Рабочая программа внеурочной деятельности История родного края (3 класс)


ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ
3 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы направлено, прежде всего, на развитие гражданско-патриотического сознания, привитие любви к Родине, преданности Отечеству,
бережному отношению к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребенка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к проблемам и созданию общественного мнения.
Среди основных направлений деятельности выделяется индивидуальная и групповая работа, исследовательская и проектная деятельность.
Формы занятий предусматривают как коллективную, так и индивидуальную работу. Основой программы являются игровые и проектные формы работы, которые обеспечивают активное участие каждого ученика, помогают внести в школьную жизнь яркое движение, азарт поиска, новые формы коммуникаций, стимулировать познавательную активность, сделать школьную обстановку более дружелюбной и комфортной. Все проекты в рамках программы организованы так, чтобы школьники получили личный опыт. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, используются такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность ккультурному наследию народа, его ценностям.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее гражданско-патриотическая, духовная и культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Этапы реализации программы связаны с этапами развития сознания младшего школьника, которое идет от класса к классу. Каждый последующий год реализации программы начинается на более углубленном уровне. Для каждого класса начальной образовательной ступени разработано свое содержание программы, учитывающее возрастные и индивидуальные особенности детей.
В 1-м классе каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, игра и др. В большинстве своем они содержат элементы тренинга. Заключительные занятия переходят в дела класса или реализацию проекта. При переходе из одного класса в другой объем, и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется.
Во 2-4 классах основной является проектная, общественно-полезная и добровольческая деятельность. Еще одной особенностью программы является гражданско-патриотическое и духовное развитие с опорой на личные знания. Эта особенность реализуются и в содержании программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Раздел «Введение»
Раздел «История Крыма».
Раздел «Достопримечательности полуострова.
Раздел «Крым многонациональный».
Раздел «Удивительный мир природы».
Содержание программы
3 класс
«Введение». 1 час.
Тема 1. Крым - край, в котором я живу. (1 ч.)
«История Крыма». 7 часов.
Тема 2. Древний Херсонес. (1 ч.)
Тема 3. Неаполь Скифский. (1 ч.)
Тема 4. Потомки османской империи. (1 ч.)
Тема 5. Киевские князья на полуострове. (1 ч.)
Тема 6. Тмутараканское княжество. (1 ч.)
Тема 7. Культурное наследие Крымского ханства. (1 ч.)
Тема 8. Таврическая губерния. (1 ч.)
«Достопримечательности полуострова». 8 часов.
Тема 9. Карадагский заповедник. (1 ч.)
Тема 10. Царский курган. (1ч.)
Тема 11. Аджимушкайские каменоломни.(1ч.)
Тема 12. Митридатская лестница.(1 ч.)
Тема 13. Ливадийский дворец. (1 ч.)
Тема 14. Крепость Ени-Кале. (1 ч.)
Тема 15. Храм Иоанна Предтечи. (1 ч.)
Тема 16. Мыс Тарханкут - жемчужина Крыма. (1 ч.)
«Крым многонациональный». 9 часов.
Тема 17. Обряды, связанные с имянаречением у нас и наших соседей. Имена в народных праздниках, в названиях городов, в устном народном творчестве. (1 ч.)
Тема 18. Как построен наш дом и дом наших соседей. Как называются комнаты в доме. (1 ч.)
Тема 19. Предметы народной одежды (в т. ч. головной убор, обувь, украшения) и их традиционные элементы у нас и у наших соседей. (1 ч.)
Тема 20. Особенности росписи глиняных изделий народных мастеров, живущих в Крыму. (1 ч.)
Тема 21. Как отмечают свои праздники христиане (Рождество, Пасха, Троица, Св. Николая). (1 ч.)
Тема 22. Как отмечают свои праздники мусульмане (Ураза-байрам, Курбан-байрам). (1 ч.)
Тема 23. Виртуальные экскурсии в храм и мечеть. Творческая работа с элементами проектной деятельности «Дорога к святыне». (1 ч.)
Тема 24-25. Итоговое занятие. Демонстрация проектов.(2 ч.)
«Удивительный мир природы». 9 часов.
Тема 26. Природная зона, в которой мы живем. (1 ч.)
Тема 27. Уникальность Южного берега Крыма. (1 ч.)
