звук [ к ] ? Подчеркните этот ряд.
Композитор, вдруг, кисель.Кимоно, кишечник, прятки.Друг, очерк, корешок.4. Подчеркните слова с нулевым окончанием в форме родительного падежа множественного числа.Макароны, помидоры, погоны, шорты, циркуль, корова, сапоги, яблоко, апельсин.
5. Разбери глаголы и прилагательное по составу.Слепить игрушку, скупой человек, слепить глаза, склеить части, скупил книги. 6. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.Я смотрю – в избе мой брат,У него шинель до пят.Он с запиской отпускной______________________________ К нам пришёл на выходной.__________________________________________Шурка – слесарь в мастерской._______________________________________Он такой степенный,Представительный такой,Прямо как военный. ________________________________________________7. В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков? Подчеркните это слово.а) сел, б) съел, в) сяду, г) съешь, д) поешь.8. Найдите неудачно использованные слова и замените их более подходящими словами, близкими по смыслу.Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду.В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.Он обратно опоздал на урок.
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________9. Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных и укажите их падеж.На ручей ряб___ и пёстр____За листком летит листок, И струёй сух______ и остр_____Набегает холодок. 10. Найдите в стихотворении однокоренные слова.Дождик льёт- кругом вода,Мокнут столб и провода,Мокнут кони и подвода,Дым над крышами завода.От бегущих быстрых водЗадрожал водоотвод.Протекает небосвод-На земле водоворот,А по лужам у воротДети водят хоровод.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________11. О чём идёт речь?Его не кажут, им клюют, с ним оставляют.
Ответ_____________________________________________________________12. Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях. Известн_____ кафе, старин______рояль, прозрач_______ тюль, хохлат_______ какаду,чёрн________вуаль,горяч________кофе,детск_______- шампунь,стар_______мазоль. 13. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Французская: жить как петух на откорме
Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________Польская: как заяц в ананасе.Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________
Чешская: покупать зайца в мешке
Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________
14. Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра.
Ключи и критерии оценивания.
№ задания Ключи Критерии оценивания
1 Образуйте новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества.Тьма- матьтовар-отвархалва-хвалакобура-уборкатеплица-петлица За каждое правильное слово –1 балл
Максимальное количество баллов-5 баллов
2 К данным устойчивым словосочетаниям допишите близкий по значению глагол в том же лице и числе.Вставляет палки в колёса-мешаетОбведёшь вокруг пальца-обманешьВыбьетесь из сил-устанетеПропускает мимо ушей-не слушает
( прослушивает)Зарубить на носу-запомнить За каждый , правильно подобранный глагол –1 балл
Максимальное количество баллов-
5 баллов
3 В каком ряду во всех словах есть звук [ к ] ? Подчеркните этот ряд.Композитор, вдруг, кисель.Кимоно, кишечник, прятки.Друг, очерк, корешок.
3 ряд 1балл – за правильно подчёркнутый ряд
4 Подчеркните слова с нулевым окончанием в форме родительного падежа множественного числа.Макароны, помидоры, погоны, шорты, циркуль, корова, сапоги, яблоко, апельсин.Макароны, погоны, шорты, корова, сапоги, яблоко За каждое правильно подчёркнутое слово -2 балла
Максимальное количество баллов- 12 баллов
5 Разбери глаголы и прилагательное по составу.Слепить игрушку, скупой человек, слепить глаза, склеить части, скупил книги. С-леп-и-ть, скуп-ой, слеп-и-ть, с-кле-и-ть, с-куп-и-л За каждое правильно выбранное и разобранное по составу слово-2 балла.
Максимальное количество баллов- 10 баллов
6 Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.Я смотрю – в избе мой брат,У него шинель до пят.Он с запиской отпускной-прилагательноеК нам пришёл на выходной.-существительноеШурка – слесарь в мастерской.- существительноеОн такой степенный,Представительный такой,Прямо как военный. - существительное
За каждый правильный ответ-1 балл.
Максимальное количество баллов-4 балла
7 В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков?а) сел, б) съел, в) сяду, г) съешь, д) поешь.
Съешь 2балла
8 Найдите неудачно использованные слова и замените их более подходящими словами, близкими по смыслу.Наши хоккеисты перещеголяли( победили) всех и получили высшую награду.В посёлке год назад возвели(построили) несколько одноэтажных домов.Он обратно(опять) опоздал на урок.
Победили, построили, опять За каждое найденное неудачно использованное слово-2 балла.
За каждое более подходящее слово- 2 балла.
Максимальное количество баллов-12 баллов
9 Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных и укажите их падеж.На ручей ряб… и пёстр…За листком летит листок, И струёй сух… и остр…Набегает холодок. Рябой, пёстрый-в.п.; сухой, острой- т.п За правильно вставленное окончание-1 балл.
За каждый, правильно определённый падеж-1 балл.
Максимальное количество баллов-8 баллов
10 Найдите в стихотворении однокоренные слова.Дождик льёт- кругом вода,Мокнут столб и провода,Мокнут кони и подвода,Дым над крышами завода.От бегущих быстрых водЗадрожал водоотвод.Протекает небосвод-На земле водоворот,А по лужам у воротДети водят хоровод.
Вода, вод, водоотвод, водоворот. За каждое слово- 2 балла.
Максимальное количество баллов-8 баллов
11 О чём идёт речь?Его не кажут, им клюют, с ним оставляют.
Нос 3 балла.
12 Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях. Известн____ кафе, старин____рояль, прозрач_____ тюль, хохлат______ какаду,чёрн_____вуаль,горяч_____кофе,детск_____ шампунь,стар_____мазоль. 
Известное, старинный, прозрачный, хохлатый, чёрная, горячий, детский, старая За каждое правильное окончание-2 балла.
Максимальное количество баллов-16 баллов.
13 Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Французская: жить как петух на откорме
Ответ: _________________________________________________________________Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.Ответ __________________________________________________________________Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.Ответ___________________________________________________________________Польская: как заяц в ананасе.Ответ__________________________________________________________________
Чешская: покупать зайца в мешке
Ответ___________________________________________________________________
Жить, как у Христа за пазухой.
Тише едешь, дальше будешь.
Язык до Киева доведёт.
Как сыр в масле.
Покупать кота в мешке. По 2 балла за каждую правильно подобранную пословицу.
Максимальное количество баллов-10 баллов.
14 Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.Жалюзи ’, краси’ вее, позвоня ’т, т ’орты, и ’конопись, бало ’ванный, ломо ’та, и ’скра.
За каждое правильно поставленное ударение-1 балл.
Максимальное количество баллов-8 баллов.
Всего: 104 балла