Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слов. 2 класс

Тема: Открытый урок русского языка.
Из опыта работы
учителя начальных классов МБОУ СОШ №7
Алантьевой Елены Николаевны.

Конспект урока во 2 «А» классе.

Тема: «Непроверяемые безударные гласные в корне слова» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)
Предмет: русский язык
Класс: 2 «а»
Автор учебника: Н.В Нечаева
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова »
Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме
Тип урока: открытие нового знания
Задачи:
Образовательные: Формирование грамотного письма, используя алгоритм проверки букв безударных гласных в корне слова,
писать буквы безударных гласных в корне слова.

Развивающие: - развивать речь, словесно–логическое и наглядно–образное мышление;
- развивать умение работать в паре; в группе, самостоятельно, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.
Методы: проблемный, частично-поисковый.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре;
Средства обучения: презентация, учебник, тетрадь на печатной основе.

Технологическая карта урока русского языка
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные действия

Самоопределение к деятельности
Организует деятельность учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой.

Подготовка класса к работе


Учитель начинает урок с с оргмомента который направлен на актуализацию знаний.











Организационный момент
Приветствие гостей. Создание мотивации на учебную деятельность.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём
И сейчас урок начнём.





Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: Готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового
Минутка чистописания.
-Ребята, сегодня на уроке вместе с нами будет работать Незнайка.

Вначале предлагаю вам игру
« Торопись, не ошибись» (Слайд 1)
- Просмотрите на строки букв.
- В каждой строке найдите «лишнюю» букву.
1. б п н д т
2. в м б ы
3. а о у е ы
4. ж г ш
5. ч л й
6. я е а ю
7. м л с р
- Запишите «лишние» буквы из каждой строки по порядку.
- Посмотрите на буквы. Прочитайте, что получилось?
- Можно ли это сочетание букв назвать словом?
- А что нужно сделать, чтобы получилось слово?
- Знакомо ли вам это слово? Когда его употребляем?
- Что мы называем словом гласные?

- А как вы думаете, всё ли вы знаете о гласных звуках и буквах?
- А если вы знаете еще не все, то какую цель ставим перед собой?
- Вот сегодня на уроке постараемся узнать что-то новое о гласных звуках.
- Решение проблемной ситуации

.



ныеыегласн
егласны
гласные










-Нет.
- Поменять местами буквы.
( Что в русском языке – 6 гласных звуков, 10 гласных букв.
Буквы а,о,ы, у, э- показывают твёрдость, е,ё, ю, я, и - мягкость.)
- Наверное еще не всё знаем.
Формулировка вопроса, заданного учителем, побудила детей к активной мыслительной деятельности: набор букв подвергается всестороннему анализу с самых разных точек зрения ( Позн).
При этом все найденный детьми закономерности и все подмеченные особенности верные – так активизируется самостоятельность, создаётся ситуация успеха ( Личн).
Готовность допускать существование разных точек зрения ( Ком).
Кроме того, дети работают с информацией, представленной в неявном виде, довольно долгое время удерживают и сохраняют учебную задачу, они также в уме выполняют учебные действия, осуществляют контроль ( Рег).

3. Постановка учебной задачи
Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

- Итак, за работу.
- Посмотрите, какое задание я вам предлагаю: сейчас на нетбуках появятся ребусы, вам нужно отгадать, какие слова «спрятались» в этих ребусах и рядом напечатать полученные слова.
(ребята работают с нетбуками)

- Какая орфограмма есть во всех этих словах?
- Как проверить безударный гласный в корне слова? (Ребята вспоминают алгоритм проверки безударной гласной в корне слова)
Поставь ударение.
Выдели корень.
Определи безударный гласный.
Подбери проверочное слово.
- Ребята, Незнайка тоже записал отгаданные слова (Слайд 3).
- Вы с ним согласны?
- Незнайка старался, работал по алгоритму (Гарох – загар, памидор – память и т.д.)
- В чём ошибся Незнайка?
- Попробуйте вы подобрать проверочные слова.

- Получается ли у вас подобрать проверочные слова?

- Горох, помидор, морковь, капуста, огурец, картофель.




- Безударный гласный в корне слова.
- Подобрать проверочное слово.
-Нет, не получается.





