Конспект урока по химии Значение периодического закона


Учитель химии: Түктібаева А.Қ.
Дата:_______________________
План урока по химии для 10 ___классaТема урока: «Значение периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева»
Цели: дать учащимся представление о законе Д.И.Менделеева и о структуре его периодической системы, выявить значение этого закона для развития химии и понимания научной картины мира в целом. Научить школьников работать с таблицей Д.И.Менделеева.Задачи:
Образовательные: • Сформировать знания о периодическом законе и периодической системе Д.И.Менделеева.• Научить учащихся работать с периодической системой (уметь определять положение элемента в периодической системе, свойства элемента в зависимости от положения его в периодической системе).• Продолжить формирование умений работать с учебником, тетрадью.
Развивающие.• Развивать наблюдательность, память (при изучении физического смысла периодического закона и графического его отображения).• Развивать умение сравнивать (например, сравнение свойств элементов в зависимости от их положения в периодической системе).• Научить учащихся обобщать и делать выводы.
Воспитательные.• Продолжить формирование мировоззрения учащихся на основе представлений о значении закона Д.И.Менделеева.
Методы ведения урока. Словесный (беседа, объяснение, рассказ), наглядный (кодокарты, периодическая система, ребусы).Тип урока. Комбинированный урок.
План урока:
Организационный момент 4 мин
Актуализация знаний и объяснение нового материала 18 мин
Закрепление и подведение итогов урока 19 мин
Информация о домашнем заданий 4 мин
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 4 МИН
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Пишем число и тему урока.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 18 МИН
Учитель. Нам известно, что периодический закон и периодическая система химических элементов были открыты Д.И.Менделеевым. А какие еще ученые внесли свой вклад в классификацию элементов?Ученик. И.Дёберейнер, Дж.Ньюлендс, А.Шанкуртуа, Л.Мейер
Учитель. На какие группы можно разделить все химические элементы?Ученик. На металлы, неметаллы и амфотерные элементы.Учитель. Где расположены металлы и неметаллы в периодической системе? Приведите примеры.Ученик. Слева в периодической системе расположены металлы, а справа – неметаллы (приводятся примеры).Учитель. Какие по свойствам образуются вещества из металлов, неметаллов и амфотерных соединений?К доске выходит ученик с набором магнитных карточек и составляет схему на доске:
K K2O КОН
Аl Аl2О3 Аl(ОН)3
P P2O5 H3PO4
Учитель. Начать изучение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева мне бы хотелось с прочтения стихотворения М.ГлазковаНа прошлом занятии мы с вами говорили о том, что периодичность – это повторяемость через определенный интервал. Почему же свой закон и свою таблицу Менделеев назвал периодической? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проследить, как изменяются свойства элементов в периодической системе.Учащиеся открывают таблицу и работают по ней. Все вместе делают вывод о том, что каждый период периодической системы начинается щелочным металлом и заканчивается инертным газом. На доске и в тетради записывают схему:
щелочные металлы щелочно-земельные металлы галогены инертные газы.
Учитель. Какие естественные семейства выделяются в периодической системе?Ученик. Например, щелочные металлы, щелочно-земельные металлы, галогены, инертные газы.Игра «Третий лишний». Из приведенных в каждой строчке формул указать лишнюю.
LiClNaP S FeСаОСО2Р2О5
SО3 Fе2О3 К2О
Н2SO4 Н3РO4 Са(ОН)2
KOH HNO3 Fe(ОН)3
Учитель. Дайте классификацию описанным ниже элементам.
1) Необычный я металл:Только в воду я попал,Завертелся, закружился,Вспыхнул, грохнул, растворился.(Натрий – щелочной металл)
 
2)Металл в солях – опора многих,А нас без него не носили бы ноги.(Кальций – щелочно- земельный металл.)
3)Ослепительным пламенем ярким,Как звездочка, вспыхнув, горит,Металл тот – и белый, и легкий –В 12-й клетке стоит. (Магний – щелочно- земельный металл.)
 
4)Чисти зубы «Блендамедом»,Чтобы кариес не съел,Я в составе этой пастыМного сделал добрых дел.(Фтор – галоген.) 
5)В конце периода стоит,В нем вода и та горит. (Фтор – галоген.)
 
Учитель. Располагая элементы в порядке возрастания относительной атомной массы, Менделеев наблюдал периодическое изменение их свойств. В 1869 г. он сформулировал закон. Открытие периодического закона – это научный подвиг, который совершил молодой ученый, профессор Петербургского университета.
Физический смысл периодического закона1. В ряду от лития до фтора наблюдается постепенное ослабление металлических и усиление неметаллических свойств.

