Мастер — класс “Еще раз об оценивании: критерий как навигатор продуктивной деятельности обучающихся”


Мастер­класс “Еще раз об оценивании: критерий как навигатор продуктивной деятельности
обучающихся”
Автор­участник тренинга: Субакова Ольга Александровна
Предмет, класс:5
Тема: Путешествие в страну сказок.
Краткое описание задания (что предстоит обучающимся выполнить):
1. Вспомнить народные сказки.
2. Вспомнить авторские сказки.
3. Уметь разделять понятия “народная” и “авторская” сказки
4. Создать ментальную карту  по теме.
Средство (сервис) ИКТ, который используется для создания продукта: ментальная карта
Примечание:
Почему была выбрана именно  форма путешествия  по сказкам? Пятиклассники ещё только перешагнули ту черту, которую
принято считать беззаботным детством  и тема  сказок  понятна  им и очень близка.Поэтому дети 
себя комфортно чувствуют при изучении данной темы и при этом узнают много нового и интересного.
Задание:
Составить  ментальную  карту  (схему), на которой показать классификацию сказок, которые дети называют в начале
урока . При составлении схемы использовать конкретные примеры из текста сказок,иллюстрации, показать ссылки на
использованные источники. Разместить общий вывод – ответ на проблемный вопрос. В напечатанном на схеме тексте не
допускать ошибок и опечаток.
Требования к продукту деятельности:
Ребята!
Мы с вами отправляемся в путешествие, но не простое, сказочное. Вы должны прочитать сказки из предложенных, выбрать
ту, которая вам понравится, поделиться своими впечатлениями с одноклассниками, постараться сделать так, чтобы вашу
сказку захотелось прочитать другим.
Требования к содержанию ментальной карты:
­ подберите яркие иллюстрации к сказкам 
­ дайте опору на источники (ссылки)
­ кратко опишите героев сказок
­ выразите своё отношение к прочитанным сказкам
­ постарайтесь привлечь внимание одноклассников с помощью выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры) и т.д.
Оценочный лист педагога:
Регулятивные УУД
 Формируемые способы деятельности
Система оценивания
Результат обучающегосяУмение самостоятельно определять цель обучения, ставить и формулировать длясебя новую задачу в учёбе и познавательной деятельности,
Учащийся демонстрирует понимание учебной цели.
Самостоятельная работа ученика ­ задание ребенку понятно, но
он не всегда может различать авторскую и литературную сказки
1 ­ дал определение авторской и литературной сказки.
2 ­ использовал для толкования цитаты, дополнительные источники (словари, сведения изинтернета)
Осведомленность:
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения
Отбор учебного материала производится в соответствии с учебной задачей
0 ­ ученик не использовал дополнительные возможности для подтверждения своихмыслей
1 ­ ученик обращается с уточняющими вопросами к одноклассникам и учителю
2 ­ ученик составил собственное толкование  сказок, которую одобрила группа учеников
Повышение самооценки.
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебной и познавательной задачи
В процессе составления ментальной карты обучающиеся провели дополнительнуюпознавательную деятельность (установили гиперсылки на дополнительные материалы,нарисовали рисунки )
0 ­ на схеме представленылишь отдельные составляющие
одно определение исследуемого понятия с примером из теста сказок
1 ­ на схеме представлено два определения исследуемого понятия с примером из теста сказок
2 ­ на схеме представлено три и более определения понятия спримерами из текста сказок.
Коррекция способов деятельности. 
Познавательные УУД.     
Умения определять понятия конструирует модель ключевого понятия, отличающуюся логикой и
полнотой
0 ­ определение понятия дано неверно (Литературная сказка­это…)1 ­ дано верное
определение понятия
(Литературная сказка­это…), указан один существенный признак понятия.
2 ­ дано верное определение понятия, перечислены существенные признаки,
раскрыто основное содержание. Осуществлен отбор материала в соответствии сзаданной тематикой.
Логическое мышление, абстрактное мышление.
Умение строить логическое рассуждение  Выражение своего речевого высказывания в виде схемы
(ментальной карты). Представление информации в виде логической схемы.
0 ­ в созданной схеме не прослеживается логических ход рассуждения.
1 ­ в схеме прослеживается логический ход рассуждения
2 ­ в схеме прослеживается логических ход рассуждения и указана взаимозависимость
составных частей
Логическое мышление, наглядно­образное.
Смысловое чтение. 
0 ­ в созданной схеме нет  Владение навыками информацию, логично и грамотно
отбирает текстовый материал для ответа на вопрос,  использует дополнительную информацию изсети примеров из сказок 
1 ­  в созданной схеме приведены примеры из текста сказок 
2 ­   в созданной схеме указаны примеры и даны  ссылки на дополнительные источники
информации по теме, использованы рисунки поискового, изучающего чтения
     
Коммуникативные УУД      Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Умеет слушать других, задавать вопросы, высказывать собственноемнение0 ­ был пассивным наблюдателем в работе группы
1 ­внимательно слушал других, выполнял самостоятельно задания, порученные группой
2 ­ принимал активное участие в обсуждении, задавал вопросы выполнял самостоятельно часть
задания.
Развитие коммуникативных способностей
Формирование и развитие компетентностей в области 
использования информационно­коммуникационных технологий 
Умеет использовать поисковые     системы в целях обучения
0 ­ не может самостоятельно построить ментальную карту с использованием ИКТ
1 ­ может самостоятельно создать ментальную карту 
2 ­ может создать ментальную карту, используя дополнительные возможности
(например,гиперссылки)
Развитие речи
Преобразование и интерпретация знаково­символические стрктуры на естественный язык
0 ­ не смог составить логичный текст по ментальной карте
1 ­ составил письменный текст, но допущены логические ошибки
2 ­ составил письменный текст с ответом на поставленный вопрос без логических ошибок 
Умение аргументированно высказывать оценочные суждения относительно работы
участников другой группы, проводитьсамооценкуКритическое мышление 
0 ­ высказал оценочное суждение без аргументации
1 ­ высказал оценочное суждение и аргументировал свой ответ
2 ­ высказал оценочное суждение, привел аргументы  и указал на достоинства работы
Оценочный лист  обучающегося (форма предлагается вами):
Что и как я оцениваю?  Индикаторы
Я знал с какой целью  читал сказки 
Я выделил главную и избыточную информацию 
Я нашел в тексте нужные цитаты,которые помогли классифицировать сказки 
 
Я смог дать характеристики героям 
Я  смог создать ментальную карту 
Я проверил свою работу по листу самоконтроля