ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРЕТИЧСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ» специальность 38.02.05 Товароведение и экспертиза потребительских товаров


Частное профессиональное образовательное учреждение
«Ставропольский кооперативный техникум»
Утверждаю
Директор техникума
_______________ Иванов А. И.
«___» _______________ 2016 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
Специальность 38.02.05 Товароведение и экспертиза потребительских товаров
Ставрополь, 2016

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, утвержденного Приказ Минобрнауки от 28.07.2014 N 835 (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33769)

Организация-разработчик: ЧПОУ «Кооперативный техникум»
Разработчик: Николаева Н.А., преподаватель, Почетный работник СПО РФ, заслуженный учитель РФ.
Программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Товароведно – технологических дисциплин»
Протокол № 14 от «07 июня » 2016 г.
Рекомендована Методическим советом ЧПОУ «Кооперативный техникум»
Протокол № 6 от «16 » июня 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОТР ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 4
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ. 6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ. 12
КОНТОРЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПОИНЫ. 15
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Теоретические основы товароведения»
1.1. Область применения типовой программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, утвержденного Приказом Минобрнауки от 28.07.2014 N 835 (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33769)
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании: в программах повышения квалификации и переподготовки специалистов в области товароведения, а также профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
17296 Приемщик товаров;
17353 Продавец продовольственных товаров;
17351 Продавец непродовольственных товаров;
20015 Агент по закупкам.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- распознавать классификационные группы товаров;
- анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- основные понятия товароведения;
- объекты, субъекты и методы товароведения;
- общую классификацию потребительских товаров и продукции производственного назначения, классификацию продовольственных и непродовольственных товаров по однородным группам;
- виды, свойства, показатели ассортимента;
- основополагающие характеристики товаров;
- товароведные характеристики товаров однородных групп (групп продовольственных и непродовольственных товаров): классификацию ассортимента, оценку качества;
- количественные характеристики товаров;
- факторы обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик;
- виды потерь, причины возникновения, порядок списания.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 25 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 75
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 50
В том числе: Практические занятия 18
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе:
-работа по изучению учебной специальной литературы, Интернет ресурсов;
-работа с НТ документацией;
-работа по подготовке сообщений, докладов, рефератов;
-анализ соблюдения режима хранения , сроков годности потребительских товаров, оценка полноты и правильности маркировки потребительских товаров в действующих розничных торговых предприятиях. 25
12
7
6
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Теоретические основы товароведения»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Методические основы товароведения. 10 Тема 1.1. Основы понятия и принципы товароведения. Содержание учебного материала 4 Ключевые понятия: продукция, товар, товароведение. 1
Предмет, цели, задачи товароведения. 1
Принципы товароведения 1
Состояние и перспективы развития потребительского рынка России Объекты и субъекты товароведения 2
Товар как объект товароведной деятельности: потребительская стоимость. Товароведная характеристика товара: ассортиментная, количественная, качественная и стоимостная. 1
Субъекты товароведной деятельности: группы их краткая характеристик. Субъекты, обеспечивающие товародвижение (товароведы), их функции, права и обязанности. 2
Методы товароведения: понятие, классификация. 2
Тема 1.2. Классификация и кодирование товаров. Содержание учебного материала 2 Основополагающие методы систематизации: классификация и кодирование: понятие, структура методов, разновидности, их достоинства и недостатки. Применимость в товароведении. 3
Сущность и понятие кодирование товаров. Характеристика методов кодирования, их достоинства и недостатки. Штриховое кодирование: сущность, цели, задачи, значение. Классификация потребительских товаров. Общая и частная классификация. 3
Практические занятия 4 1. Распознание разновидности метода классификации и составление классификации товаров иерархическим или фасетным методом 2. Расшифровка штрихового кода (на конкретных товарах). Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы :
1.История направления развития товароведения.
2. Определение современных задач товароведении .
3. Методы товароведения: научного познания и практические, их разновидности и краткая характеристика, применяемость. Преимущества и недостатки. Раздел 2. Товароведные характеристики товаров.
