Самоанализ работы учителя истории и обществознания. Тема «Организация образовательной среды, способствующей формированию положительной мотивации на уроках и внеурочное время»


Самоанализ работы учителя истории и обществознания
МБОУ «Школа № 85» г. Казани
Красновой Е.А (1 квалификационная категория)
Тема «Организация образовательной среды, способствующей
формированию положительной мотивации на уроках и внеурочное время»
В современной школе вопрос об организации образовательной среды, способствующей формированию положительной мотивации учения, может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития.
Мною на уроках и внеурочное время используется метод учебных проектов – исследований. Это дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, позволяет не только углубленно изучать материал, но и формировать систему научных знаний, мировоззрение, коммуникативные навыки, умение ориентироваться в информационном пространстве. Здесь велика роль учителя. Он формирует положительную мотивацию участников образовательного процесса, проводит консультации по работе над проектом.
Национально-региональный компонент
Класс Тема урока Защита проекта
6 Волжская Булгария«Слово о Великой Булгарии»
10 Казанская губерния в 1 половине 19 века «Дом К.Ф. Фукса»,
«Н.А. Дурова-кавалерист-девица»
10 Казанская губерния во 2 половине 19 века «Казань — вчера, сегодня, завтра»
11 Казанская губерния в 1 половине 20 века «История одного дома»-Шамовская больница
«Их именами названы улицы города Казани» Х. Ямашев. В. АдоратскийЦель работы: привлечь внимание к проблеме сохранения архитектурных памятников города Казани и Республики Татарстан, которые бесследно уничтожаются, а многие из них возрождаются, благодаря общественности. Формированию самостоятельной, творческой социально-активной личности способствуют исследовательские работы, с которыми ученики выступают на научно-практических конференциях и добиваются хороших результатов.
В своей практике я также использую информационно — коммуникативные технологии, которые позволяют не только сократить время при выполнении заданий, что повышает продуктивность урока, но и сделать урок более насыщенным, ярким, увлекательным. Одним из направлений ИКТ является создание авторских презентаций не только учителя, но и детей. Они помогают представить материал более наглядно и более доступно. Здесь включается ассоциативное мышление: увидеть и запомнить.
История России
Класс Тема урока Презентации учащихся Презентации
6 Киевская Русь «Шапка Мономаха» «Нестор-летописец»
6 В Средневековом замке «Мой дом - моя крепость» «Воспитание рыцаря»
10 Отечественная война 1812 год «Недаром помнит вся Россия» «Партизанское движение»
11 Гражданская война в России «От героев былых времен» «Военный коммунизм»
11 Великая Отечественная война «Война и дети» «Рельсовая война»
Обществознание
Класс Тема урока Презентации учащихся Презентация
6 Государство и граждане «Гражданин - это звучит гордо!» Государство.
6 Семья «Моя родословная» Семья
10 Общество «Глобальные проблемы современности» Типы общества
11 Социальная мобильность «Люмпены. Маргиналы». Социальная мобильность
Активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся на уроках работа по изготовлению исторических макетов. Работая в группе и парах, ребята находят нужную информацию из различных источников, обращаются к интернету, изготавливают макет, рисуют иллюстрации и защищают свою коллективную работу, выступая перед одноклассниками (уроки«Древний Египет», «Основные символы Российской Федерации и Республики Татарстан» - 5 класс; «Восточные славяне в древности», «Права ребенка»- 6 класс и др.).
В качестве одного из средств, помогающего «оживить» общение ребят с историей, увлечь и заинтересовать весь класс в целом и каждого ученика в отдельности является использование приемов, которые я назвала «Черный квадрат», «Взламывание фактов», «Давайте вспомним». Данные приемы развивают умение размышлять, находить информацию, приводить примеры из личного жизненного опыта и делать выводы.
Внеклассная работа
Формированию разносторонней развитой личности способствует ежемесячная интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Ежегодно среди 6-7 классов проводится историческая игра «По страницам истории Татарстана». Не только мои ребята, но и я сама, а также другие учителя, принимаем активное участие. Процесс игры нас увлекает и пробуждает желание найти новую информацию, познакомится с дополнительной литературой.
Атмосферу соревнования между отдельными участниками или группами можно увидеть и в конкурсах: «Мы внуки твоей Победы!», «А ну-ка, парни!», «Путешествие в страну Армейскую», где стимулируется творческая, познавательная активность, мобилизуются способности каждого из ребят. Результатом проведенных мероприятий является эмоциональное воздействие, сплочение ученического коллектива, приобретение навыков сотрудничества и самостоятельности.
Тема патриотизма актуальна во все времена, особенно сегодня. Начиная с 2009 года и по настоящее время, на базе нашей школы веду кружок «Историческое краеведение», который является благодатной почвой для привития чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, позитивного социального опыта. Чтобы закрепить навыки поисково  исследовательской деятельности мои ученики не только изучают специальную литературу по военной тематике, но и получают консультации сотрудников музея–мемориала Великой Отечественной войны, помощь в написании исследований и рефератов. Встречи с ветеранами, работниками тыла не проходят бесследно. Мы не только с ними фотографируемся, но и берем интервью, ведем запись, приглашаем их на уроки Мужества. Весь собранный материал я и мои кружковцы систематизируем, делаем выводы. А затем выпускаем боевые листы, создаем презентации, печатаемся в школьной газете, выступаем на классных часах- агитбригада. Такая работа имеет связь с местным историческим материалом, что позволяет увековечить память о земляках – героях, воспитывает чувства национального самосознания, формирует ценностные ориентации.
Таким образом, активно применяя основные методы и приемы учебно-воспитательной работы в урочное и внеурочное время способствует формированию положительной мотивации у учащихся. Процесс обучения становится более продуктивным, увлекательным, основанным на сотрудничестве ученика и учителя. Об этом свидетельствует позитивная динамика учебных достижений моих учеников.