Рабочая программа по хореографии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 180
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

УТВЕРЖДАЮ

СОГЛАСОВАНО

Директор шк № 180:
Тронова Н.А.
Подпись_____________
Дата________________

(протокол № от 2016 г.)



 


 

 
 


 


 
 

  
Рабочая программа
Дополнительного образования по курсу
«ХОРЕОГРАФИЯ»
                                                                           
Возраст обучающихся: 7-10 лет 

Срок реализации: 1 год
 

Автор-составитель: Волкова Татьяна Николаевна
педагог дополнительного образования


 

Санкт-Петербург
2016 г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Предмет хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.
Задача предмета привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный вкус, интересы.
Движение - естественная потребность человека с момента его развития. Дети по природе своей подвижны, восприимчивы к музыке, не скрывают своих эмоций, для них танец - естественное состояние души и тела. Он помогает детям раскрепостить внутренние силы, дает выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность.
Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но и физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога–хореографа – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний.
Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Педагогу необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.
Как известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней его жизни: вначале ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать и т.д. Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движением требуется время. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.
Хореографическая тренировка (экзерсис) – это достаточно длительный процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. При этом педагогу следует все время помнить, что овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться определенным эмоциональным настроем, что нельзя учить только движениям, а эмоциональную выразительность откладывать на более поздний срок (это самая распространенная ошибка в педагогической практике у начинающих руководителей детских хореографических коллективов).
Педагогической психологией введен основной закон усвоения материала: воспринять, осмыслить, запомнить, применить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением – запоминанием. Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения и проверки на практике.
При повторении танцевального движения в коре головного мозга образуются временные связи. Когда музыкальное движение выучено и прочувствовано, закрепляется определенная последовательность возбудительно - тормозных процессов, т.е. вырабатывается динамический стереотип данного навыка.
Данная образовательная программа школьного направлена на воспитание и развитие у детей танцевальной техники, обучение ведется не на основе классической хореографии. Она заключает в себе возможности для всестороннего развития личности ребенка. И чем раньше ребенок войдет в «большой мир искусства», тем быстрее он научится отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного и, главное обогатит свой духовный мир.
Основное обучение в хореографическом ансамбле – это органичное единство развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетического образования.
Главное на занятиях – создание творческой увлеченности искусством, впечатления, развитие способностей, а также четкое соблюдение техники безопасности, режима труда и отдыха.
Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественно-нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю. Трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенности в себе, самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручка, общение друг с другом – ведущие моменты в процессе обучения.
Стремление раскрыть способность детей, научить воспринимать искусство танца, развивать и повышать мастерство, привить вкус и любовь к прекрасному, помочь стать образованными, умеющими тонко чувствовать и сопереживать.
Умение красиво двигаться, танцевать, понимать и чувствовать музыку одновременно формирует и развивает эстетический вкус и идеал. Создание эстетических ценностей по законам красоты в искусстве и вне его (в быту, труде, поведении, поступках), необходимых во многих профессиях.
Программа составлена с учетом требований предъявляемых к программам дополнительного образования, на основе последних достижений и исследований музыкального творчества, педагогической практики, с использованием типовой программы М. С Боголюбской «Хореографический кружок» (Для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ). М, «Просвещение», 1987.


Общие цели и задачи программы.
Цели программы:
обучить детей основам хореографии;
создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков;
формирование основ до профессиональной подготовки ребенка;
воспитание коллектива единомышленников;
формирование у детей знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала;
воспитание нравственно-эстетических чувств;
раскрытие художественно-творческих, музыкально-двигательных способностей, творческой активности, самостоятельности, выносливости, упорства, трудолюбия обучающихся;
формирование навыков выполнения танцевальных упражнений.



