Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Мы и окружающий мир» 2 — 4 класс


Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат 11»
Рассмотрено
Руководитель МО учителей __________/Шишканова С.Е./
Протокол №_________________
от «___» _______________2016 г Согласовано
Заместитель директора по УР
 _________/Пушкарева Л.И./
«___» _______________2016 г Утверждаю
Директор школы
__________/Крымзина С.М./
от «___» ___________2016 г
Программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Мы и окружающий мир»
2 - 4 класс
Программа разработана на основе Адаптированной Основной образовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Составитель программы:
Шишканова Снежана Егоровна
учитель начальных классов
Ванино 2016 год
Пояснительная записка.
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей является одним  из приоритетных направлений в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Во внеурочной деятельности экологическое воспитание осуществляется в рамках духовно-нравственного воспитания.
Экологическое воспитание направлено на формирование элементарных экологических представлений, осознанного отношения к объектам окружающей действительности, ознакомление с правилами общения человека с природой для сохранения и укрепления их здоровья, экологически грамотного поведения в школе и дома.
Основными источниками содержания выступают экологические образы
в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе,
искусстве, а также элементы научного знания.
Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура,
экологически безопасное поведение.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Целью программы является формирование основ экологической культуры.
Основные задачи программы:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к
природе;
формирование представлений об основных компонентах культуры
здоровья и здорового образа жизни;
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Для реализации задач экологического воспитания через нравственное состояние ребёнка  используют  следующие методы, формы и методические приёмы обучения:
стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, использование на занятиях сюжетно-ролевых игр, бесед и т.д;
развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
использование методов, обеспечивающих формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение;
формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания - проблемный подход к процессу обучения (наблюдение, исследование);
вовлечение учащихся и их родителей в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды (проекты, стенгазеты, буклеты, подборка фотографий на тему).
Связь содержания программы с учебными предметами:
Содержание курса «Мы и окружающий мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
При проведении занятий прослеживается взаимосвязь с такими предметами, как мир природы и человека, чтение, изобразительное искусство, ручной труд, математика.
Программа курса «Мы и окружающий мир» рассчитана на 3 года обучения в объеме 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы –12 человек.
Режим (во второй половине дня) и место проведения занятий (классная комната, территория школы).
Планируемые результаты освоения программы курса
«Мы и окружающий мир»
В результате освоения программы курса «Мы и окружающий мир» формируются следующие базовые учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Личностные результаты:
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
основные признаки времён года;
значение природы в жизни человека;
правила поведения в природе;
профессии своих родителей;
растительный и животный мир своего края и охраняемые виды животных и растений;
различать объекты живой и неживой природы и объекты, не относящиеся к природе;
различать изученные виды растений и животных;
ухаживать за комнатными растениями;
ухаживать за домашними животными;
подкармливать птиц, сделать простейшие кормушки;
выполнять правила поведения в природе и при обращении с живыми объектами;
выполнять правила техники безопасности;
проводить поисковую и исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Особенности реализации программы:
Форма:
организация экскурсий;
проведение бесед по охране здоровья;
участие в выставках детского творчества;
проведение субботников;
разведение комнатных растений;
акции «Покорми птиц», «Сделай скворечник».
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Патриотизм, выражающейся в любви к России, народу, малой родине.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог формирования уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при выполнении коллективных заданий, общественно-полезной деятельности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.
Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели Экологии, традиционные экологические праздники: «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», акции «Покорми птиц», «Сделай скворечник», «Оживи пенёчек» и др.Содержание курса внеурочной деятельности
«Мы и окружающий мир»
2 класс
Введение в экологию 2ч
Что нас окружает 4ч
Мои пернатые друзья 6ч
О братьях наших меньших 5ч
Охрана природы 3ч
Как ты узнаёшь мир 3ч
Оранжерея на окне 3ч
Наша планета 3ч
ЗОЖ 2ч
Твоя семья и друзья 4ч
Всего: 34 ч
Календарно – тематическое планирование
№ Тема занятия Количество
часов Дата проведения
Введение в экологию Что такое Экология? Правила поведения в природе. 1 Охранять природу – значит охранять Родину. 1 Что нас окружает Мой поселок. Достопримечательности поселка. 1 Мы – пешеходы. 1 Что такое профессия? Какие бывают профессии? 1 Из чего что сделано? 1 Мои пернатые друзья Что мы знаем о птицах 1 Пернатый мир нашего края 1 Чей нос лучше? 1 Поговорим о зимующих птицах 1 Лесной доктор – дятел. 1 Акция «Покорми птиц». 1 О братьях наших меньших Мой четвероногий друг. Аппликация Как ухаживать за хомяками. 1 Путешествие по зоопарку. 1 Собака – верный друг 1 «Про Мальку» В. Белов Слушание литературного произведения. 1 Охрана природы «Красная книга или возьмём под защиту животных» 1 Растения из красной книги Хабаровского края. 1 Наша чистая планета 1 Как ты узнаёшь мир Глаза – главные помощники человека.
1 Память и ум – помощники человека.
1 Жить – с книгою дружить. КТД
1 Оранжерея на окне Мой «Зелёный друг». Правила ухода за комнатными растениями. 1 Уход за комнатными растениями 1 Как на нашей грядке выросли загадки 1 Наша планета Звёзды, созвездия, планеты. 1 Экоколобок1 ЗОЖ Правила безопасного поведения 1 Осторожно! Ядовитые растения. 1 Твоя семья и друзья Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. 1 Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? 1 Без друга в жизни туго. Мои друзья 1 Итоговое занятие Игра «Поле чудес» 1 Содержание курса внеурочной деятельности
«Мы и окружающий мир»
3 класс
Где мы живем. (4ч.)
Земля и космос.(2ч.)
Теоретическая часть. Земля. Солнце. Планеты. Смена дня и ночи, времен года. Понятие «астрономия». Существует ли жизнь в космосе. Легенды о созвездиях.
Практическая работа. Сочинение сказки «Фантастические приключения инопланетян на Земле».
Наша Земля на глобусе и карте полушарий. (2ч)
Теоретическая часть. Знакомство с глобусом. Земля – шар. Сравнение глобуса и карты полушарий. Что можно найти на глобусе и карте полушарий.
Практическая работа. Создание журнала «Великие кругосветные путешествия».
Природа. (24ч.)
Какие науки изучают природу. Знаменитые ученые. (1ч.)
Теоретическая часть. Ботаника. Зоология. Биология. География. Метеорология.
Книги – помощники исследователей. (1ч.)
Практическая работа. Экскурсия в библиотеку. Знакомство с научно – популярной литературой о природе.
Живая и неживая природа.(2ч.)
Теоретическая часть. Природа живая и неживая. Значение природы для людей. Охрана природы.
Практическая работа. Составление загадок о телах живой и неживой природы.
Солнце - источник жизни.(1ч.)
Теоретическая часть. Солнце – источник света и тепла. Роль света в жизни животных, растений, человека. Солнце и наше здоровье. Влияние солнца на жизнь Земли. Легенды о солнце.
Вода. Путешествие за капелькой воды.(1ч.)
Теоретическая часть. Вода в природе. Вода в жизни животных, растений, человека. Круговорот воды в природе.
Практическая работа. Сочинение сказки «Путешествие капельки».
Вода. Откуда она берется в кране? (1ч.)
Теоретическая часть. Вода и наше здоровье. Способы экономного расходования воды.
Практическая работа. Сколько воды вытекает из неплотно закрытого крана.
Замер воды. Расчет.
Воздух. Где он есть? Сколько весит? (2ч.)
Теоретическая часть. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер. Распространение семян ветром. Чистый и загрязненный воздух. Источники загрязнения воздуха. Воздух и наше здоровье.
Практическая работа. Составление рассказа «Что бы ты сделал для поддержания чистоты воздуха в твоем городе».
Воздух теплый и холодный. Как беречь воздух? (1ч.)