Тема 28. Редкие животные нашего края. (1 ч.)
Тема 29. Заочное путешествие по Азовскому и Черному морям. (1 ч.)
Тема 30. Правила поведения человека на природе и уход за птицами и животными зимой. (1 ч.)
Тема 31. Водоемы полуострова. (1 ч.)
Тема 32. Виртуальная экскурсия по музеям природы в Крыму. Творческая работа. (1 ч.)
Тема 33-34. Дельфинотерапия. Экология моря. Проблема пресной воды. (2 ч.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ Тема занятия Кол-во часов Основные виды деятельности
1 Введение. Крым - край, в котором я живу. 1 История Крыма. 7 ч.
2 Древний Херсонес. 1 Беседа. Дидактическая игра.
3 Неаполь Скифский. 1 Работа с дополнительной литературой. Конкурс рисунков.
4 Потомки османской империи. 1 Работа с альбомами. Посещение музея.
5 Киевские князья на полуострове. 1 Подбор литературы. Чтение легенд.
6 Тмутараканское княжество. 1 Подготовка материала. Коллективный проект.
7 Культурное наследие Крымского ханства. 1 Заочное путешествие по выставке. Дидактическая игра.
8 Таврическая губерния. 1 Подготовка материала. Коллективный проект.
Достопримечательности полуострова. 8 ч.
9 Карадагский заповедник. 1 Рассматривание альбомов. Экскурсия.
10 Царский курган. 1 Беседа. Конкурс рисунков.
11 Аджимушкайские каменоломни. 1 Разучивание стихотворений. Чтение стихотворений.
12 Митридатская лестница. 1 Выставка книг в библиотеке. Чтение легенд.
13 Ливадийский дворец. 1 Беседа. Экскурсия.
14 Крепость Ени-Кале. 1 Выступление учащихся. Конкурс рисунков.
15 Храм Иоанна Предтечи. 1 Подбор материала. Составление кроссворда.
16 Мыс Тарханкут – жемчужина Крыма. 1 Рассказ библиотекаря. Конкурс рисунков.
Крым многонациональный. 9 ч.
17 Обряды, связанные с имянаречением у нас и наших соседей. Имена в народных праздниках, в названиях городов, в устном народном творчестве. 1 Беседа. Дидактическая игра.
18 Как построен наш дом и дом наших соседей. Как называются комнаты в доме. 1 Заочное путешествие. Конструирование из бумаги.
19 Предметы народной одежды (в т. ч. головной убор, обувь, украшения) и их традиционные элементы у нас и у наших соседей. 1 Рассказ учителя. Конкурс рисунков.
20 Особенности росписи глиняных изделий народных мастеров, живущих в Крыму. 1 Заочное знакомство. Роспись нарисованной посуды.
21 Как отмечают свои праздники христиане (Рождество, Пасха, Троица, Св. Николая). 1 Беседа. Разучивание закличек, песен.
22 Как отмечают свои праздники мусульмане (Ураза-байрам, Курбан-байрам). 1 Рассказ учителя. Театрализованное представление.
23 Виртуальные экскурсии в храм и мечеть. Творческая работа с элементами проектной деятельности «Дорога к святыне». 1 Рассказ учителя. Видео-экскурсия.
24 Итоговое занятие. Демонстрация проектов. 1 Демонстрация проектов. Конкурс проектов.
25 Итоговое занятие. Демонстрация проектов. 1 Демонстрация проектов. Конкурс проектов.
Удивительный мир природы. 9 ч.
26 Природная зона, в которой мы живем. 1 Беседа. Экскурсия на природу.
27 Уникальность Южного берега Крыма. 1 Подбор материала. Составление коллажа.
28 Редкие животные нашего края. 1 Работа с «Атласом животных». Конкурс рисунков «Красная книга Крыма».
29 Заочное путешествие по Азовскому и Черному морям. 1 Рассказ учителя. Видео-экскурсия.
30 Правила поведения человека на природе и уход за птицами и животными зимой. 1 Беседа. Изготовление кормушек.
31 Водоемы полуострова. 1 Беседа. Конкурс рисунков.
32 Виртуальная экскурсия по музеям природы в Крыму. Творческая работа. 1 Видео-просмотр. Виртуальная экскурсия.
