Программа кружковой работы Духовные истоки Кубани


ЗАЯВКА-АНКЕТА
на участие в заочном краевом конкурсе
программ внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Духовные истоки Кубани»
Номинация: Лучшая программа внеурочной деятельности, кружковой работы по духовно-нравственному направлению для 7-8 классов
Муниципальное образование: Тимашевский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 муниципального образования Тимашевский район
Ф.И.О. Волкова Марина Георгиевна
Полное место работы: Муниципальное образование Тимашевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 станица Новокорсунская
Телефон: рабочий 34-4-44,сотовый 8-918-627-27-94
Электронная почта: marina-volkova-1967@list.ru
Дата заполнения: 21.11.2016
Руководитель образовательной организации___________/______________/ (Ф.И.О.)
Муниципальное образование Тимашевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 3
Муниципального образования Тимашевский район
Краевой конкурс программ
внеурочной деятельности
«Духовные истоки Кубани»
Номинация
«Лучшая программа внеурочной деятельности,
кружковой работы
по духовно-нравственному
направлению
для 7-8 классов»

Пояснительная записка
В условиях современного общества проблема духовно-нравственного воспитания приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как, долг, честь, совесть привели к негативным последствиям. Ни для кого не секрет, что нашему обществу остро не хватает доброты и милосердия. Теодор Рузвельт говорил:- Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества. А в концепции модернизации российского образования среди важнейших качеств, которыми должны обладать современные выпускники, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность и др. Поэтому в сложившихся условиях традиционная культура кубанского народа, его духовные и моральные ценности могут служить ориентиром в жизни современных школьников Кубани и защитой их духовных качеств. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство национального самосознания, соответствующего отношения к своей семье, формируется ответственность за сохранение материальных и духовных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности.
Предлагаемый проект кружковой работы следует рассматривать как шаг на пути к реализации нового направления в системе духовно нравственного- воспитания: организация досуговой деятельности учащихся во внеурочное время.
Духовно – нравственное воспитание содействует формированию у человека:
- нравственных чувств: долга, совести, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма
- нравственного облика: терпения, милосердия, кротости, незлобивости
- нравственной позиции: способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний
- нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявлению духовной рассудительности послушания, доброй воли.
Актуальность программы определяется её нацеленностью на духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры, через традиции кубанского народа
Основная цель программы кружка «Духовные истоки Кубани»: способствовать нравственному и патриотическому воспитанию школьников через изучение традиционной культуры народов Кубани, основанных на традициях Православия.
Основные задачи курса:
- воспитание духовно богатой, свободной, здоровой, культурной личности;
- формирование активной жизненной позиции, нравственных ценностей, патриотических качеств;
- приобщение детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения православных традиций казачества, фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства;
- помочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства.
- дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви.
- научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты.
- изучить круг основных православных праздников, почитаемых на Кубани, показать их тесную и органичную связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.
- развивать творческие способности, умение работать в коллективе
Программа включает в себя 34 занятия. 1час в неделю и рассчитана на один год обучения для обучающихся 7-9 классов
Для достижения целей и решения поставленных задач кружковая работа предполагает взаимодействие с семьёй, священниками, казачеством, ветеранами ВОВ и др. Занятия могут проходить в форме бесед, экскурсий, заочных путешествий, проектной деятельности, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, в проведении праздников, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
При построении проекта программы кружковой работы учитывались такие принципы как: научность, доступность, культуросообразность.
1. Научность. Изложение всех исторических сведений имеет прочное основание в источниках истории Кубани. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого Кубани, ученик сможет глубже понять величие и трудность пройденного исторического пути Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
2. Доступность. Учебный курс содержит минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.
3. Принцип культуросообразности. Кружок «Духовные истоки Кубани» призван показать учащимся взаимосвязь гражданской и церковной истории Кубани и России. Способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия Кубани и России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.
Тематический план работы
№ Наименование разделов Всего часов
1. Как я понимаю православие? 1
2. Истоки христианства на Кубани 2
3. Православные традиции кубанской семьи 10
4. Духовные защитники казачества 3
5. Священномученики кубанские 3
6. Основы православного искусства на Кубани 13
7. Православие в жизни современного человека 2