- Нет, Незнайка неверно подобрал проверочные слова. - Проверочным должны быть однокоренные слова, а Незнайка подобрал не однокоренные.
Дети пробуют подобрать родственные слова и изменяют форму слов
Задание красиво оформленное, воспринимается детьми без труда- это этап мотивации и актуализации знаний. В задании включаются фантазия и соревновательный мотив, где ребёнок решает серьёзные учебные задачи: составляет слова, актуализируя и обогащая словарный запас.
Итак, в процессе выполнения задания у учащихся развивается мотивация к учёбе, интерес к новому учебному материалу ( личн); способность принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия ( рег); строить рассуждения об объекте ( позн); приходить к общему решению ( ком).

4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: организовать познавательную деятельность учащихся, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
- Раз нам не получается подобрать проверочное слово, что можно предположить? Какие это слова?
- Какие слова мы называем словарными?
- А как же нам не допустить ошибку в правописании данных слов?
- Ребята, существует большое количество словарей. Посмотрите, какие словари я взяла в нашей школьной библиотеке (толковый словарь, этимологический словарь, орфографический словарь). И это далеко не весь перечень. В городской библиотеке можно увидеть гораздо больше словарей.
- Как вы думаете, какой словарь нам поможет написать слова без ошибок?
- Ученики начальной школы чаще всего обращаются к орфографическому словарю Д.Н. Ушакова.
- А где еще мы можем посмотреть, как правильно писать слова?
- Правильно, в конце учебника тоже есть словарь.
- Поменяйтесь тетрадями (в парах) и, пользуясь словарем, проверьте, правильно ли записали слова.
- Верните тетради своим «соседям». Есть ли у кого-то исправления? Согласны ли вы с ними?
- Кто из вас записал все слова без ошибок? А кто допустил ошибку? В каком слове? Исправьте.
-Запишите правильно данные словарные слова в тетради.
- Что вы можете сказать о безударном гласном в корне этих слов?


- Ребята, определите тему нашего урока.

- Давайте вспомним алгоритм проверки безударных гласных в корне слова и дополним его, если в этом возникнет необходимость.

- Откройте учебники на с.71-72 и рассмотрите схему проверки орфограммы. (Если буква безударного гласного в корне может быть под ударением в других формах слова или в родственных словах, то пишем такую же букву гласного. Если не можем подобрать проверочное слово, то это возможно словарное слово, всп
·оминаем или проверяем по словарю).(Слайд)
-Мы повторили алгоритм проверки безударного гласного в корне, дополнили его.
- Что теперь мы должны сделать?
- Будем применять данный алгоритм в работе с текстом.
- Откройте рабочие тетради на с.26, упр.50.
- Прочитайте задание. ()
- Ребята, сколько заданий вам надо выполнить? (4 – сначала прочитать, затем вставить пропущенные буквы и слова, указать номера частей текста, затем озаглавить текст)
- Какое первое задание?
- Легко ли прочитать этот текст.
- Почему?
- Что нужно сделать для того, чтобы не ошибиться в подборе гласной букв?

- Приступайте к самостоятельной работе.
- Вставьте пропущенные буквы и запишите уже знакомые вам словарные слова.
- Ребята, слова с какими орфограммами встретились в этом тексте?
- Работа по частям: читаем предложения и объясняем орфограммы или написание слов, которые вы вставили.
- Все ли безударные гласные удалось проверить?
- Почему?
- Сколько частей в этом тексте?
- Прочитайте текст первой части. Второй. Третьей.
- Можно ли назвать текстом то, что получилось, если части оставим в таком же порядке?
- Какое задание следует выполнить теперь?
- Укажите номера частей так, чтобы получился текст.
- Прочитайте текст.
- Докажите, что это текст.
- О чём или о ком говорится в тексте?
- Как можно озаглавить текст?

- Что повторили и что нового мы узнали, работая с этим текстом?
- Какие словарные слова из текста оказались для вас новыми?
-Что надо сделать, чтобы написать их без ошибок?
- На слайде 2 высказывания: вам надо выбрать верное высказывание. (Слайд 4).
1. Букву безударного гласного в корне всегда можно проверить, изменив форму слова или подобрав родственные слова.
2. Букву безударного гласного в корне не всегда можно проверить, изменив форму слова или подобрав родственные слова.
- Почему вы не взяли 1-е высказывание? С чем вы не согласны?
- Это словарные слова


- Слова с непроверяемой орфограммой.
- Работа со словарём в учебнике.






