Урок русского языка на тему Правописание слов, употребляемых в роли вводных


Класс: 8
Предмет: русский язык
Учитель: Тулегенова Г.Б.
Тема: Правописание слов, употребляемых в роли вводных
Цели урока:
Повторить и систематизировать материал по теме «Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения».
 Задачи урока
*отработка умений отличать вводные слова от членов предложения,  производить пунктуационный анализ простого предложения с вводными словами
*развитие навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями, развитие умений нахождения вводных слов и их использования при построении собственного высказывания; обогащение речи обучающихся вводными конструкциями;
*формирование языковой компетенции, самостоятельной нравственной позиции; воспитывать навык вежливой речи, корректного отношения к другому мнению.

Ход урока.
1.Орг. момент.  Сообщение о теме и цели урока.
2.   Подготовка восприятия. Актуализация. Повторение пройденной темы.
1)Задание. Выразительно читать выражения. Определить, какой частью речи (местоимение, союз, наречие, модальная частица и т. д.) является слово «КАК».
Вспомните строки стихотворений с союзом «как».
 Как прекрасна земля, а на ней человек.
____________________________________
«Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя».
«Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?»
«И если огонька нет, как говорится,
Сам по себе костёр не разгорится»

 «Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?»
«Её глаза – как два тумана
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач».
«Как упоительны в России вечера!»
 Как! О вкусах не спорят!

2)Застывшие сочетания слов со словом как
,как правило,                ,как прежде,
,как исключение,         ,как теперь,
,как обычно,                 ,как сейчас,
,как всегда,                   ,как нарочно,
НО! День прошел как обычно.
        Все шло как всегда     = обыкновенно
3.   Открытие темы урока и постановка цели.
Работа в группах. Повторение и систематизация по теме: «Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения». Работа в группах.
 Попробуем сформулировать цели самостоятельно:
1.группы вводных слов по назначению;
2.отличие вводных слов от  частей речи (правописание);
3.выделение их знаками препинания (Какими знаками препинания – запятыми, тире, скобками -  выделяются вводные слова?);
4.трудные случаи пунктуации с вводными конструкциями;
5.стилистическая роль вводных слов;
6.особенности их использования в речи;
4. Закрепление. 
1. Цифровой диктант: Если согласны с утверждением, то «ДА» - 1, если «НЕТ» -
1) При помощи вводных конструкций говорящий (пишущий) выражает своё отношение к тому, что он сообщает. -да
2) Вводная конструкция в предложении «К сожалению, я узнал об этом поздно» выражает радость.-нет
3) Вводные конструкции являются членами предложения.-нет
4) Вводные конструкции могут употребляться в разных местах предложения.-да
5) Вводное слово НАВЕРНОЕ нужно употреблять только в данной форме.-нет
6) В предложении «Мы относимся к счастью по-разному» есть вводное слово.-нет
7) Слова КАК БУДТО, ВРЯД ЛИ, ПОЭТОМУ не являются вводными.-да
 Ответы (100 100 1)    

2. Почему лингвист А.М.Пешковский считает вв. конструкции « внутренне чуждыми приютившему их предложению»? (  Правило: ВВ.к – ции не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопроса.Если их исключить, содержание останется неизменным. Ещё их можно заменить синонимичным вв. словом, и смысл также не изменится).