Практическая работа. Опыт «Как распространяется тепло в воздухе»
Явления природы.(2ч.)
Теоретическая часть. Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца.
Практическая работа. Сборник загадок о явлениях природы.
Назначение простейших метеорологических приборов.(1ч.)
Теоретическая часть. Метеорологические приборы, их назначение.
Практическая работа. Измерение температуры воздуха. Ведение календаря погоды.
Народные приметы.(2ч.)
Теоретическая часть. Как появились народные приметы.
Практическая работа. Сборник народных примет.
Полезные ископаемые.(2ч.)
Теоретическая часть. Полезные ископаемые. Виды и свойства полезных ископаемых. Использование человеком природных богатств. Охрана полезных ископаемых. Практическая работа. Изучение свойств отдельных полезных ископаемых.
Какие бывают растения. (2ч.)
Теоретическая часть. Многообразие растений на Земле, их предназначение. Гербарии.
Практическая работа. Игра « Угадай растение по описанию»
Какие бывают животные. (2ч.)
Теоретическая часть. Многообразие животных на Земле, их предназначение.
Практическая работа. Сочинение «Мой любимец».
Человек и природа.(2ч.)
Теоретическая часть. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Практическая работа. Фоторепортаж «Как мы бережем природу».
Природа просит помощи. Экологический утренник.(1ч.)
Практическая работа. Сценарий мероприятия.
Здоровье и безопасность.(5ч.)
Огонь друг или враг.(2ч.)
Теоретическая часть. Откуда пришел огонь. Использование огня. Правила противопожарной безопасности.
Практическая работа. Просмотр презентации «Огонь друг или враг». Игра «Светофор здоровья».
Дорожная безопасность.(2ч.)
Теоретическая часть. Правила дорожного движения. Дорожные знаки. Инспектор ГИБДД.
Практическая работа. Плакат «Безопасность на дороге».
Утренник «Жизнь у нас одна».(1ч.)
Практическая работа. Сценарий мероприятия.
Подведение итогов.(1ч.)
Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.
Календарно-тематическое планирование 3 класс

№ Содержание тем Количество часов Дата
1,2 Земля и космос. 2 3,4 Наша Земля на глобусе и карте полушарий. 2 5 Какие науки изучают природу. Знаменитые ученые. 1 6 Книги – помощники исследователей. 1 7,8 Живая и неживая природа. 2 9 Солнце - источник жизни. 1 10 Вода. Путешествие за капелькой воды. 1 11 Вода. Откуда она берется в кране? 1 12,13 Воздух. Где он есть? Сколько весит? 2 14 Воздух теплый и холодный. Как беречь воздух? 1 15,16 Явления природы. 2 17 Назначение простейших метеорологических приборов. 1 18,19 Народные приметы. 2 20,21 Полезные ископаемые. 2 22,23 Какие бывают растения. 2 24,25 Какие бывают животные. 2 26,27 Человек и природа. 2 28 Природа просит помощи. Экологический утренник 1 29,30 Огонь друг или враг. 2 31,32 Дорожная безопасность. 2 33 Утренник «Жизнь у нас одна». 1 34 Подведение итогов. 1 Итого: 34 Содержание курса внеурочной деятельности
«Мы и окружающий мир»
4 класс
«НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ» - 38 часов
Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (2 часа)
Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.
Мир вокруг. (2 часа)
Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.
Раздел 1 . « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (10 часов)
Экология и мы. (1 час)
Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.
Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час)
Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.
Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.
Осень в лесу (экскурсия) (2 часа)
Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Раздел 2 . « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов)
Неживая природа (2 часа)
Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»
Солнце – источник тепла и света (2 часа)
Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье
Вода, её признаки и свойства (2 часа)
Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,
круговорот воды
Берегите воду! Река Чистоводная (2 часа)
Сообщения учащихся об охране и значении воды. Причины загрязнения озера. Источники загрязнения. Работа над проектом «Сбережем капельку!»
Погода Хабаровского края. Климат Хабаровского края. (2 часа)
Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»
Предсказание погоды по народным приметам (1 час)
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.