Задачи программы:
Формирование танцевальных знаний, умений, навыков, музыкально-танцевальных способностей на основе овладения и освоения начал хореографической культуры;
Обучение пониманию языка танца в сочетании с музыкой, умению анализировать средства композиционной выразительности танца;
Воспитание личности ребенка через эстетическую и нравственную силу хореографического искусства, пробуждение в них гражданской и творческой инициативы, уважительного отношения к профессии балетмейстера и членам коллектива;
Образовательные – обучить навыкам, знаниям, умениям танцевального искусства в рамках данной программы; познакомить с таким жанром хореографического искусства, как Классический танец и Растяжка мышц;
Развивающие - развить музыкально-ритмическую координацию, мышечное чувство, осанку, стопу; музыкально-двигательную память; творческие и индивидуальные способности духовного мира ребенка;
Воспитательные – создать крепкий и дружный коллектив; адаптировать к современной жизни.
Научить выразительности и пластичности движений;
Формировать фигуру, ловкость, выносливость и физическую силу;
Дать возможность детям самостоятельно фантазировать и разрабатывать новые танцевальные движения и сюжеты;
Научить детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений;
Воспитать музыкальный вкус и любовь к искусству танца.

Условия реализации общеобразовательной программы.
Условия приема
Прием детей в группы проходит без специального отбора и любого возраста. Единственное условие –медицинская справка об общем состоянии ребенка.
Специально оборудованный зал:
зеркальная стена;
площадь зала, освещение и количество занимающихся в них детей должны соответствовать санитарно-медицинским нормативам);
специальные помещения для переодевания ;
аудио аппаратура.

Формы и методы обучения.
Формы проведения занятий:
учебное занятие;
беседа;
игра;
музыкальное соревнование;
занятие-праздник;
концерт;


Методы, используемые при работе:
метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды;
метод расклада, обуславливающийся следующими задачами:
проработка и закрепление пройденного программного материала;
раскрытие индивидуальности кружковца через творческое самовыражение;
воспитание художественного вкуса;
создание хореографических композиций;
выявление и развитие способностей среди участников самодеятельного ансамбля, развитие техничности.
метод повторения;
метод коллективного творчества;
метод объяснения;
метод ускорения замедления;
метод заучивания;
метод многократного повторения всевозможных движений.

Режим занятий:
1 раз в неделю по 1ч

Содержание работы
При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях отводится тренажу это определённая система тренировочных упражнений, которые помогают обучающимся легче разучить и усвоить танцевальный репертуар. Построенные по степени усложнения, упражнения подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений. Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие данный элемент до его законченной формы.
Обычно педагог показывает и объясняет движения, проделывает их совместно с детьми сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без музыкального сопровождения; затем с музыкой в спокойном темпе, пока они не будут усвоены обучающимися.
На последнем занятии повторяются и закрепляются эти движения, постепенно совершенствуя их и сочетая с элементами танца.
Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и корпуса, идет работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и пропуская через себя образ, который дети воплощают в танце, они с большим удовольствием работают над артистичностью исполнения танца.
Теоретическая часть даётся по ходу занятий в соответствии с содержанием нового материала /историческая справка, сведения о жизни и творчестве выдающихся танцоров, характере музыкальных произведений в сочетании с танцевальными движениями, этике поведения и сценической культуре/.
Практическая часть зависит от уровня навыков, желания ребёнка (особенно на начальном этапе), сложности отдельных элементов танца.
Основная часть занятия разучивание танца. Сначала даётся общее представление о цели показ танца в законченной форме. Приступая к разбору и разучиванию танца, сначала прослушивается музыка к нему, определяется характер, стиль, разучиваются отдельные движения танца и лишь затем вся композиция. Главным приёмом в работе над танцем является развитие самостоятельности и инициативы у ребят, подчёркивание их индивидуальности.
Детям предлагается составлять небольшие танцевальные композиции, вносить элементы импровизации, способствуя развитию творческой активности.
Организация творческой деятельности позволяет педагогу увидеть характер в ребёнке, выявить движения его души, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, потребности, в данного рода деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
На выявление и развитие индивидуальности обучающихся, отводится не менее 5 минут на каждом занятии. Это и работа с детьми, требующими повторного показа, дополнительного объяснения или подсказки педагога, как легче и грамотнее выполнить то или иное упражнение, танцевальное движение или сложный элемент танца. С целью развития эмоциональности, выразительности в исполнительской деятельности, творческих способностей и актёрского мастерства используется просмотр видеоматериала занятий с последующим их анализом и обсуждением с участниками студии.
Вся работа, по индивидуализации процесса обучения, строится в тесной взаимосвязи с родителями, т. к. многое в характере того или иного обучающегося открывается в беседах с членами семьи ребёнка, в период совместной творческой деятельности с педагогом по созданию концертных номеров, разработке костюмов, организации и участии в концертных программах, конкурсах и различных праздниках.
Для изучения или закрепления новых, сложных или трудных движений танца используется приём выполнения упражнений детьми по очереди с последующим анализом результатов педагогом или самими обучающимися (сравнение, выявление удач и ошибок), показ элементов движений педагогом или детьми, усвоившими разучиваемое движение.
Все замечания по ходу занятия делаются в спокойной, требовательной, но доброжелательной форме, без намёка на унижение личности ребёнка, с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных успехов обучающегося.
Занятия проводятся по группам.
Коллективная форма проведения занятий даёт возможность более продуктивно влиять на выработку у детей норм и правил высоконравственного поведения, добиваться сплочения коллектива, наладить дружбу, здоровые отношения между членами коллектива чему способствует дружеская атмосфера совместного творчества, делового содружества, взаимопонимания и полного доверия между педагогами и детьми.
Важным моментом в реализации данной программы является создание творческой атмосферы, которая позволяет ненавязчиво, исподволь заниматься обучением и воспитанием с учётом специфики занятий хореографией.