33 Дельфинотерапия. Экология моря. Проблема пресной воды. 1 Беседа. Составление инструкции «Правила поведения у моря, при купании».
34 Дельфинотерапия. Экология моря. Проблема пресной воды. 1 Экскурсия в дельфинарий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «История родного края».
Личностные:
- формировать основы гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
- осознавать свою этническую и национальную принадлежность,
- формировать у младших школьников активную социальную позицию участника и созидателя общественной жизни,
- создавать определенные предпосылки гражданского поведения.
В процессе освоения материалов кружка ученик получает знания об истории своей «Малой родины», достопримечательностях и исторических памятниках родного края, растительном и животном мире полуострова, национальных традициях и обрядах.
Знакомясь с содержанием национальных пословиц, песен и литературе, младшие
школьники начинают осознавать гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные гражданские представления, знакомить с гражданско-патриотическими понятиями.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах программы содержатся задания, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Большое внимание уделяется взаимосвязи с родителями, опоре на их знания и личный опыт. Прикасаясь к истокам своей семьи, ребенок более внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Совместная проектная деятельность с родителями способствует бережному отношению к семейным традициям, сохранению семейных связей.
Планируемые предметные результаты реализации программы.
Учащиеся должны знать:
Историю родного края;
Иметь элементарные знания об общей судьбе народов единого государства, о людях и событиях, которыми можно гордиться;
Обычаи, культуру и быт народов, проживающих на полуострове; иметь представления о свободе совести и вероисповедания, традиционных российских
религиях;
что они - хранители памяти о своих предках и должны передать ее потомкам.
Учащиеся должны уметь:
– применять полученные знания в жизни;
– высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников;
– работать в паре и в группе; культурно выражать свои эмоции в совместной работе;
– проявлять доброе, терпимое отношение к людям различных национальностей; уважение к родителям, близким;
– беречь родную природу.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 3 КЛАСС
№ Тема занятия Количество часов Дата
План Факт
1 Введение. Крым - край, в котором я живу. 1 История Крыма. 7 ч.
2 Древний Херсонес. 1 3 Неаполь Скифский. 1 4 Потомки османской империи. 1 5 Киевские князья на полуострове. 1 6 Тмутараканское княжество. 1 7 Культурное наследие Крымского ханства. 1 8 Таврическая губерния. 1 Достопримечательности полуострова. 8 ч.
9 Карадагский заповедник. 1 10 Царский курган. 1 11 Аджимушкайские каменоломни. 1 12 Митридатская лестница. 1 13 Ливадийский дворец. 1 14 Крепость Ени-Кале. 1 15 Храм Иоанна Предтечи. 1 16 Мыс Тарханкут – жемчужина Крыма. 1 Крым многонациональный. 9 ч.
17 Обряды, связанные с имя наречением у нас и наших соседей. Имена в народных праздниках, в названиях городов, в устном народном творчестве. 1 18 Как построен наш дом и дом наших соседей. Как называются комнаты в доме. 1 19 Предметы народной одежды (в т. ч. головной убор, обувь, украшения) и их традиционные элементы у нас и у наших соседей. 1 20 Особенности росписи глиняных изделий народных мастеров, живущих в Крыму. 1 21 Как отмечают свои праздники христиане (Рождество, Пасха, Троица, Св. Николая). 1 22 Как отмечают свои праздники мусульмане (Ураза-байрам, Курбан-байрам). 1 23 Виртуальные экскурсии в храм и мечеть. Творческая работа с элементами проектной деятельности «Дорога к святыне». 1 24 Итоговое занятие. Демонстрация проектов. 1 25 Итоговое занятие. Демонстрация проектов. 1 Удивительный мир природы. 9 ч.
26 Природная зона, в которой мы живем. 1 27 Уникальность Южного берега Крыма. 1 28 Редкие животные нашего края. 1 29 Заочное путешествие по Азовскому и Черному морям. 1 30 Правила поведения человека на природе и уход за птицами и животными зимой. 1 31 Водоемы полуострова. 1 32 Виртуальная экскурсия по музеям природы в Крыму. Творческая работа. 1 33 Дельфинотерапия. Экология моря. Проблема пресной воды. 1 34 Дельфинотерапия. Экология моря. Проблема пресной воды. 1