Использование ИКТ в технологии ТРИЗ. Разноуровневые задания, как способ формирования общеучебных навыков.


Использование ИКТ в технологии ТРИЗ. Разноуровневые задания, как способ формирования общеучебных навыков.
Без специальной организации учебной деятельности
не может быть эффективного усвоения знаний
И. С. ЯкиманскаяВ процессе реализации государственных стандартов уделяется большое внимание осуществлению личностно-ориентированного подхода на основе анализа результатов обучения и проектирования путей совершенствования методики преподавания.
        Личностно-ориентированное обучение предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность ученика.
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, и в нашем лицее учащиеся начальной школы показывают высокий уровень качества знаний (88,8%).
Мы считаем, что успешность процесса обучения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.
Разноуровневое обучение – это одна из технологий личностно-ориентированного обучения. Оно необходимо, чтобы предоставить шанс каждому обучающемуся развить свои потенциальные способности.
Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.
Я сейчас работаю в своем классе 4 год и могу уже проанализировать, как применение разноуровневых заданий положительно повлияло на качество знаний обучающихся. Помогает нам в этом ежегодное участие в Международном дистанционном конкурсе для учащихся начальных классов ЭМУ –Эрудит. Находится он на сайте cerm.ru Этот конкурс включает в себя четыре раунда: быстрый, умный, смелый, ловкий.
Содержание конкурса "Эму-Эрудит"
БЫСТРЫЙ раунд – задания на эрудицию и логику. Вопросы игрового развивающего характера. Задания на эрудицию не привязаны к учебным предметам.
УМНЫЙ раунд – задания на умение решать проблемы. Школьнику предлагается несколько проблемных ситуаций разной сложности. Участник должен справиться с проблемами, выбрав подходящий способ решения. Задания не привязаны к учебным предметам.
СМЕЛЫЙ раунд – задания на работу с информацией. Ученик должен изучить текст, рисунок или диаграмму и ответить на предложенные вопросы.
ЛОВКИЙ раунд - задания проверяют самоорганизационные умения. В тесте собраны компетентностно-ориентированные задания разной сложности. Задания не привязаны к учебным предметам.
По итогам конкурса:
Всем участникам вручаются сертификаты и наклейки.
Школе предоставляется аналитическая информация об уровне сформированности ключевых компетентностей учащихся.
Активные педагоги получат грамоты.
Результаты участия детей в конкурсах «Центра Развития Молодёжи» обрабатываются Системой Мониторинга Развития, позволяющий отслеживать рост способностей ребёнка в течение всего образовательного процесса.
В аналитическую информацию школе входит:
Анализ классов по группам УУД
Рейтинг активности статусных образовательных учреждений
Рейтинг результативности статусных образовательных учреждений
Сравнение классов (по компетентностям и трудностям)




Сравнение классов по компетентностям и средним значениям
4-е классы
Класс Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Работа с текстом Познавательные УУД Решение проблем
4А - 73% 28 46% 28 85% 28 47% 28
4Б - 87% 27 63% 27 90% 27 36% 27
4В - 46% 23 35% 23 60% 23 36% 23
4Г - 76% 28 57% 28 85% 28 58% 28
На сайте также заводится и хранится карточка на каждого ученика
Динамику роста способностей ребенка по годам видно на графике
Динамика ученика 1


Если есть желание попробовать свои силы в конкурсе «Эму-Эрудит», то можете регистрироваться на сайте cerm.ru и участвовать. Стоимость 1 раунда -60 рублей.
Что касаемо непосредственно учебной деятельности:
Опираясь на индивидуальные особенности своего класса, я применяла разноуровневые задания на различных уроках:
На математике учебник Петерсон уже рассчитан на усвоение материала с разным уровнем способности детей. Плюс применяем разноуровневые КИМы для проверки знаний учащихся;
На уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира применяются разноуровневые задания творческого характера;
Используется дифференцированное домашнее задание;
ТРИЗ-технологии;
Благодаря ФГОС пришло новое оборудование, на котором мы можем проверить качество усвоения учебного материала, используя персональные ноутбуки, интерактивную доску, систему тестирования Прокласс.
Я считаю, что использование ИКТ на  уроках позволяет:
•         активизировать познавательную деятельность учащихся; потому что работать на оборудовании намного интереснее, чем с учебником или с карточками.
•         индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. Каждый ученик может выбрать задания соответственно своему уровню усвоения данной темы.    
Представляю вашему вниманию:
Разноуровневый тест «Парные согласные в корне»
Тренажер «Работаем над техникой чтения»
Устный счет.
Академия младшего школьника: 1-4 класс
Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника» предназначен для использования в начальной школе, включает в себя обширный набор интерактивных дидактических игр для закрепления знаний и навыков по основных учебным предметам с 1 по 4 классы. Содержание программно-методического комплекса отвечает ключевым педагогическим принципам обучения: доступность, наглядность, проблемность, личностная и индивидуальная направленность. Вариативность, многоуровневость и содержательность заданий обеспечивают прочность усваиваемых знаний.
Подведение итогов:
Применение разноуровневого обучения является эффективным средством повышения качества образования.