Программа дополнительного образования Краеведческий кружок


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ДЬЯКОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО
Председатель ШМО
Учителей-предметников
_________ /Николаева Н.Д. /
31.08.20156г.
РАССМОТРЕНО
на заседании педсовета
МОУ «Дьяконовская СШ»
Протокол №10
от 31.08.2016 г. УТВЕРЖДАЮ
Директор
МОУ «Дьяконовская СШ»
_________ /Шевченко А.А./
Приказ № __
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Краеведческий кружок»
для 7 – 11 классов
на 2016 / 2017 уч. год
Срок реализации: 1 год

Программу составил:
учитель иностранного языка Хрупкина Наталья Александровна,
Педагогический стаж 31 год
Квалификационная категория: высшая
2016 г.

«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое Родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия.
(Ф.Гансберг)
Пояснительная записка
Данная программа является составной частью общей программы гражданско-патриотического воспитания в МОУ «Дьяконовская СШ», музейного уголка школы «Ты – мой родник, моё начало». При составлении программы использовались долговременная программа развития краеведческого движения учащейся молодежи и педагогов Тульской области - «Областной центр детско-юношеского туризма». - «Тульский край – земля родная!». Программа рассчитана на учащихся 7 -11 класса. Она включает в себя пояснительную записку, распределение учебных часов по разделам и темам курса, список использованной литературы. Разделы: Раздел 1. «Кто я и откуда?» - 16 часов Раздел 2. «Моя малая Родина» - 19 часов Раздел 3. «Родное село: Дьяконово, Даровая, Аксиньино» – 20 часов Раздел 4. «Край наш Тульский» - 13 часов
Резерв: 2 часаКоличество часов в неделю -2 Общее количество часов – 70
Изучение истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у учащихся патриотизма, чувства любви к большой и малой Родине. Сегодня приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания детей на своих русских национальных традициях: уходят из жизни люди, несущие свое искусство из глубины веков, из русской старины, дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.
Программа выполняет следующие основные функции:
Обеспечение практического применения усвоенных знаний учащимися, формирование нравственного сознания у детей в единстве с нравственным поведением человека как части природы и отражает природную, социальную и демографическую специфику в сочетании и с особенностями национальной культуры.
Изучение учащимися жизни предков в самом широком смысле этого понятия. Программа адресована разным категориям учащихся и может быть использована на уроках истории, краеведения, литературы.
Программа включает в себя теоретическую и практическую часть.
- Это сбор произведений УНТ: сказок, песен, загадок, пословиц, поговорок, примет.
- Это творческая поисковая работа по воссозданию своей родословной.
Цели программы:
1. Социальная ориентация учащихся во взрослой жизни, воспитание готовности к выживанию в современных сложных условиях;
2. Воспитание детей на народных традициях своей малой родины; творческое развитие личности учащихся, приобщение к русской старине.
3. Воспитание любви и интереса к своей малой родине, к ее прошлому, к истории своей семьи;
4. Развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности;- Получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и культуре.
5. Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание на основе формирования исторического сознания.
Задачи:
1. Изучить историю села, его современное состояние;
2. Углубить и систематизировать знаний о селе и семье в контексте истории России;
3. Пробудить интерес к изучению истории и культуры родного края, к изучению его традиций;
4. Привлечь учащихся к познавательной, поисково-исследовательской деятельности;
5. Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;
6. Воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Общие цели и задачи исторического краеведения в школе
   Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Содержание данной программы дополнительного образования отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных  экологических и социокультурных  взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:    В общей направленности:
- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края;
- выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом уч-ся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач;    В содержании:
- изложение содержания с территориально – хронологических позиций; опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;
- обращение к реалиям не только истории, но и современной жизни.
-   решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся. В организации:
- реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа уч-ся реального объекта изучения – культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Образовательные задачи: - формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Тульского края, как опорного края России. Воспитательные задачи: - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями ( все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье). Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  уч-ся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;  Предполагаемые результаты обучения
- освоение знаний об основных краеведческих событиях и понятиях;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей;   Эффективность  обучения  по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться  в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.


