Конспект занятия Доброта по внеурочной деятельности Мои истоки


Урок по курсу "Истоки" в 3-м классе: "Доброта"
Цели: облагораживание души и сердца младшего школьника; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения в нем светлых образов и мыслей, освоение навыков эффективного общения, сотрудничества с другими людьми, умения жить среди людей; приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его истоки.
Задачи: развивать потребности в нравственном самосовершенствовании; сориентировать на ценности человеческой личности; сформировать положительную мотивацию в широком смысле этого слова, показать, что доброта бывает истинная и ложная. развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
Оборудование: мультимедийное оборудование, фотоаппарат, видеокамера, бусинки, карточки с заданиями для четверок, презентация.
ХОД УРОКА
1. Подготовительный этап (присоединение к теме).
У. Доброго дня всем! Мы очень приятно видеть ваши радостные лица. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям.
Талисманом нашего истоковского  урока будут бусинки, которые лежат на ваших столах.  Сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.
У. Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.
Ученик 1.
Слово это серьезное, Главное, важное.То, что значит оно, Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,Тепло и любовь.В нем стремленье На помощь прийти вновь и вновь.
Это качествоВ сердце у многих живетИ о боли других Позабыть не дает.
И оно поважнее, Чем лица красота.Догадались, что это?Сердец  ДОБРОТА.
У. О каком качестве пойдет речь?
Д. О доброте.
       У. - Кто догадался, какая тема нашего урока? (слайд1)
У. Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство - ДОБРОТА.
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди.
Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Давайте все вместе прочитаем слова М. Пришвина: "Все хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от человека"(слайд 2)
У. А вот как о доброте писал Л.Н. Толстой: "Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное"(слайд 3)
2. Индивидуальный этап.
У. А сколько много добрых слов образовано от слова - добро! 
Встречая гостей, мы говорим: «Добро пожаловать», а провожая: «Доброго пути!» (На доске изображен ЦВЕТОК ДОБРОТЫ (слайд 4.)
Сейчас наш цветок доброты расцветет, и мы узнаем, как именуют …
Того, кто желает всем только добра ….? (доброжелательный)
О добром, мягким  по характеру и незлобивом человеке говорят …. (добродушный)
О человеке приличном, достойном одобрения, порядочном, говорят ….. (добропорядочный)
Тот, кто обладает добрым сердцем, именуем …. (добросердечный)
О человеке старательном, честно выполняющим свои обязательства и обязанности, говорят …. (добросовестный)
Тот, кто отличается хорошим поведением, хорошим нравом, именуем … (добронравный)
О человеке высоконравственном, проявляющим добродетель, говорим …. (добродетельный)
У. "Доброта - солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели"
У. Присмотритесь внимательно к цветку доброты и скажите, ничего он вам не напоминает?
Вспомните: как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор?
Д. Сказка В. Катаева "Цветик-семицветик".
У. Кому и как помогла девочка в этой сказке?
Какое из желаний девочки было самым лучшим? Почему? Почему исполнение остальных желаний не принесло ей большой радости?
(Дети отвечают.)
У. А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка? (Учитель выслушивает ответы детей).
У. Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?     
Д. Нет.
Добрым быть совсем, совсем не просто.Не зависит доброта от роста.Не зависит доброта от цвета.Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым бытьИ в беде друг друга не забыть.И завертится Земля быстрей,Если будем мы с. тобой добрей.
У. Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
3. Доброта - истинная и ложная. Работа с учебным пособием.
Вдумчиво про себя прочитайте стихотворение Валентина Берестова:
Зло без добра не сделает ни шага,Хотя бы потому,Что вечно выдавать себя за благоПриходится ему.Добру, пожалуй, больше повезло:Не нужно выдавать себя за зло.
          На какую мысль нас наводит это стихотворение? Как отличить добро от зла?
Вывод: Доброта бывает истинная и доброта  ложная. 
Откроем учебное пособие на стр. 90 и поразмышляем с авторами над этим вопросом.