Разделы изучения программы:

Раздел 1. Вводное занятие.
Знакомство с обучающимися. Беседа о значении классического танца в жизни людей. Выявление интересов ребят, уровня из знаний, возможностей. Введение в курс обучения по данной программе, ознакомление с планами работы на весь год обучения. Объяснение правил поведения и внутреннего распорядка в ГБОУ СОШ № 180 и в «Хореографии».

Раздел 2. Элементы классического танца.
Каждое занятие начинается с разогрева мышц. Для этого педагог с детьми садятся на коврики и выполняют комплекс упражнений, таких как: «бабочка», «складочка», «мостик», «лодочка», «шпагат», «велосипед», «берёзка», упражнения на пресс и др.
Это необходимо для растягивание мышц, исправления физических недостатков (сутулость, косолапость), для развития гибкости, внимательности и собранности.
Теория.
Пояснение понятия «Классический танец». Показ основных элементарных позиций рук и ног, постановку корпуса, головы. Понятие «красота» в применении к искусству танца. Беседа с показом видеоматериала о балете.
Практика.
Изучение подготовительной I, II, III позиций рук; изучение I, II, III, IV позиций ног. У станка движения battement tendu, releve, гранд батман. Прыжки по 1 позиции. Приобретение устойчивости, умение распределять центр тяжести корпуса равномерно на одну или две ноги.
Упражнения у станка и на середине: приседания plie, tendu, releve, jete, port de bras, grand battement.

Итоговое занятие
Подведение итогов обучения.
Учащиеся должны знать:
классические позиции рук и ног
названия позиций;
постановку спины и головы
Должны уметь:
выполнять простейшие классические движения у станка и на середине: plie, tendu, releve, jete, port de bras, grand battement, адажио;
подчиняться требованиям педагога и коллектива;
соблюдать культуру поведения в зале и на сцене;
работать в паре и в ансамбле;
улыбаться во время исполнения, внимание друг на друга.



Учебно-тематический план


№ п/п
Наименование разделов, тем
Кол-во часов



Всего
Теор.
Практ.

I
Организационное занятие
1
-
1

II
Основы классического танца
23
-
23


Классический экзерсис.
10
-
10


Партерный экзерсис, растяжка.
10
-
10


Повороты.
3
-
3

III
Репетиционно - постановочная работа
2
-
2

Итого: 26 часов
















Список литературы

Заикин Н. Областные особенности русского народного танца. М., 2002
Барышникова Т.К. Азбука хореографий – Спб., 2009
Матяшина А.А. Образовательная программа «Путешествие в страну «хореография»» - В кн.: Фольклор. Музыка. Театр. – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающие с дошкольниками: Программ. – метод. пособие/ Под редакцией С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
Богданов Г. Хореографическое образование. М., 2001
Коротков И. М. Подвижные игры детей. – М., 2012
Федорова Г. Танцы для развития детей. М.,2000
Базарова П., Мэй В. Азбука классического танца. Переизд. 5-е. М., 2003
Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. Изд. 3-е М., 2002
Цацулин П.В. «Растяжка расслаблением» М., 2008










15