Почему нельзя..? (1 часа)
Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»
Практическое занятие «Диалоги с неживой природой»
Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!»
Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ.. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (10 часов)
Практикум «Хлебные крошки» (1 час)
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.
Кто улетает, а кто остаётся. Прилётные и перелётные птицы Ванинского района (2 часа)
Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах края. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края
Экологические связи неживой и живой природы (2 часа)
Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели
Вода и жизнь (1 час)
Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.
Растения рядом (1 час)
Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.
Комнатные растения (1 час)
Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)
Дикорастущие растения луга, водоёма, леса Ванинского района (2 часа)
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
Практическое занятие «Растения луга и леса» (2 часа)
Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.
Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » 6 часов
Домашние животные (2часа)
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.
Викторина «Собаки – наши друзья» (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».
Уход за домашними животными (1 час)
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Люди и паразиты (2часа)
Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия Тема занятия Количество часов Дата
Введение (2 часа) 1 Вводное занятие. Мы жители планеты Земля 1 2 Мир вокруг. 1 1. Человек и природа (4 часа) 3 Экология и мы. 1 4 Осенние работы в поле 1 5 Место человека в мире природы. 1 6 Осень в лесу 1 2. Неживое в природе (12 часов) 7 Неживая природа 1 8-9 Солнце – источник тепла и света 1 10-11 Вода, её признаки и свойства 1 12-13 Берегите воду! Река Чистоводная. Проект «Береги капельку» 1 14-15 Погода Хабаровского края. Климат Хабаровского края. 1 16 Предсказание погоды по народным приметам 1 17 Почему нельзя..?1 18 Диалоги с неживой природой 1 3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (10 часов) 19 Практикум «Хлебные крошки» 1 20 Кто улетает, а кто остаётся 1 21 Экологические связи неживой и живой природы 1 22 Вода и жизнь 1 23 Растения рядом 1 24 Комнатные растения 1 25 Размножение комнатных растений 1 26-27 Дикорастущие растения луга, водоема и леса Ванинского района 1 28 Практическое занятие «Растения луга и леса» 1 29 Съедобные грибы 1 30 Несъедобные грибы 1 31 Микроскопические грибы 1 32 Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений 4. Человек и животные (6 часов) 33 Жизнь среди людей. Домашние животные 1 34 Домашние животные 1 35 Викторина «Собаки – наши друзья» 1 36 Уход за домашними животными 1 37 Люди и паразиты 1 38 Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями 1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
№ п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
Библиотечный фонд. (для учителя)
1 Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу! 1
2 Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии. 1
3 Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. 1
4 Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие. 1
5 Л.Экономов. Мир наших чувств 1
6 Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.
1
7 А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека Библиотечный фонд. (для учеников)
1 Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения 1
2 Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений 1
3 Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:
/ Под ред.И. Д. Зверева 1
4 Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия 1
5 Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей 1
6 Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы 1
7 Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся 1
8 Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе 1
9 Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов 1
10 Времена года 1
11 Тайны живой природы. Рик Моррис 1
Наглядные пособия
1 натуральные живые пособия :растения, животные. 2 коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; 2
3 гербарии; коллекции насекомых; 3
4 изобразительные наглядные пособия – таблицы 5
5 предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества Технические средства обучения.
1 компьютер, 1
2 медиапроектор1
3 интерактивная доска 1
Экранно-звуковые пособия
1 Диск. «Звуки живой природы» 1
2 Фильм «Многообразие животного мира» 1
3 Фильм «Природа в разное время года» 1
4 Фильм «Бережем природу» 1
5 Презентация «Человек как часть природы» 1
6 Презентация «Что такое снег» 1
7 Презентация «Собака – лучший друг» 1
8 Презентация «Виды транспорта на улице моего города» 1
9 Презентация «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений» 1
10 Презентация «Звери и растения нашего края». 1
11 Презентация «Красная книга» 1
12 Мультимедийная программа «Зоосад Сысоева» 1
13 Мультимедийная программа А.Плешаков «Окружающий мир» 1