2. С возрастанием относительной атомной массы от лития до углерода валентность увеличивается от одного до четырех.3. Начиная с натрия, наблюдается повторяемость свойств элементов предыдущего ряда.Учитель. Периодический закон – величайшее достижение химической науки, основа современной химии. Каждый из нас должен знать формулировку этого закона: свойства простых тел, а также формы и свойства простых и сложных соединений элементов находятся в периодической зависимости от относительных атомных масс элементов.Теперь давайте немного отдохнем и послушаем о том, каким же человеком был Д.И.Менделеев, чем он занимался, каких еще достиг в науке успехов. Один из учеников делает доклад на тему «Биография Д.И.Менделеева».Учитель. На основе периодического закона периодической системы Д.И.Менделеев пришел к выводу о существовании новых, не открытых еще в то время элементов; свойства трех из них он подробно описал и дал им условные названия – экабор, экаалюминий и экасилиций.Учитель:Был четвертый ряд нарушен:Элемент не обнаружен –Тот, что в этом месте нужен.Но напрасны беспокойства –Существует где-то он.Я найду сначала свойства,И поможет мне закон!
Учитель:Удельный вес назвал и цвет,Летуч на воздухе иль нет,Как плавится, в чемрастворим...Законом пользуясь своим,Три элемента предсказал,Как будто их в глаза видал…Быть может, разв тысячелетьеСвершить подобное дано.Но мир открытья не заметилИль не поверил – все равно.И кто-то говорил по-свойски:«Забудь об этой ерунде!Как обнаружить можносвойстваВеществ, не найденных нигде».Учитель: Несмотря на то, что Менделееву никто не поверил, ему действительно удалось предсказать существование трех элементов, которые были открыты позднее.В 1875 г. Поль Эмиль Лекок де Буабодран (Франция) открыл галлий, предсказанный Менделеевым (экаалюминий – подобный алюминию).В 1879 г. Ларс Фредерик Нильсон (Швеция) открыл скандий, предсказанный Менделеевым (экабор – подобный бору).В 1886 г. Клеменс Александр Винклер (Германия) открыл германий, предсказанный Менделеевым (экасилиций – подобный кремнию).На основе периодического закона изображена его графическая структура – периодическая система химических элементов (ПСХЭ). В настоящее время известно более 800 вариантов ПСХЭ. Это различные формы передачи периодического закона. Наиболее распространена короткая форма.Каждый элемент, изображенный соответствующим символом, имеет порядковый номер и занимает определенную клетку – это занумерованное место элемента в ПСХЭ., его координаты.Горизонтальный ряд элементов, расположенных по возрастанию порядковых номеров, в котором закономерно изменяются свойства при переходе от металлов к неметаллам, называется периодом.Учитель. Сколько всего периодов в ПСХЭ?Ученик. В ПСХЭ семь периодов, из них 1-й, 2-й, 3-й – малые, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й – большие. Вертикальный ряд, объединяющий элементы с одинаковой валентностью в высших оксидах, называется группой. Всего восемь групп.Учитель. В пределах одной группы не все элементы явно сходны по своим свойствам. Однако, например, натрий и медь находятся в одной группе, но они по-разному взаимодействуют с водой. Поэтому каждая группа делится на две подгруппы – главную и побочную. Главные подгруппы включают в себя элементы малых периодов и сходные с ними по свойствам элементы больших периодов.Где расположены, например, элементы алюминий, медь, сера?Ученик. Алюминий расположен в 3-м периоде, III группе, главной подгруппе; медь расположена в 4-м периоде, I группе, побочной подгруппе; сера расположена в 3-м периоде, VI группе, главной подгруппе.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА 19 МИН
 
Учитель. Вы сегодня очень хорошо работали. Теперь давайте еще раз вспомним все то, о чем мы с вами говорили. А помогут нам в этом тесты.
Тесты
Учащиеся самостоятельно 5–7 мин отвечают на тестовые задания, которые заранее напечатаны и розданы каждому на стол.
1. К щелочным металлам относятся элементы:а) Na; б) Al; в) Ca; г) Li.
2. Натрий хранят под слоем:а) керосина; б) воды; в) песка; г) бензина.
3. Самый активный среди элементов:а) Li; б) Na; в) Сs; г) K.
4. Среда, характерная для раствора NaOH:а) кислая; б) щелочная; в) нейтральная.
5. Установите соответствие:
Щелочной металл Оксид
1) Naа) Li2O
2) Liб) Cs2O
3) Csв) Na2O
  г) Na2O2
  д) СsO2
6. Установите соответствие:
Оксид Гидроксид1) Li2O а) NaOH2) Rb2O б) LiOH3) Na2O в) RbOH4) K2O г) KOH
7. К галогенам относятся:а) Сl; б) Mn; в) Вr; г) Re.
8. Выберите среду, характерную для водного раствора НСl:а) щелочная; б) кислая; в) нейтральная.
9. В основу классификации элементов Д.И.Менделеев положил: а) массу; б) плотность; в) температуру.
10. Допишите предложение:«Д.И.Менделеев расположил элементы в порядке…»
11. В перечне химических элементов Al, P, Na, C, Cu больше:а) металлов; б) неметаллов.
12. Малые периоды – это:а) 1; б) 2; в) 5; г) 7.
13. В главную подгруппу I группы входят:а) Nа; б) Сu; в) K; г) Li.
14. В главной подгруппе с уменьшением порядкового номера металлические свойства:а) усиливаются; б) ослабевают; в) не меняются.
Учитель. Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Вы сегодня на уроке очень хорошо поработали. (Выставляются оценки.) Молодцы!

4. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИЙ 4 МИН
§ 1.7 стр.29 Рабочая тетрадь №