- Орфографический словарь.

















- Безударный гласный в этих словах нельзя проверить по известному нам алгоритму.

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова
Пытаются самостоятельно составить алгоритм.










- Применить этот алгоритм в работе или проверить, работает ли этот алгоритм.
«Вставь пропущенные буквы и уже знакомые нам словарные слова. Укажи номера частей текста по порядку. Озаглавь текст».
- Прочитайте


- Зашифрованы и пропущены слова, пропущены буквы.
- Буду пытаться подобрать проверочное слово. А если не смогу – посмотрю правописание слова в словаре


- чк,-чн, безударные гласные, проверяемые и непроверяемые.
Комментируем орфограммы в каждой части текста

-Нет
- Потому что в некоторых словах непроверяемая гласная в корне, т.е. это словарные слова.





Состоит из предложений, связанных по смыслу. Можно определить тему, основную мысль, озаглавить
- О бабушке, которая готовила обед.
«Бабушкин обед»
«Бабушка приготовила обед»
- Запомнить или обратиться к словарю

- Верное высказывание будет под номером 2, т.к. не все слова можно проверить подобрав проверочное слово.



- Не всегда
В процессе выполнения задания у учащихся развивается интерес к новому учебному материалу (личн);способность принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, различать способ и результат действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме ( рег); формируются умения высказываться в устной форме, осуществлять синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте( позн); допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, контролировать действие партнёра. Использовать речь для регуляции своего действия (ком ).

5. Физминутка
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)




6.Практическая направленность
Цель: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы обучающихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

А сейчас предлагаю соревнование.
- Посмотрите на задание, на что указывают значки?
- Мальчики, какое задание вам нужно выполнить?
- Девочки, а вам какое задание надо выполнить?
Мальчики: выписать слова с пропущенной проверяемой безударной гласной. Рядом записать проверочное слово.
Девочки: выписать слова с пропущенной непроверяемой безударной гласной в корне. Сверить написание со словарём.
- Проверка.
- Какие орфограммы встретились в задании мальчиков? в задании девочек?
- Что использовали, чтобы правильно записать слова?
- Здесь задание для мальчиков и задание для девочек







Осень- осенний, плоды-плод, зима- зимний, снега – снег.

Сентябрь, огород, октябрь, ноябрь.
- Алгоритм проверки безударного гласного в корне.
- Словарь.
В процессе выполнения заданий у учащихся развивается интерес к новому материалу, способность к самооценке ( личн); способность различать способ и результат действия, вносить коррективы в действия (рег); формируются умения осуществлять поиск нужной информации, строить рассуждения об объекте ( позн); приходить к общему решению ( ком);

7. Самостоятельная работа
Цель: Усвоение новых знаний
РЕЗЕРВ
Т. стр. 27. упр. 51
- Какое задание вас ожидает ?
- В каждом слове по два безударных гласных, и от каждого гласного стрелочка, значит нужно подобрать по два проверочных слова.
- Проверка.
- Что можете сказать о написании данных слов?
- Все ли слова являются родственными словами?

Работа в паре
Борода – бороды, бородка и т.д.


Дети осуществляют поиск нужной информации, анализируют объекты, устанавливают причинно- следственные связи, строят рассуждения; работают с информацией в разной форме, сравнивают ( позн); различают результат и способ действия, вносят коррективы в свои действия и оценивают их ( рег); учитывают разные мнения, формулируют собственное мнение ( ком); формируют способность к самооценке, ориентируются на понимание причин успеха в учении ( личн).

8 . Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Ребята, какая проблема возникла в начале урока?
- Решили ли мы эту проблему?
-Что нового узнали о безударном гласном в корне слова?
- К какому выводу пришли?
- Что вы можете посоветовать Незнайке?
- Какой помощник теперь есть у вас и у Незнайки?





- Что есть слова с безударной гласной в корне слова, которую нельзя проверить, подобрав проверочное слово или изменив форму слова. Т.е. слова с непроверяемой гласной - словарные слова.
- Незнайке можно посоветовать учить словарные слова и правильно подбирать проверочные слова.
Организованное таким образом подведение итога урока позволяет коллективно назвать его наиболее яркие и содержательные моменты. И каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, что в одиночку было бы невыполнимой для второклассника задачей.

9. Домашнее задание





СПАСИБО ЗА УРОК!























15