Семинар №2 Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие


УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
______________Е.Г. Ярандаева
«_____»__________20___г.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
семинарского занятия №2

по МДК «Здоровый человек и его окружение»
(специальность «Сестринское дело», 3 курс)

ТЕМА: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие».





















Пояснительная записка

Методическая разработка семинарского занятия по теме: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности «Сестринское дело».
В методической разработке семинарского занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формированию у студента общих и профессиональных компетенций.
На семинарском занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес по истории сестринского дела, а так же способность применять теоретические знания в практической деятельности.

Методическая разработка семинарского занятия включает в себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к семинарскому занятию;
дидактический материал по данной теме.


























МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕМА: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие»

В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья
Цели занятия:
1. Дидактические:
контроль и коррекция знаний по теме: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие».
2. Развивающие:
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5);
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК4)
3. Воспитательные:
воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии;
воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды;
воспитывать готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и человеку;

Тип занятия: контроль и коррекция знаний
Вид занятия: семинарское занятие
Метод контроля знаний: тестовый, фронтальный, письменный опросы, хронологическая таблица.
Продолжительность занятия: 90 минут.

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ.
1. Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Обеспечиваемые дисциплины и МДК

ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности

Теория и практика сестринского дела.


2. Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы
Обеспечиваемые темы

Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья.
Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста



Используемая литература:
Для студентов:
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение (электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант плюс»).

Для преподавателей:
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение (электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант плюс»).

Хронокарта занятия.
Организационный момент 2 минуты
Постановка целей и задач. Создание мотивационного 5 минут
пространства
Актуализация опорных знаний 10 минут
Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы 15 минут
Контроль и коррекция знаний 50 минут
Подведение итогов занятия 5 минуты
Сообщение домашнего задания 3 минута

Характеристика отдельных элементов занятия

Содержание этапов занятия
Методическое обоснование

1. Организационный момент
Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.

2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства
Преподаватель четко называет тему занятия Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие, цель занятия, этапы занятия.
Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Обращается внимание на то, что Потребности оказывают большое влияние на эмоциональную сферу человека. Подрастающий человек начинает осознавать свое отношение к окружающим, т е потребность в общении отражается не только в переживаниях, но и в мыслях. Потребности побуждают человека к активному поиску путей их удовлетворения и становятся внутренним побудителем деятельности, мотивом. При создании мотивационного пространства используются межпредметные связи, показывается значение данной темы при изучении профессиональных модулей.

3. Актуализация опорных знаний
Цель - выявить уровень знаний, по теме используя письменный опрос (приложение № 1 в двух вариантах с эталонами ответов)




4. Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
Просмотр и защита презентаций на примере конкретной ситуации «Иерархия потребностей по А. Маслоу», «Потребности по В.Хендерсон».
Решение составленных ситуационных задач на нарушение потребностей человека по Маслоу .




5. Контроль и коррекция знаний
1. Проводится фронтальный опрос по теме
Дайте определение «роста» и «развития».
Назовите основные закономерности роста и развития человека.
Назовите характеристику роста и развития в разные возрастные периоды.
Перечислите универсальные потребности человека в разные возрастные периоды.
Перечислите периоды жизни человека.
Расскажите о роли сестринского персонала в достижении цели сохранения и укрепления здоровья
Перечислите периоды детского возраста
Назовите основные жизненно-важные потребности по Маслоу.
Перечислите универсальные потребности ребенка.


2. Терминологический диктант - 2 варианта –– 15 минут (приложение № 2 с эталонами ответов)

6. Подведение итогов занятия
Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы, заключительного контроля.

7. Сообщение домашнего задания
Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста», дает рекомендации по подготовке к занятию.

Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов


Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы.
Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций - ОК 1 понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес









Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих компетенций
Выявление степени сформированности общих компетенций

Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций: ОК5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

























Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.



Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ТЕМА: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие»

В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению
Цели занятия:
1. контроль и коррекция знаний по теме «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие»;
2. формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.
Дайте определение «роста» и «развития».
Назовите основные закономерности роста и развития человека.
Назовите характеристику роста и развития в разные возрастные периоды.
Перечислите универсальные потребности человека в разные возрастные периоды.
Перечислите периоды жизни человека.
Расскажите о роли сестринского персонала в достижении цели сохранения и укрепления здоровья
Перечислите периоды детского возраста
Назовите основные жизненно-важные потребности по Маслоу.
Перечислите универсальные потребности ребенка.

Самостоятельная работа студента при подготовке к занятию.

Подготовка мультимедийных презентаций: «Иерархия потребностей по А. Маслоу», «Потребности по В.Хендерсон».
Составление ситуационных задач на нарушение потребностей человека по Маслоу .

Литература:
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение (электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант плюс»).

Приложение 1
Входной контроль.
Напишите правильный ответ.

Тема: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие».
I- вариант
1. Перечислите основные потребности человека по классификации?
2.Дайте характеристику биологическим потребностям
3.Составьте примерный планы удовлетворения потребности спать, дышать.