Содержание программы кружка «Духовные истоки Кубани»
Раздел 1. Как я понимаю православие?
Православие, как культурообразующая и традиционная религия кубанского казачества. Идентичность понятий «русский» и «православный». Православие, Кубань и Российское государство.
Раздел 2. Истоки христианства на Кубани
1. Распространение христианства на Северном Кавказе.
Роль Византии в распространении христианства на Северном Кавказе. Проповедническая деятельность апостола Андрея Первозванного.
2.Тмутаракань-как очаг христианства.
Поединок тмутараканского князя Мстислава с касожским князем Редедей. Первый христианский храм Святой Богородицы в Тмутаракани. Христианские памятники в Закубанье.
Раздел 3. Православные традиции кубанской семьи
1.Дом православной кубанской семьи - малая церковь. Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры.Иконы в казачьем доме как непременные элементы интерьера (Красный угол). Домашние молитвы как естественное и повседневное дело кубанской семьи. Мудрое отношение к посту.
2. Поведение за столом, трапеза.
Отношение к столу в доме, размещение за столом по старшинству. Молитва перед трапезой. Особое отношение к хлебу, как к дару Господнему.
3. Хозяйственные традиции.
Связь земледельческого цикла с церковным календарём. Благославление на труд. Особое отношение к животным. Непрестанный труд и ведение хозяйства на основе глубоких познаний библии.
4. Воспитание детей в кубанской семье.
Семья как опора нравственности. Воспитание девочки. Воспитание мальчиков. Уважение к старшим. Религиозный смысл почитания к родителям. Трудовое воспитание детей. Влияние Евангелие на нравственные устои семьи.
5.Милосердие в Кубанской семье.
Гостеприимство и странноприимство. Тайная милость и взаимопомощь. Милосердие, как прямое следствие православной традиции воспитания.
6. Обряды и праздники в кубанской семье
Свадебный, родильный обряды. Имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны. Календарные и православные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу. Главный православный праздник Пасха - «Вылык дэнь», Светлое Воскресенье.
Раздел 4.Духовные защитники казачества
1.Православные традиции казачества
Православие не только вера, а фундамент казачьей жизни.«Воины Христовы». Если кому-то и можно грешить, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
2. Святые казаки
Святой Георгий Победоносец – покровитель всех российских воинов, Святочтимый богатырь Илья Муромец, просветители славян святые Кирилл и Мифодий, Святой Дмитрий Ростовский, Святой казак Иосаф Белгородский
3.Казачьи святые
Пресвятая Богородица, Святой пророк Осия, Святой благоверный Великий князь Александр Невский, святой Георгий Победоносец, апостол Андрей Первозванный, Святой Варфоломей и др.
Раздел 5.Священномученики кубанские1. Духовный Праздник Краснодарского края.
28 сентября-празднуется память новомучеников Кубанских.
Священники новомученики Кубанские о. Андрей Ковалев (1871-1921), о. Григорий Троицкий (1870-1921), о. Григорий Конокотин (1869-1921), о. Иоанн Яковлев (1866-1921) были казнены 28 сентября (н.ст., 15 сентября – ст.ст.) 1921 г. О. Михаил Лекторский (1872–1921). Память священномученика Михаила празднуется 27 октября. Жития кубанских новомучеников.
Раздел 5. Основы православного искусства на Кубани
1. История православной церкви на Кубани.
Переселение Черноморских казаков. Таманская Свято - Покровская церковь, которая была заложена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Первый войсковой собор во имя Воскресения Господня.Первые Монастыри
2. Культурно-просветительская деятельность церкви на Кубани. Становление духовного образования на Кубани. Церковно- приходские школы и библиотеки. Кирилл Васильевич Россинский – просветитель кубанской земли.
3. Убранство кубанских храмов.
Храм (церковь, собор, часовня) – общий дом христиан. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Особенности церковного искусства: иконы, песнопения. Изготовление церковных куполов, крестов. Резные иконостасы.
4. Православная служба в жизни казачества.
Христианские заповеди - как устав казака. Таинства Православной Церкви: Крещения, Причастия, Миропомазания, Покаяния, Елеосвящения, Брака. Молитва – общение с Богом. Молитва в жизни казачьей семьи.
5. Кубанские монастыри. Духовный подвиг монашества.
Значение слова «монах». Монашеская жизнь. Мужской монастырь Екатерино-Лебяжская Николаевская Пустынь Брюховецкого района. Свято-Духов мужской монастырь г. Тимашевск. Женский святой равноапостольной Марии Магдалины монастырь в станице Роговской. Монастырь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена». Пустынь Феодосия Кавказского. Краснодарский женский монастырь иконы Божией Матери "Всецарица". Крестовая мужская пустынь (Солохаул) и др.
6. Храмы станиц и городов Кубани.
Храмовое зодчество. Участие архитекторов Кубани в строительстве церквей. Роль церкви в архитектуре кубанских станиц и городов.
7. Духовный подвиг кубанского народа.
Защита Отечества и Православной веры, как одна из заповедей казачества. Церковь и армия. Роль Церкви в годы Великой Отечественной войны. Ратные подвиги священнослужителей в Великой Отечественной войне. Духовный подвиг материнства: Е.Ф.Степанова, Аршалуйс Ханжиян. Подвиг кубанского народа в годы ВОВ.
Раздел 7. Православие в жизни современного человека
1. Православие в жизни современного человека.
Возрождение православных храмов. Роль Православной Церкви в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
2. Духовные ценности в жизни современной молодёжи.
Вера, Надежда, Любовь. Милосердие и сострадание. Религиозное просвещение на Кубани. Православие в жизни современного Кубанского Казачества.