22 Тема 2.1. Ассортимент товаров Содержание учебного материала 3
Основные понятия: ассортимент, номенклатура товаров. Виды нормативных документов, регламентирующих ассортимент товаров, их общая характеристика. Классификация ассортимента товаров по признакам группировки. Характеристика свойств и показателей ассортимента: широта, полнота, устойчивость, новизна, структура. 2 Практические занятия 3. Определение свойств и показателей ассортимента. Определение факторов формирования ассортимента. 2
Тема 2.21. Качество товаров. Содержание учебного материала Основные понятия: качество свойства, показатели, уровень качества, технический уровень качества. Классификация потребительских свойств показателей потребительских товаров: номенклатура, краткая характеристика, критерии выбора. Виды нормативных документов, устанавливающих требования к качеству потребительских товаров. 4 2
Практические занятия 4. Характеристика потребительских товаров 2 Тема 2.3. Оценка качества товаров. Содержание учебного материала 4
3
3
Понятие оценки качества товаров. Градации товаров по соответствию и несоответствию установленным требованиям: стандартные, нестандартные, брак и отход. Градации качества стандартной продукции: сорта, классы и группы сложности, марки, номера, размерные категории, классы качества. Сортамент: природный и товарный. Принципы деления товаров на сорта. Дефекты товара: понятие, классификация. Допустимые, недопустимые дефекты. Отличия дефектов от допустимых отклонений. Взаимосвязь дефектов различной значимости с градациями качества. Диагностика дефектов: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения. Практические занятия 2 5. Выявление дефектов потребительских товаров. Тема 2.4. Количественная характеристика товаров Содержание учебного материала 2 1
Основные понятия: единичный экземпляр товаров, комплексная упаковочная единица, товарная партия. Общность и различия. Идентифицирующие признаки товарной партии. Однородность и неоднородность качества в товарной партии, классификация товаров пор этим признакам . Размерные характеристики, общие для всех размерных градаций и специфичные для товарных партий. Назначение, краткая характеристика. Тема 2.5. Физические свойства товаров Содержание учебного материала 4 1
Группы физических свойств товаров: механически, теплофизические, электрофизические, оптические и акустические: назначение, краткая характеристика отдельных свойств. Самостоятельная работ а обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Ассортиментная политика: понятие, цели и задачи. Направления развития совершенствования ассортимента
2.Пересортица: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения. Ответственность за умышленную и не умышленную пересортицу товаров
3.Права потребителей и ответственность продавца при реализации дефектной продукции. Раздел 3. Обеспечение качества и количества товаров. 18 Тема 3.1. Технологический цикл товародвижения. Содержание учебного материала 4 2
2
Технологический цикл товародвижения: этапы и стадии: предтоварная, товарная и послереализационная. Контроль качества и количества товарных партий. Виды. Правила выборочного контроля. пробы: виды, требования к ним. Правила отбора проб. Понятие о приемочном и браковочном числе. Тема 2.3. Формирование и сохранение качества и количества товаров. Обеспечение качества и количества товаров: понятие. Факторы, влияющие на качество и количество товаров. Факторы, формирующие качество и количество, краткая характеристика, степень влияния отдельных факторов на качество и количество товаров. Классификация сохраняющих факторов. 4
3
3
3
Маркировка: понятие, функции, ее структура, требования предъявляемые к маркировке. Упаковка : понятие, функции. Виды упаковки по назначению. Требования к упаковке. Эффективность разных видов упаковки. Хранение: основные понятия, назначение. Составные элементы условий хранения. Режим хранения: климатический и санитарно-гигиенический. Понятие. Показатели климатического режима и их влияние на сохраняемость товаров. Значимость отдельных показателей для обеспечения количества и качества. Классификация потребительских товаров по требованиям к оптимальному температурно-влажностному режиму. Регулирование показателей режима хранения. Сроки годности, хранения, реализации и эксплуатации. Контроль за соблюдением условий и сроков хранения, нормативная база. Практические занятия 6. Анализ содержания различных видов средств товарной информации. 6 7.Оценка правильности маркировки товаров. 8. Анализ соблюдения сроков годности (реализации) товаров в действующих предприятиях розничной торговли. Тема 3.3. Товарные потери. Содержания учебного материала 2
2
Товарные потери: основные понятия. Виды и разновидности потерь, причины их возникновения и порядок списания. Нормативные документы, регламентирующие порядок списания торговли. Практические занятия 9. Решение ситуационных задач по расчету количественных потерь. 2 Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних занятий по разделу 3.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1.Санитарно-гигиенический режим складов. Показатели режима, их значимости для обеспечения количества и качества. Профилактические и текущие мероприятия по созданию и поддержанию санитарно-гигиенического режима. Уход за товарами при хранении.
2.Размещение товаров. Принципы и правила размещения, их взаимосвязь. Классификация методов хранения.
3.Меры по предупреждению и снижению потерь. Народнохозяйственное назначение мероприятий по сокращению потерь.
