Деятельностный подход в воспитании одно из главных условий реализации ФГОС ОВЗ


Государственное бюджетное образовательное учреждение Новосибирской области
«Коррекционная школа-интернат»
Доклад на тему:
Деятельностный подход в воспитании одно из главных условий реализации ФГОС ОВЗ


Подготовила воспитатель
Кузнецова Светлана Николаевна
2016 г.
Динамично изменяющаяся социально-экономическая ситуации в России требует пересмотра содержания и методов работы общеобразовательной школы. В условиях возрастания количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, всё более актуальными становятся проблемы развития у них самостоятельности, активности, конкурентоспособности, умения адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, самим находить в окружающей жизни сферу приложения своих сил, добиваться успеха честным напряженным личным трудом. И здесь одним из несомненных приоритетов является использование деятельностного подхода для решения указанных проблем.
В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью обучающегося в контексте его жизнедеятельности - направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника. Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности обучающегося как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования - обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка.
Сущность деятельностного подхода в процессе воспитания.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Воспитатель не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с обучающимися. Совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода. Ситуации создаются в целях объединения средств обучения и воспитания в единые воспитательные комплексы, стимулирующие разностороннюю деятельность современного человека. Подобные ситуации позволяют регулировать жизнедеятельность ребенка во всей ее целостности, разносторонности и грамотности и тем самым создавать условия становления личности обучающегося как субъекта различных видов деятельности и своей жизнедеятельности в целом.
Ситуация воспитывающей деятельности должна содержать в себе:
- социальные факторы, инициирующие возникновение разнообразных духовных потребностей и формирования мотивов общественно полезной и лично значимой созидательной деятельности;
- возможность и необходимость осуществления различных видов деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов, общения, активной жизненной позиции, принципиальности, познавательности в отстаивании своих взглядов;
- активности, готовности не только следовать к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные и продуктивные цели и смыслы уже в процессе деятельности.
Деятельностный подход ориентируется на периоды развития обучающихся как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующих методов обучения и воспитания. Деятельностный подход в воспитании и обучении учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования осуществляемой обучающимся ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.
Деятельностный подход к воспитанию детей с ОВЗ.
У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья достижения в сфере умственной деятельности, в подавляющем большинстве случаев, существенно скромнее, чем у здоровых детей. Современный рынок труда диктует свои условия и следует ориентироваться в процессе социализации и жизненной адаптации на ряд очевидных приоритетов. При этом первоочередными задачами в процессе воспитания и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья следует признать:
- развитие коммуникабельности, творческих способностей, воспитание трудолюбия;
- воспитание положительного отношения к социуму, преобразуемой природе, реальному труду, людям труда, орудиям и предметам труда;
- формирование общей культуры самостоятельной деятельности, проявляющейся в рациональной постановке целей, прогнозировании, планировании, оптимальной её организации, адекватной оценке её результатов и их учёте в дальнейшем;
- приобретение каждым обучающимся системы базовых знаний, необходимых для последующего профессионального образования, для включения в самостоятельную трудовую и общественную деятельность;
- своевременное выявление и развитие задатков, склонностей и способностей к различным видам деятельности с последующей профессиональной ориентацией;
- приобретение разнообразных практических умений и навыков;
- овладение компьютерной грамотностью и новыми информационными технологиями;
- формирование умений и навыков, необходимых для эффективной самостоятельной деятельности в условиях рыночной экономики, развитие адаптационных способностей к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям.
Не вызывает сомнений тот факт, что деятельностный подход к воспитательному процессу позволил бы более эффективно решать указанные задачи, и соответственно более своевременно и четко определиться со сферой предполагаемой будущей профессиональной деятельности, приобрести необходимые знания, а также наиболее общие практические умения и навыки.
Каким же образом можно реализовать идеи деятельностного подхода в практике воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья?
В настоящее время весьма популярной является идея индивидуальных образовательных маршрутов, которая позволяет включить каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья   в образовательное пространство.  Индивидуальный образовательный маршрут это документ, который позволяет создать специальные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ в процессе обучения и воспитания. Структура индивидуального образовательного маршрута представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою  цель,  задачу и смысловую нагрузку. Данные разделы, в совокупности, позволяют обеспечить комплексную коррекционно-развивающую работу с обучающимися  по различным направлениям. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут является  ключевой составляющей сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся коррекционных школ в различных видах деятельности работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных и воспитательных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений.