п/п Наименование разделов и тем Кол-во
часов Теоретическая Практическая
Раздел 1. Как я понимаю православие? 1 1 Раздел 2. Истоки христианства на Кубани 2 1 1
1. 1. Распространение христианства на Северном Кавказе. 1 2. 2.Тмутаракань-как очаг христианства. 1 Раздел 3. Православные традиции кубанской семьи 10 6 4
3. 1.Дом православной кубанской семьи - малая церковь. 1 4. 2. Поведение за столом, трапеза. 1 5. 3. Хозяйственные традиции. 1 6. 4. Воспитание детей в кубанской семье. 1 7. 5.Милосердие в Кубанской семье. 1 8. 6. Обряды и праздники в кубанской семье. 1 Раздел 4.Духовные защитники казачества 3 3 9. 1.Православные традиции казачества 1 10. 2. Святые казаки 1 11. 3.Казачьи святые 1 Раздел 5.Священномученики кубанские3 2 1
12. 1. Духовный Праздник Краснодарского края 2 Раздел 5. Основы православного искусства на Кубани 13 13. 1. История православной церкви на Кубани. 1 1 14. 2. Культурно-просветительская деятельность церкви на Кубани. 1 1 15. 3. Убранство кубанских храмов. 3 2 1
16. 4. Православная служба в жизни казачества. 2 1 1
17. 5. Кубанские монастыри. Духовный подвиг монашества. 2 2 1
18. 6. Храмы станиц и городов Кубани. 2 1
19. 7. Духовный подвиг кубанского народа. 2 1 1
Раздел 7. Православие в жизни современного человека 2 2 20. 1. Православие в жизни современного человека 1 1 21. 2. Духовные ценности в жизни современной 1 1

Планируемые результаты освоения обучающимися программы кружка «Духовные истоки Кубани»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного
действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Перечень материально-технического обеспечения
1.Библиотечный фонд
2. Печатные пособия
3.Технические средства обучения – мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон.
Использование рекомендуемой дополнительной литературы по разделу «Духовные истоки Кубани» в кружковой работе
1. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. Краснодар. 2003.
2. Борисова Н.В. Созвездие писателей Кубани: метод. пособие / Н.В. Борисова. Тридцать кубанских писателей: библиографический указатель / сост. Н.В. Борисова, Л.А. Толстых, Т.И. Шихова / Н.В. Борисова. Краснодар:ККИДППО, 2014.
3. Бороденко В.Е. Монастыри Северного Кавказа в XVIII–начале XX вв. // Вопросы историографии и истории Северного Кавказа XVIII–начала XX вв. Краснодар. 1997.
4. Бородина А. В. Византизм и русский национальный стиль. М., 2006.
5. Бородина А. В. Основы православной культуры. М., 2006.
6. Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. М., 2006.
7. Вихрева А.А. Храмовое строительство на Азово-Моздокской военной линии. Армавир, 2005
8. Вихрева А.А. Церковное строительство в станицах Кубани во II половине XIX в. // Мой путь в науку: Сб. статей. Пятигорск: ПГЛУ, 2005
9. Возвращенные сокровища Кубани / А.В. Пьянков, Е.А. Хачатурова, Т.В. Юрченко. Краснодар. 2014.
10. Гангур, Н. А. Материальная культура Кубанского казачества / Н. А. Гангур; ред. Б. А. Трехбратов. В 2 т. Краснодар, 2009. Т. 1.-2.
11. Гараджа В.И. Религиоведение. М, 1995
12. Гедеон. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992. 191 с
13. Дело мира: очерки истории культуры и православия на Кубани / науч. Ред. Матвеев О. В. Краснодар, 2009.
14. Древнехристианские храмы и Св. Александро-Афонский Зеленчукский монастырь, в Зеленчукском ущелье Кавказского хребта, Кубанской области Баталпашинского отдела. М., 1994.
15. Книга о Кубани / Сост. О.О. Карслидис. Краснодар, 2014.
16. Корсакова Н.И. Фролов Б.Е. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска. Краснодар, 2012.
17. Кубань литературная: 30 имен: Хрестоматия / под ред. Р.М. Гриценко.Краснодар, 2015. 18. Лазарев А.Г. Купола над Доном, Кубанью и Тереком. Архитектура и градостроительное наследие на Юге России. Кн. 3 //Архитектура христианских храмов. Ростов-на-Дону, 2000.