4.Анализ соблюдения режима хранения, сроков годности потребительских товаров в действующих розничных торговых предприятиях
5.Оценка полноты правильности и маркировки потребительских товаров, реализуемых в розничных торговых предприятиях. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие кабинета:
- товароведение потребительских товаров.
Оборудование кабинета товароведение потребительских товаров
- рабочие места по количеству обучающихся;
- учебная литература;
- учебно-методическая литература;
- справочная, нормативная документация;
- комплекты бланков документов;
- образцы потребительских товаров;
- муляжи;
- схемы, плакаты;
- альбомы, каталоги по группам потребительских товаров.
Технические средства обучения
- компьютеры с комплектом программного обеспечения;
- демонстрационные устройства;
- электронно-презентационные материалы.
Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Федеральные законы и нормативные документы.
Закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 22.01.2000г.
N 213– ФЗ и изменениями и дополнениями от 13.07.2015 г.
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г.
N 2- ФЗ с изменениями и дополнениями от 03.06.2016г.
Нормативные и технические документы на конкретные виды продукции ( ГОСТ, ГОСТ Р, Сан Пин и др.)
Основные источники:
Николаева, М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов / М.А. Николаева. - М.: НОРМА, 2013. - 448 c.
Райкова, Е.Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для бакалавров / Е.Ю. Райкова. - М.: Дашков и К, 2013. - 412 c.
Калачев, С.Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для бакалавров / С.Л. Калачев. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 463 c.
Куликова, Н.Р. Основы товароведения: Учебное пособие / Н.Р. Куликова, В.П. Новопавловская, Н.С. Носова. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 336 c.
Дополнительная литература
Неверов А.Н. Товароведение и экспертиза промышленных товаров.-М.: МЦФЭР, 2009.
Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учеб.- М.: ИНФРА-М,2005
Товароведение. Экспертиза. Стандартизация: Учебник для студентов вузов. Под.ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. швандера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2008.
Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. Учеб. для ВУЗов-М.
Карташова Л.В. Сборник ситуационных задач и деловых игр по товароведению продовольственных товаров. Учебное пособие для ССУЗов. М.: Деловая литература, 2004.

Периодические издания.
Журналы:
«Современная торговля»;
«Деловой вестник кооперации».
Газеты:
«Российская кооперация»
Интернет ресурсы
http://www.znaytovar.ru/tema4/htmlhttp://www.znaytovar.ru/tema10/htmlhttp://www.znaytovar.ru/tema20/html
http://www.znaytovar.ru/tema21/html
http://www.znaytovar.ru/tema22/html
http://www.znaytovar.ru/tema24/html
http://www.znaytovar.ru/tema26/html
http://www.znaytovar.ru/tema28/html
http://www.znaytovar.ru/tema31/html
http://www.znaytovar.ru/tema32/html
http://www.znaytovar.ru/tema33/html
http://www.znaytovar.ru/tema35/html
http://www.znaytovar.ru/tema38/html
http://www.znaytovar.ru/tema39/html
http://www.znaytovar.ru/tema44/html
http://www.znaytovar.ru/tema46/html
http://www.znaytovar.ru/tema47/html
http://www.znaytovar.ru/tema56/html
http://www.znaytovar.ru/tema58/html
http://www.znaytovar.ru/tema59/html
4. КОНТОРЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, текущего контроля, дифференциронного зачета
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения:
Распознавать классификационные группы товаров Защита практических работ.
Анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров Защита практических работ
Знания: Текущий контроль знаний в форме:
- логического диктанта;
- терминологического диктанта;
- тестирования;
- устного углубленного опроса;
- фронтально опроса;
- письменного опроса;
- взаимопроверки домашних заданий;
- выполнения и защиты сообщений; рефератов, докладов.
Тематический контроль по итогам изучения разделов 1;2;3.
Итоговый контроль – дифференцированный зачет
Основные понятия товароведения Объекты, субъекты и методы товароведения Общую классификацию потребительских товаров и продукции производственного назначения , классификацию продовольственных и непродовольственных товаров по однородным группам Виды, свойства и показатели ассортимента Основополагающие характеристики товаров Товароведные характеристики товаров однородных групп (групп продовольственных и непродовольственных товаров): классификацию ассортимента, оценку качества. Количественные характеристики товаров Факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик Виды потерь, причины возникновения, порядок списания Разработчик:
ЧПОУ «Кооперативный техникум»,
преподаватель техникума Н.А. Николаева