Идеи деятельностного подхода в практике воспитания детей с ОВЗ реализуются в зависимости от периодов развития обучающихся по трём ступеням.
1. На первой ступени воспитания – в начальной школе целесообразно увеличить долю иллюстративного рисования и лепки. Именно рисунок позволяет решить часть названных задач, а воспитателю оценить степень овладения обучающимися учебным материалом. Рисунок в сочетании с лепкой способствует также развитию творческих способностей детей, воображения, эстетического вкуса, активизации «моторной» памяти. В начальной школе самое широкое применение должны найти ручные работы с доступными по возрасту материалами – бумагой, картоном, тканью, фанерой, проволокой. Исключительно важную роль здесь играют ролевые игры. Ролевые игры формирует у детей с ОВЗ способность играть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Воспитательная функция ролевых игр заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
2. На средней ступени воспитания также должны использоваться работы иллюстративного характера. Здесь к реализации деятельностного подхода кроме иллюстративного рисования, лепки, работ с древесиной, бумагой, тканью, металлом можно постепенно вводить более сложный вид деятельности, требующий объединения усилий обучающихся и воспитателя –коллективные творческие дела. Данные мероприятия способствуют не только расширению кругозора, воспитанию чувства гордости и любви к своей Родине, но и позволяют развивать коммуникативные навыки обучающихся. В коллективных творческих делах участвуют обучающиеся, учителя и воспитатели. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю своего участия и ответственности. В процессе общей работы происходит взаимодействие возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старшеклассников. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового и личного самосознания. Отсутствие официального соревнования, баллов, мест снимает напряжение конкуренции.
3. На старшей ступени обучения наряду с иллюстративными и ручными работами в обязательном порядке должны выполняться задания исследовательского характера. Практическая деятельность выступает в качестве одного из ведущих средств, позволяющих “объективировать” чувственные образы, развивать воображение, творческие задатки обучающихся, их конструкторские умения и навыки, особенно на этапе возникновения замысла, проектирования будущего результата и технологии его достижения. Так, в процессе проектировочной деятельности обучающиеся овладевают управлением своими чувственными представлениями, образами, мысленно соединяя и разъединяя их, комбинируя, создавая воображаемый образ материального объекта, и также мысленно моделируют его функции. Значение деятельностного подхода заключается также и в содействии воспитанию аккуратности и исполнительности, формированию умений четко следовать заранее определенной последовательности выполнения приемов и операций. Целью проектной деятельности является возможность раскрытия творческого потенциала обучающихся, это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Золотые правила деятельностного подхода:
-подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса;
-веди ребёнка от собственного опыта к общественному;
-будь не «над», а «рядом»;
-радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
-учи анализировать каждый этап работы;
-критикуя, стимулируй активность ребенка.
Из своего опыта воспитательной работы.
В апреле 2016 года в нашей школе проводился месячник по профориентации «В мире профессий». Целью месячника являлось оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении. Каждому классу было поручено подготовить и защитить мини проект по данной теме. Обучающиеся моего класса используя несколько видеороликов, смонтировали познавательный фильм о новых профессиях. Выбор специальностей нашего фильма был обусловлен: во-первых - ограниченными возможностями здоровья обучающихся (были выбраны рабочие профессии); во-вторых - в соответствии с интересами обучающихся. В фильме мы рассказали о следующих профессиях: озеленитель, ландшафтный дизайнер, процедурная медсестра, визажист, художник-аэрограф, резчик по камню и др. В завершении фильма нами были вставлены кадры о глухой девушке, успешно работающей официанткой в кафе. Её пример послужил яркой иллюстрацией возможности достижения успеха в любой жизненной ситуации, имея такие личностные качества как: активная жизненная позиция, целеустремлённость, желание успеха.
Анализируя результаты воспитательной работы в нашей школе за последние годы, можно сделать вывод, что применение технологии деятельностного подхода способствует созданию условий для формирования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему воспитательных ценностей.