Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса Думаем, пробуем, решаем

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фатежская средняя общеобразовательная школа № 2»
Фатежского района Курской области




Утверждено.

Приказ № 235
от 30.08.2013

Директор
МБОУ «ФСОШ № 2»

_______/ Е.И. Дмитрова/

Принято
на заседании МС школы.

Протокол № 1
от 29.08.2013

Председатель МС
_____/ О.А. Юркина /

Согласовано
на заседании МО учителей математики, физики, информатики.

Протокол № 8
от 31.05.2013

Председатель МО
____ / Н.С. Провоторова/






РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
внеурочная деятельность (познавательная деятельность)
ДЛЯ 5В КЛАССА
клуб любителей математики «Думаем, пробуем, решаем»
НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составлена на основе примерной учебной программы по математике и учебно-методического пособия по математике «Нестандартные занятия по развитию логического и комбинаторного мышления» для обучающихся 5-6 классов (автор-составитель Н.А. Козловская), М: Издательство ЭНАС, 2007 г.


Программу составила
Федив Юлия Ивановна
ФИО



г. Фатеж
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека. Известно, что человеку в его практической деятельности приходится решать не только неоднократно повторяющиеся задачи, но и новые в нестандартных условиях. Необходимо учиться находить пути к решению проблем. Развитию творческого мышления учащихся, делать «крупицы открытий» позволяет внеурочная деятельность «Думаем, пробуем, решаем». Они создают условия для развития интеллекта и креативности каждого ученика. Чтобы выполнить задания, ученик должен не только и не столько знать программный материал, сколько уметь делать выводы на основе сравнений, выявлять закономерности, уметь воображать, фантазировать.
Рабочая программа составлена в соответствии с: федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 3 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года № 74; с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года № 69 (для 3-11 классов); примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011. 454 с. (Стандарты второго поколения). ISBN 978-5-09-019043-5. на основе учебно-методического пособия по математике «Нестандартные занятия по развитию логического и комбинаторного мышления» для обучающихся 5-6 классов / [автор-составитель Н.А. Козловская], М: Издательство ЭНАС, 2007 год –176 с.
Программа рассчитана на 35 часов по1 часу в неделю в 5 классе.
Настоящая программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности.
Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.
Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условии для приобретения первоначального опыта математическою моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Существует довольно обширная и разработанная область математики, которой практически не касается школьный курс математики. Это всевозможные задачи, особенностью которых является то, что фабула часто может быть выражена в форме головоломки, фокуса, игры, парадокса и т.п. Однако, содержащиеся в них идеи весьма серьезны. Известны занимательные задачи, явившиеся отправной точкой для зарождения новых математических теорий. Использование таких задач в практике обучения служит развитию интереса к математике у обучающихся. Обучающиеся с такой математикой слабо знакомы, к встрече с подобными задачами не готовы психологически, поэтому их решение вызывает часто значительные затруднения. Ликвидировать указанный пробел позволит данный курс.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. С помощью объектов математических умозаключений и правил их конструирования вскрывается механизм логических построений, вырабатываются умения и навыки формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивается логическое мышление.
В учении, в игре, во всякой творческой деятельности нужны человеку сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать. Уроки творческого анализа способствуют эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Развивают воображение, пространственные представления. Развитие математического знания дает возможность сформировать у обучающихся представление о математике, как части общечеловеческой культуры, пополнить интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Комплексное развитие памяти, внимания, речи, нетрадиционного мышления, смекалки, наблюдательности и других способностей личности создает базу для формирования прочных знаний и умений, повышает интерес к процессу познания, подготавливает учащихся к профильному изучению математики.
Целями изучения курса внеурочной деятельности является:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления;
- формирование представлений о математических идеях и методах;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, групповая, работа в парах с последующим коллективным обсуждением результатов.
Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления
·.
Технологии используемые во внеурочной деятельности: совместной деятельности; здоровьесберегающие; дифференцированные (разноуровневые); игровые; обучение в сотрудничестве; информационные; проблемного обучения, системно-деятельностный подход.
Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Методы и приемы обучения:
укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с последующим коллективным обсуждением
решение классических и нетрадиционных задач
дидактические игры.
Реализуется безоценочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий; познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно (словесная оценка); умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства; способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме; оригинальность ответа. Например, можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников. “Проявил творческую самостоятельность на занятиях курса”, “Успешно освоил курс”, “Прослушал курс”, “Посещал занятия курса”. Косвенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике.
Домашние задания выполняются по желанию обучающихся.
Ожидаемые результаты
Обучающийся получит возможность научиться:
 овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
использовать догадку, озарение, интуицию;
 использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов
 целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства
Ученик получит возможность для формирования следующих УУД:
Личностные – формирование познавательных интересов, повышение мотивации, профессиональное, жизненное самоопределение.
Регулятивные – целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма: преодоление импульсивности, непроизвольности; волевая саморегуляция.
Познавательные - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные – распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы; обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы; взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности; коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания; планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы); рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.



































