Конспект занятия по курсу внеурочной деятельности Истоки Тема: Путь-дорога


Учитель Горячева Наталья Викторовна
Внеурочная деятельность « Истоки»
Тема занятия «Путь – дорога»
Цели: 1.Дать понятие о видимых и невидимых дорогах, о выборе пути человеком. 2. Развитие единого контекста в паре, четвёрке. 3. Воспитание доброты.
Оформление: Рисунки, фотографии дорог, паломников, пословицы, песня «Дорога».
1. Подготовительный этап.
1). Отгадайте загадку:
Лежит лось,
Протеня нос,
Кабы встал,
Так до неба достал. (Дорога).
2). Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеёю
Идёшь – и нет конца пути…
Я думаю, что вы догадались, о чем пойдёт речь на нашем занятии? Слайд 1
Песня группы «Любэ», 1 куплет «Дорога».
II. Ресурсный круг
-А сейчас, ребята, давайте с вами попробуем представить образы, звуки и ощущения, которые мы можем увидеть, услышать и почувствовать во время нашего путешествия. (Дети встают в круг и проговаривают я вижу…я слышу…я чувствую…)
Образы (я вижу)
Звуки (я слышу)
Ощущение (я чувствую)
Остановка
Голоса
Ожидание
Автобус
Шум мотора
Радость
Путник
Шум ветра
Усталость
Памятник герою
Взрывы снарядов
Гордость
Ребята, вы очень хорошо представили и ощутили путь по которому пошагаем дальше. (муз. песня «Вместе весело шагать…»)
2. Основной этап.
1). Открывается тема «Путь-дорога». Слайд2а). Как вы понимаете эти слова?
б). Какие дороги проходят через наш город?автомобильные, ж\д, воздушные, морские пути
в). По каким из них вы совершали путешествие?
г). Что интересного встретилось на вашем пути?
3). Пути – дороги разные: шумные и весёлые, спокойные и быстрые. Слайд 3 Наша жизнь тоже похожа на путь – дорогу. Мы – путники на дороге жизни.
Путь – дорога связана в народном сознании с многообразием переживаний. Разлуки и встречи, первые шаги и последний путь, путь к успеху и путь к бесславию.
Русские дороги бесконечно длинны, располагают к раздумью. Слайд 4
«В дороге жизнь смыкается тесней,
В дороге люди кажутся моложе,
Улыбчивей, доверчивей, ясней».
- Чему учит нас дорога? Слайд 5
Вывод. Дороги создали в русской истории особую культуру дороги, вобравшую в себя немало поучительных обычаев, гостеприимства, общительности.
Слайд 6. Каким должен быть человек в пути? Слайд 7 Путник, паломник, турист, когда так говор
Путник - идущий пешком , странник.Турист – человек , занимающийся туризмом. Туризм- это вид спорта или групповые походы, имеющие цель- закалка организма.
Издавна на Руси существует закон гостеприимства. Какой?
Путников не обижали, пускали переночевать - это был закон гостеприимства. Путь - дорога раскрывала человека. Становилась виднее, кто смел и щедр, а кто скуповат и себе на уме. ).каша из топора
Можно было встретить и нарядный свадебный поезд, и праздничную толпу. У всех свои дела, заботы и радости.
Но были дороги неизведанные. Наши предки не раз искали путь к счастью. Надеялись найти земли урожайные и вольные, мирные и безбедные.
веками, поколение за поколением, они обживали новые места, строили деревни и города и вновь прокладывали дороги.
Нередко путь - дорога уводила людей от злых врагов, от горя и болезней.
- А кто из вас знает, кто такой паломник? (странствующий верующий к «святым местам» на поклонение). Первым русским паломником был дмитриевский игумен Варлаам.
Иных же она вела к уединению и утешению. В лесах, на островах у озёр они возводили монастыри и молились Богу за всех. К ним шли паломники  , чтобы поклониться святому месту, иконе. В наши дни на дорогах стали и скорости, и порядки другие.  Но по прежнему путь-дорога многому учит человека
5). Работа в группах. Слайд 8
Путь – дорога связана с различными переживаниями. Соедините слова, которые в дороге соединяют и разделяют:
Соединяют Разделяют
Счастье
Встреча
Разлука
Рождение
Книга
Радость
Правда
Успех
Бесславие Горе
В православии выбор пути означает выбор между добром и злом, спасением и гибелью.
-Не всегда дорога бывает прямой и гладкой. Встречаются и перекрёстки. Приходится выбирать между добром и злом. Но она прекрасна!
«У каждого, наверное, есть в жизни перекрёсток.
Куда идти, подумай, куда идти, решай…».
Что означает этот памятник?
-Это так в наше время обозначены фронтовые дороги, по которым шли наши деды и прадеды. они погибли, защищая Родину. Вспомним и почтим память погибших минутой молчания. Слайд 9- 25
- Что можно увидеть , почувствовать на дорогах войны?Итог урока.
Мы - путники на дороге жизни. Куда пойти, по какому пути? Какие ещё могут быть пути- дороги? Слайд
8). Ресурсный круг.
«Какие добрые дела я могу сделать на своём жизненном пути?».- Какие ещё могут быть дороги?
3.Рефлексия.
- О чём задумались после нашей беседы?- Что важного для себя узнали? Что понравилось на занятии? Что запомнилось- Оцените, получилось ли сегодня общение?
Я очень хочу, чтобы наш разговор на сегодняшнем уроке остался в ваших маленьких душах. Уходя с урока, возьмите в дорогу с собой слова напутствия.
У каждого путь-дорога своя. Главное, чтобы на своём жизненном пути вы делали лишь добрые дела и никогда не оставались одни.