Позновательно творческий проект творим, выдумываем, пробуем


Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Белоярский детский сад «Теремок»
Познавательно-творческий проект "Творим, выдумываем, пробуем!"
3942715193040
794385121285
Автор проекта:
воспитатель Новичихина Галина Георгиевна.

Белый Яр 2016 -2017год

Краткая аннотация проекта
Всем нам хорошо известно, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка, в нем раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Важная составляющая деятельности по проекту – это взаимодействие с родителями. Реализация проекта позволит моим ребятам проявлять большую самостоятельность, инициативу, фантазию; повысить уровень эмоционального благополучия
Актуальность проекта В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, т.к. они определяют прогресс человечества. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней. Развитие способностей и творчества является специфичной особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её. Одним из способов развития творчества детей является использование нетрадиционных техник рисования. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Дети узнают для себя что-то новое и неповторимое, создается то, чего раньше не существовало. Дети раскрывают для себя возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью. Внедрение нетрадиционных техник развивает творчество детей, прививает любовь к изобразительному искусству.. Цель:создание условий для развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи проекта:
Формировать у детей интерес к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования;
Научить детей соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа;
Развить в детях чувство красоты, чувство ритма, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии, помочь реализовать себя;
Приобщать родителей к проведению совместной художественной деятельности с ребенком дома; воспитывать желание проявлять инициативу, творчество в вопросах сотрудничества с детским садом.
Участники проекта: воспитатели группы, дети подготовительной группы, родители.
Ресурсное обеспечение проекта:
уголок изобразительной деятельности в группе;
репродукции картин, открытки, фотоальбомы, эскизы и образцы работ;
краски разнообразных составов (акварельные, гуашевые, акриловые), кисти и другие изобразительные инструменты (карандаши простые и цветные, печати и штампы, трафареты, мелки восковые, свечки, поролон, заостренные палочки, ватные палочки, трубочки для коктейля, и др.);бросовый материал (шерстяные нитки; карандашная стружка, кусочки ткани, пенопласта, открытки, бусины, фольга, ленты, тесьма); пластилин;подборка художественной литературы “Сказки про краски” и оформление библиотечки юного художника.
Ожидаемые результаты:
для детей
будут проявлять большую самостоятельность, инициативу, фантазию;
смогут выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
научатся сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа;
смогут давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
проявят желание участвовать в выставках внутри ДОУ, в конкурсах на разных уровнях.
для педагогов
расширится педагогическое сотрудничество в вопросах художественно-эстетического воспитания детей;
повысится уровень профессионального мастерства педагогов.
для родителей
приобретут знания для развития детского творчества;
научатся организовать художественную деятельность в семейном кругу;
Этапы реализации проекта: Срок реализации: с октября 2016 года по май 2017 года.
Методы и приемы работы по развитию художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Эффективность развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования во многом зависит от правильного подбора методов и приемов работы. Различают три группы методов:
Наглядные – к ним относят показ, использование наглядных пособий.
Словесные. К данной группе методов относятся описание, объяснения, вопросы, рассказ, беседа и др.
Практические – к ним относят практические задания, тренинги, решение ситуаций, задач и т.п.
Реализация проекта предусматривает несколько этапов:
Подготовительный:
Диагностика потребности родителей в данной работе;
Основной:
Педагогическое просвещение родителей по вопросам развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования (Консультация, папка-передвижка);
Создание предметно-развивающей среды в группе для развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования;
Внедрение перспективного планирования по развитию художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Заключительный:
Выставка детских работ.
В соответствии с содержанием проекта мною разрабатывался план действий на определенный период – перспективное планирование на период действия проекта, в которой отражается формы работы по развитию художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Итоги проекта:
Работа в нетрадиционных изобразительных техниках способствует снятию напряжения, улучшению эмоционального состояния детей за счет сохранения устойчивого интереса к разнообразным видам деятельности, развивая при этом творческие способности, способствуя повышению самооценки, активизируя познавательную активность воспитанников. Данный проект дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым. В результате участия детей и родителей в семейных творческих конкурсах, семья сплачивается, а ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам. Получая, таким образом, мощный толчок развития.
Список литературы:
1. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
2. Г.П.Евстафьева «Учимся рисовать», Ярославль, Академия развития, 2005г.
3. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
4. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста», М, Сфера, 2007 г.
5. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М., 1982 г.
6. Комарова Т.С. Филипс О.Ю. «Эстетическая развивающая среда в ДОУ», Педагогическое общество России, М., 2005 г.

7. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб .: КАРО, 2007г.
Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд. Академия развития, 2004 г.
Приложение к проекту:
Перспективное планирование.
Нетрадиционные методы рисования в подготовительной группе.  
Месяц Тема Цель
Октябрь «Ветка рябины»
Рисование пальчиками Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности.
Закрепить умение рисовать пальчиками,
прием примакивания(для листьев).
Развивать чувство композиции.
«Осенний пейзаж»
ТычкованиеУчить использовать в рисовании
жесткие кисти для изображения крон деревьев, разных животных. Развивать чувство композиции
Ноябрь «Я шагаю по ковру из осенних листьев»
Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету Познакомить с техникой печатания листьями.
Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати
«Я люблю пушистое,
я люблю колючее»
Тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном Упражнять в умении детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных
наиболее выразительно. Развивать чувство композиции
Декабрь Первый сне Монотипия. Рисование пальчиками Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения листьями
Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками.
Дед Мороз
Рисование солью Упражнять в умении пользоваться техникой рисования солью, украшать силуэт Деда Мороза, используя соль.
Январь «Салют» (рисование кистью на мокром листе) Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания, задуманного образа.
«Я в волшебно еловом лесу»
печать поролоном по трафарету Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.
Февраль «Я в подводном мире» Тычкование,
ладошка,
пальчики. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.
«Зимние напевы»

набрызгиВызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы
Март «Ваза с цветами» (ладошка) Продолжать учить детей рисовать руками, прикладывая их к листу бумаги, учить закрашивать предмет (вазу) не заходя за контур.
«Подснежники
для моей мамы»
Акварель + восковой мелок Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятиеАпрель «Звездное небо»
Набрызг, печать поролоном по трафарету Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
« Берёзовая роща»
Рисование свечой Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ березовой рощи.
Развивать чувство композиции
Май «Бабочка»
(ватная палочка) Учить украшать предмет яркими цветами и узорами. Развивать творчество, воображение.
«Путешествие в сказку» Создать положительный эмоциональный настрой в группе, закрепить навыки рисования нетрадиционной техникой (пальцем или ватной палочкой) развивать мелкую моторику рук.


Консультация для родителей
«Развивайте творчество детей»
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
leftbottom Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность». Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами, мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д.
Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой? Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект –Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!».
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения. Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении. Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания. А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями. Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.
Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка