Консультация для родителей Профилактика речевых нарушений


Консультация для родителей«Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития ребенка»Материал подготовлен учителем-логопедом Грязновой И.Г. Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания взрослым. Сразу произносить большинство звуков он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на звукопроизношение ребенка, тем оно быстрее формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться, что недостатки произношения исчезнут самостоятельно. Они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.  Каковы же причины возрастных нарушений произношения?Подражание неправильной речи окружающих.Слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движения(неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).   Если речь родителей небрежна, темп речи ускоренный, неправильно произносятся звуки, то в этом случае ребенок оказывается лишенным нормального образца для подражания. Невнимательное, безразличное отношение со стороны взрослых к речи ребенка отрицательно сказывается на формировании не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Для формирования звукопроизношения важное значение имеет моторика речевого аппарата – подвижность языка, губ. Для выработки правильных, полноценных движений существует артикуляционная гимнастика Каждое из этих упражнений имеет свое название. Вот некоторые из этих упражнений:«Откроем воротца» — с улыбки широко открыть рот и медленно его закрыть – 5 раз.«Трубочка» — губы в «трубочку», как при звуке у».«Улыбка» — оскал, видны 2 ряда зубов.«Трубочка, улыбка» — попеременно 5 раз.«Накажем непослушный язычок» — улыбка, положить широкий язычок на нижнюю губу и, пошлепывая его верхней, произносить «пя-пя-пя».«Блинчик» — подержать плоский, распластанный язычок на нижней губе от 5 до 10 сек. ​  ​ «Качели» — улыбка, широко раскрыть рот, положить язычок на верхнюю губу, затем на нижнюю 5 раз. «Часики»- улыбка, выдвинуть язычок в перед , затем водить им из уголка в уголок рта «тик- так».«Чашечка»- рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.Каждое движение проводите четко, неторопливо. Гимнастика не должна надоедать ребенку, следите, чтобы он не уставал. Желательно заниматься два раза в деньпо 5-7 мин. Следует обратить внимание на развитие фонематического восприятия – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию «п-б, к-г, х-к, т-д». Повторяйте с детьми парами слова, хорошо, если сможете подобрать картинки. Бочка – почка. Точка — дочка.Балка – палка. Кот — год. Тачка – дачка. Том – дом.  Речевое развитие нельзя считать полноценным, пока ребенок не усвоил разного типа предложения. Вовремя нужно следить за правильным порядком слов в предложении, за падежными окончаниями и предлогами. Полезно поиграть в следующие игры: Образуй слово во множественном числе (стол – столы) гриб, кошка, кукла, собака, цветок.​ Назови ласково (нос – носик), рука, дом, книга.​ Измени слово (входит – выходит – заходит – подходит – переходит), наливает, рисует.​ ​Знакомимся с предлогами (на столе – со стола, из-за стола, через стол, из — под стола), куст, мост, кровать.  Спасибо за внимание!