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п
Наименование темы
Кол-во
часов
Дата




По плану
Факт

1.
Логическая мозаика.
1
02.09.


2.
Поиск закономерностей: числовые выражения, фигуры, слова и словосочетания.
1
09.09.


3.
Задачи на маневрирование.
1
16.09.


4-5.
Решение логических задач с помощью цепочки правильно построенных суждений.
2
23.09.
30.09.


6-7.
Задачи на переливание.
2
07.10.
14.10.


8.
Задачи на взвешивание.
1
21.10.


9.
Решение логических задач с помощью таблиц.
1
28.10.


10.
Диаграммы.
1
11.11.


11-12.
Метод построения дерева решения комбинаторных задач.
2
18.11.
25.11.


13-14.
Способ умножения для комбинаторных задач.
2
02.12.
09.12.


15-17.
Случайные события.
3
16.12.
23.12.
13.01


18-20.
Частота и вероятность случайных событий.
3
20.01.
27.01.
03.02


21-22.
Вероятность равновозможных событий.
2
10.02.
17.02.


23.
Шкала вероятности.
1
24.02.


24.
Вероятность вокруг нас.
1
03.03.


25.
Логика перебора.
1
10.03.


26-27.
Кодирование.
2
17.03.
31.03.


28-30.
Перестановки.
3
07.04.
14.04.
21.04.


31.
Геометрия в пространстве.
1
28.04.


32.
Конструкции из кубиков.
1
05.05.


33
Прогулки по лабиринтам.
1
12.05.


34-35.
Резерв.
2
19.05.
26.05.













































СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Задачи на логическое мышление (10 часов).
Логическая мозаика. Поиск закономерностей: числовые выражения, фигуры, слова и словосочетания. Задачи на маневрирование. Решение логических задач с помощью цепочки правильно построенных суждений. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Решение логических задач с помощью таблиц. Диаграммы.
2. Задачи на комбинаторику (20 часов).
Метод перебора, метод построения дерева решения комбинаторных задач. Способ умножения для комбинаторных задач. Случайные события. Частота и вероятность случайных событий. Вероятность равновозможных событий. Шкала вероятности. Вероятность вокруг нас. Логика перебора. Кодирование. Перестановки.
3. Задачи, требующие нетрадиционного мышления (3 часа).
Геометрия в пространстве. Конструкции из кубиков. Прогулки по лабиринтам.
4. Резерв (2 часа).





















МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы имеются мультимедийное оборудование (мобильный компьютерный класс, проектор, компьютер), видеоматериалы, компьютерные программы. Занятия проводятся в кабинете математики.
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
1С: Репетитор. Математика (КиМ) (CD).
АЛГЕБРА не для отличников (НИИ экономики авиационной промышленности) (CD).
1С: Математика. 5–11 классы. Практикум (2 CD).
Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»: http://mat.1september.ru.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа : http://www.mon.gov.ru/
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». – Режим доступа : http://www.informika.ru/
Тестирование on-line: 5–11 классы. – Режим доступа : http://www.kokch.kts.ru/cdo/
Путеводитель «В мире науки» для школьников. – Режим доступа : http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. – Режим доступа : http://mega.km.ru/
Сайт энциклопедий. – Режим доступа : http://www.encyclopedia.ru/




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломки. [Текст] / М.А.Гершензон - М.: Детская литература, 2009.
Калугин, М.А. После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки. [Текст] / М.А.Калугин – Ярославль: Академия развития, 2011.
Нестеренко, Ю.В. Лучшие задачи на смекалку. [Текст] / Ю.В.Нестеренко – М.: АСТ – ПРЕСС, 2009.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку, 5-6 классы. [Текст] / И. Ф. Шарыгин – М.: Просвещение, 2009.
Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей [Текст] /.- М.: АСТ – ПРЕСС, 2009.
500 задач на сообразительность: книга для детей, учителей и родителей. [Текст] / - М.: АСТ-ПРЕСС, 2009.








13PAGE 15


13PAGE 141215




15