Входной контроль
Напишите правильный ответ.
Тема: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие».
II- вариант
1.Перечислите периоды жизни человека
2.Дайте характеристику личностным потребностям
3.Составьте примерный планы удовлетворения потребности двигаться, общаться.

Эталон ответа
на входной контроль
Тема: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие».
I- вариант
1. физиологические (дыхание, питание, сон и т д)
продолжение рода (рождение, воспитание, защита и т д)
добывание средств существования (жилище, одежда, пища)
духовные потребности (познавательные, эстетические, нравственные)
общие (права, обязанности, симпатии)
самовыражение в учебе, работе, науке, религии, спорте, искусстве
самоутверждение (уважение, признание, власть).
Биологические потребности направлены на обеспечение нужды организма в пище, тепле, безопасности, движении, размножении и т п.

Спать
нормализовать режим дня;
покормить ребенка, после чего поговорить с ним, поласкать,
проветрить комнату перед сном;
не проводить возбуждающие игры, не рассказывать страшные истории перед сном;
создать спокойную обстановку;
провести гигиенические мероприятия перед сном.
Дышать
проводить проветривание помещения, где находится ребенок, 2-3 раза в день, обеспечить ребенку двигательный режим;
организовать прогулки в течение дня при любой погоде 2 раза в день;
контролировать температурный режим- помещения: 18-22 градусов, укрепить дыхательную мускулатуру путем проведения массажа, гимнастики;
обучить правильному дыханию ребенка

Эталон ответа
на входной контроль
Тема: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие».
II- вариант


Младенчество - до 1 года;
Дошкольный возраст - 1-4 года;
Школьные годы - 5-14 лет;
Юношеские годы - 14-24 года;
Годы наибольшей активности - J[5-44 года;
Средний возраст - 45-64 года;
Ранний период старости - 65-74 года;
Старость - от 75 лет.

Личностные потребности стимулируют поддержание человеком своей самостоятельности и индивидуальности: это потребности в самовыражении и самоутверждении.


Общаться
проверить слух ребенка, приучать ребенка слушать;
эмоционально разговаривать с ним;
организовать мероприятия по формированию речи;
обеспечить общение со сверстниками, использовать твердые запреты;
наказывать ребенка соразмерно проступку;
объяснять причину наказания,
не обсуждать ребенка при посторонних;
больше общаться с ребенком, выражать свою любовь.
Двигаться
проводить массаж, гимнастику с учетом возраста ребенка;
с 2-х лет заниматься с ребенком зарядкой;
создать условия для развития движений ребенка;
следить за соответствием одежды погоде и двигательной активности;
не наказывать ребенка двигательным бездействием.

Приложение 2
Терминологический диктант
Тема: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие».
Вариант- 1
Рост это
Потребность - ..
Биологиченский возраст - ..
Личностная потребность -
Интернатальный период - ..

Терминологический диктант
Тема: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие».
Вариант – 2

1. Развитие – это
2. Возраст – это .
3. Биологическая потребность - .
4. Календарный (паспортный) возраст - ..
5. Социальная потребность -


Эталоны ответов
Терминологический диктант
Тема: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие».
Вариант- 1
Развитие качественное преобразование тканей и органов организма, которые протекают как за счет увеличения размеров, так и за счет дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия и специализации клеточных структур), и приводит к качественным и количественным изменениям функций организма.
Возраст – длительность существования организма от момента рождения до настоящего времени в любом масштабе времени.
Биологические потребности направлены на обеспечение нужды организма в пище, тепле, безопасности, движении, размножении.
Календарный (паспортный) возраст. Календарный возраст измеряется числом вращений Земли вокруг Солнца и выражается в календарной шкале.
Социальные потребности направлены на деятельность и на контакты с другими людьми: это потребность в общении, включенности в какую-либо группу, в деятельность.
Эталоны ответов
Терминологический диктант
Тема: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие».
Вариант- 2
Рост количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению.
Потребность - это нужда (необходимость) человека в чем-либо.
Биологический возраст – показатель, отражающий меру возрастных изменений организма, его биологические возможности в отношении предстоящей жизни и вероятность смерти в определенном интервале времени.
Личностные потребности стимулируют поддержание человеком своей самостоятельности и индивидуальности: это потребности в самовыражении и самоутверждении.
Интранатальный период - это этап рождения (от начала родовой деятельности до перевязки пуповины)



































Лист регистрации изменений
№ измене-ния
Номера листов (страниц)
Всего листов (страниц) в документе
Вход. № сопроводитель-ного документа и дата
Подпись
ответствен-ного за внесение
Дата


Изменен-ных
Новых
Аннулиро-ванных





























































































Методическая разработка семинарского занятия


Специальность «Сестринское дело», 3 курс


МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение



Версия 1.0 Страница 13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715 из 11


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


ЦМК ЕМД №2


Методическая разработка семинарского занятия




Должность
Фамилия/Подпись
Дата

Составил
Преподаватель
А.Н. Миронова


Согласовал
Председатель ЦМК
Зав. научно-методическим отделом
М.Н. Афанасьева
М.П. Маркевич


Версия: 1.0


Стр.1из 11





Рисунок 1