 3.Словарная работа.   Известное выражение « О вкусах не спорят»
Как понимаете это выражение? (в случае затруднения обращаются к словарям В. И. Даля, Ожегова, Словарю латинских выражений).
А) Вспомните пословицы, выражения о вкусах: «Всяк молодец на свой образец», «Вкус вкусу не указчик: кому нужен арбуз, а кому свиной хрящик», «На вкус, на цвет товарища нет», «Не верю иногда я вкусу твоему»,
«Вкус, батюшка, отменная манера:
  На все свои законы есть».
( Общий смысл: человек во всем, в своём выборе, руководствуется своим вкусом. Выражение «О вкусах не спорят» пришло к нам из латыни и звучит, как предложение прекратить спор, суть которого не позволяет надеяться на его позитивный результат).
     Б)  Составьте словосочетания со словом «вкус».
(вкус к роскошной жизни, вкус к легкой наживе, изысканый вкус, дурной вкус (как дурной тон), тонкий вкус).
      В)  Подберите синонимы (простые и контектстные) к слову вкус.
(Вкус, манеры, стиль,  ощущение, культура).
    Г) Выразите свое мнение (согласие или несогласие) по поводу выражения, используя вводные конструкции (Я не могу согласиться с утверждением, По моему мнению, это утверждение небесспорно, Как мне кажется, эта общеизвестная истина, К сожалению, я думаю).
Как известно о вкусах не спорят. Однако иногда видимо спорить надо.
4. Выполнение упр.
5. Наиболее частотны в заданиях слова:
ОДНАКО
НАКОНЕЦ
ВООБЩЕ
ЗНАЧИТ  
     
 СОБСТВЕННО         Г
ТОЧНЕЕ                    О
СКОРЕЕ                    В
ВЕРНЕЕ                    О   ,
                                    Р
                                    Я
5. «Трудные случаи обособления вводных слов»
Вводное слово отделяется не только запятой, но и тире, если сказуемое в простом предложении выражено существительным в Именительном падеже.
Весна, по мнению Аксакова, - лучшее время года.
Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (определительного, обстоятельственного, уточняющего, поясняющего), то от оборота оно НЕ ОТДЕЛЯЕТСЯ. 
Взгляд музыканта снова потух, и он, ВИДИМО ЗАБЫВ ОБО ВСЕХ, смотрел неизвестно куда. Он увидел своего старого недруга, К СЧАСТЬЮ СИДЕВШЕГО ДОВОЛЬНО ДАЛЕКО ОТ НЕГО.
Раскольников, КАК ВЫЯСНИЛОСЬ СОЗДАВШИЙ теорию за полгода до убийства, в течение месяца вынашивал преступный замысел.
Сундук он обнаружил в соседней комнате, СПАЛЬНЕ КАК ОКАЗАЛОСЬ.
3. Примечание. Союз а от последующего вводного слова не отделяется запятой никогда, другие выделяем.
Уже поздно, И, ПОЖАЛУЙ, нам пора возвратиться.
Он собирался придти к нам, НО, ПРИЗНАТЬСЯ, я не готов к встрече.  
4. Союз а, реже НО, если они составляют одно целое с последующим вводным словом, НЕ ОТДЕЛЯЮТСЯ от последнего запятой.
а значит,
а впрочем,
а следовательно,
но стало быть,
но конечно,

6.Работа по учебнику Выполнение упр . №   Расставить знаки препинания в предложениях.          
Запомните слова, которые никогда не являются вводными словами!
Авось, небось, вдруг, ведь, вот, все-таки, все же, вряд ли, даже, едва (едва ли), единовременно, именно, непременно, исключительно, как бы, как раз, как будто, будто бы, лишь,  причем, почти, приблизительно, положительно, прочно, равно, решительно, словно, только, хотя (хоть), чуть, якобы.
8. Творческое списывание.
В данные предложения ввести вводные слова с различными значениями (по-моему, вероятно, конечно, действительно, без сомнения).
/. Курение разрушает организм человека. 2. Спортсмены нашей школы заняли одно из первых мест в районе. 3: Правильный выбор профессии - важнейший шаг в жизни молодого человека. 4. Человек должен оставить после себя след на земле.

Подведение итогов урока  (Рефлексия).
стих-е  А. Кушнера
 Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь.
И всё ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чём, смущаясь, говорим.
Мне скажут: «К счастью...»
                           И потом
Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова «во-первых», «во-вторых».
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю где была душа.
10. Итог урока. Повторение правил
 
 




15