(Чтение по абзацам вслух)
Чей же совет можно считать добрым? Почему?
Зачитайте эти строки.
4. Задание в рабочей тетради стр.  . Прочитайте  вдумчиво два текста самостоятельно и ответьте письменно на вопрос: "Кто из героев рассказов проявляет доброту истинную, а кто - ложную?". Затем обсудите в группе, придите к единому мнению и заполните бланк ответов. Чтобы работа прошла успешнее руководствуйтесь правилами работы в группе.
Текст №1
К Сереже пришли друзья, Миша и Саша, и пригласили погулять. "Но я ещё не решил задачу, она для меня очень трудная", - сказал Сережа. Саша успокоил: "Садись. Давай составим краткую запись, и ты справишься. Это не трудно". Миша хлопнул друга по плечу и сказал: "Я знаю решение. Записывай, не теряй время. Пойдем скорее гулять".
Текст №2
В воскресенье ребята 3 "б" класса решили посадить деревья около школы. Утром Лене не хотелось подниматься с постели, и она сообщила, что никуда не пойдет. Бабушка пожалела внучку: "Поспи, Леночка, ведь сегодня выходной день. Ты за неделю так устала. А в школе скажем, что ты приболела". Подошел дед и строго сказал: "Вставай, Елена. Пообещала - сделай дело, а потом гуляй смело".
5. Обсуждение в классе и экспертная оценка.
Экспертная оценка 
Итак, лидеры, групп продемонстрируйте мнение своей группы?
Есть ли группы, у которых мнения расходятся?
Текст №1. Саша проявляет доброту истинную, а Миша - ложную.
Текст №2. Дедушка проявляет доброту истинную, а бабушка ложную.
У. Добрый человек - это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям! Ребята, а где добро всегда побеждает зло?
Д. В сказках.
У. Вспомните сказки, в которых добро побеждает зло. (Дети перечисляют сказки).
6. Работа в паре
У. Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. И нашло отражение в пословицах и поговорках. Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте?  Предлагаю вам поработать в паре и, из представленных слов составить пословицу или поговорку о добре, доброте.
Добрые дела красят человека.
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
Добро век не забудется.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
От добра - добра не ищут.
Доброе сердце лучше богатства.
Доброе слово - половина счастья.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Доброе слово и кошке приятно.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Не ищи красоты - ищи доброты.  
Доброе дело дороже богатства.     
Красоту уносят годы, доброту не унесут.
Добро не лихо, бродит по миру тихо;
Добро не умрёт, а зло пропадёт;
Доброе дело само себя хвалит;
Доброта без разума пуста;
Добрые чувства - соседи любви;
Добрый гость всегда в пору;
Добрым словом и бездомный богат;
Добро помни, а зло забывай;
Доброго чти, а злого не жалей;
Какие пословицы получились у вас? Кто готов озвучить?
7. Рефлексия. 
В нашей классной комнате стало ещё светлее и теплее от сказанных добрых слов.
Чтение стихотворения учителем:
Доброта.
Доброту не купишь на базаре.Искренность у песни не займёшь.Не из книг приходит к людям зависть.И без книг мы постигаем ложь.Видимо, порой образованьюТронуть душу не хватает сил.Дед мой без диплома и без званьяПросто добрым человеком былЗначит, доброта была вначале?..Пусть она приходит в каждый дом, Что бы мы порой не изучали, Кем бы в жизни ни были потом. А. Дементьев
У. Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что полезного и доброго можно взять в жизнь из сегодняшнего урока. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов - откройте глаза.
Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими, но в, то, же время каждая бусинка существует отдельно.
Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой.
Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченными и дружными, добрыми, умными, честными, заботливыми, любящими и самыми любимыми.
Давайте же теплые ладошки друг другу и закончим нашу встречу песней "Если добрый ты!"(слайд 14)
(Поем песню, взявшись за руки)
8.Д/з
Дома прочитайте в кругу семьи статью «Добрые дела» на стр. 88-89, желающие могут нарисовать образ-символ Добра.