Тематическое планирование
Раздел Тема занятия
Раздел 1
«Кто я и откуда?» 16 занятий
1. Организационное заседание. Составление плана работы. Инструктаж по технике безопасности.
2. Экскурсия по музею.
3. Что в имени моем.
4. Что в имени моем
5. Практическое занятие. Имена моей семьи.
6. Происхождение и значение моей фамилии.
7. Происхождение и значение моей фамилии.
8. Практическое занятие: Девичья фамилия моей мамы.
9. Прозвища. Прозвища в моем селе и в школе.
10. Старинные фотографии моей семьи.
11. Старинные фотографии моей семьи.
12. Загляните в семейный альбом.
12. Моя родословная (фотографии, просмотр имеющихся работ составленных ранее, сбор информации, ее систематизация).
10. Моя родословная (фотографии, просмотр имеющихся работ составленных ранее, сбор информации, ее систематизация).
11. Моя родословная (составление генеалогического древа). Рассказ о своей семье по генеалогическому древу.
12. Моя родословная (составление генеалогического древа). Рассказ о своей семье по генеалогическому древу.
13. Моя родословная (составление генеалогического древа). Рассказ о своей семье по генеалогическому древу.
14. Моя родословная (составление генеалогического древа). Рассказ о своей семье по генеалогическому древу.
15. Моя родословная (составление генеалогического древа). Рассказ о своей семье по генеалогическому древу.
16. Моя родословная (составление генеалогического древа). Рассказ о своей семье по генеалогическому древу.
Раздел 2 «Моя малая Родина» 19 занятий
1 . Памятники археологии, древнейшие находки на территории Веневского края.
2.Святой источник «12 ключей»
3. Древнейшие обитатели Веневского края. Древнейшие поселения на территории района
4. Наши предки вятичи.
5. Основание крепости Венев. Историческая справка.
6. Город Венев и его уезд. (Историческая справка).
7. Герб Венева.
8. Занятия и быт жителей (одежда, питание).
9. Занятия и быт жителей края (жилище, досуг).
10. Народные рассказы и поверья в Веневском уезде.
11. Пословицы, поговорки, песни жителей Веневского края.
12.Загадки в Веневском крае
13. Путешествие по карте. Старая карта района.
14. Зарисовка современной карты района и основных населенных пунктов на ней.
15. Путешествие по карте.
16. Архитектурные памятники нашего района.
17. Архитектурные памятники нашего района.
18. Памятные места Веневского района.
19. Памятные места Веневского района
Раздел 3 20 занятий
«Родное село» Аксиньино.
Дьяконово
Даровая 1. Наиболее ранние сведения из истории села. Церковь Архангела Михаила (общие сведения). Возможна экскурсия к церкви.
2.Род Давыдовых. Путешествие по родословной.
3. Род Давыдовых. Путешествие по родословной.
4. Люди села В.Ф.Харламова – труженица тыла в годы Великой Отечественной войны.
5. Местная поэтесса тихонова Л.Н., ее творчество.
6. Педагогическая династия Акинфеевых – Кокориных – Тихоновых
7. Аксиньино сегодня.
8. Из истории села Дьяконово. Храм Знамения Божией Матери в селе. Историческая справка.
9. Воспоминания местных жителей о жизни в селе в разные годы.
10. Гордимся славою отцов. Путешествие по стенду музея и фотографиям предков учащихся.
11. Моё село сегодня.
12. Село Даровая. Из истории села. Историческая справка.
13. Герои Советского Союза села. Н.И Чуваков, Е. Дёшин.
14. Современное село.
15. Села Дьяконово, Аксиньно и Даровая в воспоминаниях местных жителей Дорофеевой Александры Павловны, Чернышовой Е.В.
16. Краеведческие статьи газеты «Красное знамя» о селах.
17. Великая Отечественная война в местных селах. Хроника событий в воспоминаниях местных жителей.
18. Наиболее интересные места (экскурсия по селу).
19. Встреча с местным краеведом Жигановой В.А.
20. Встреча с краеведом Т.Г.Чуликовым
Раздел 4 13 занятий «Край наш Тульский»
1. Древнейшие города Тульской области.
2.Из истории образования г. Тула. Герб Тулы. Гербы Тульских городов.
3. Куликово поле. Куликовская битва и Тула.
4. Куликово поле. Реконструкция сражения.
5.Тульский Кремль.
6. Тульский оружейный завод. Музей оружия.
7. Памятные места Тульской области.
8. Тульский край из века в век. Традиции творчества (оружие, самовары, пряники…)
9. Тульское православие.
10. Житие священномученника  Кукши.
11. Храмы Веневского района.
12. Чудесные лики на русских иконах
13. Итоговое обобщение «Край наш Тульский».
Резерв: 2 часа
.