Рабочая программа по химии 11 класс (Габриелян О.С., 68 часов)



II. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Программы «Курс химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» (авт.О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2005), соответствующей требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования.Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.
Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
Закон об образовании Курской области.
Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. А. Невского» Курского района Курской области.
Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. А. Невского» Курского района Курской области.
Согласно действующему Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ, рабочая программа для 11 класса рассчитана на изучение химии в объеме 2 часов в неделю (68 часов в год). Из них:
контрольные работы - 4 часа;
практические работы - 4 часа.
Школьный курс химии включает объем химических знаний, необходимый для формирования в сознании школьников химической картины мира. Эти знания наряду с физическими находятся в центре естествознания и наполняют конкретным содержанием многие фундаментальные представления о мире. Кроме того, определенный объем химических знаний необходим как для повседневной жизни, так и для деятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в том числе не связанных с химией непосредственно. Химическое образование необходимо также для создания у школьников отчетливых представлений о роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.
Изучение химии на ступени полного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССА ШКОЛЫ
В результате изучения химии обучающийся должен
знать/понимать:
важнейшие химические понятия: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций, тепловой эффект химической реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянстве состава,
основные теории химии: теория строения органических соединений, химической связи;
важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, уксусная кислота, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные синтетические волокна, пластмассы, неорганические соединенияуметь:
называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность, степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, окислитель, восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических и неорганических соединений;
характеризовать: общие химические свойства основных классов органических соединений и неорганических соединений основных классов;
объяснять:
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических ре акций, валентность и степень окисления элемента в соединения тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.

III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Тема Количество часов Контрольные работы Практические работы
1 Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева 6 №1 -
2 Тема 2. Строение вещества 25 №2, №3 №1
3 Teмa3. Химические реакции 18 №4 №2
4 Тема 4. Вещества и их свойства 14 №5 №3, №4
5 Тема5.Химия и жизнь 2 - -
6 Резервное время 3 - -

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева (6 часов)
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д.И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об s-орбиталях и р-орбиталях. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона.
Периодическая система химических элементов – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе.
Значение периодического закона и периодической система химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Тема 2. Строение вещества (25 часов).
Ионная химическая связь. катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект)и борьба с ним.
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание, распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Жидкие кристаллы и их применение.
Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах, Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси – доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Тема 3. Химические реакции (18 часов)
Реакции, идущие без изменения состава вещества. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода, и фосфора. Озон, его биологическая роль.
Изомеры и изомеризация.
Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способысмещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль вода в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения электролитической диссоциации.
Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз неорганических и органических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно–восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об Окислительно–восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как Окислительно–восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Тема 4. Вещества и их свойства. (14 часов)
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с белее электроотрицательными неметаллами и сложными веществами – окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли), гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли), гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль).
Качественные реакции хлорид- , сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II), (III)/
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах.
Теме 5. Химия и жизнь (2 часа).
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики
Химия и охрана окружающей среды. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы, атмосферы и почвы от химического загрязнения.

V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Дата Тема урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяЭксперимент
Демонстрации. Элементы дополнительногосодержания Домашнее задание
план. факт. 1 2 3 4 5 6 8 9 10
Тема. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева (6 часов)
1/1 Основные сведения о строении атома
Строение атома. Ядро. Протоны, нейтроны, изотопы. Электронная оболочка. Электронная формула элемента. Знать основные химические понятия: вещество, химический элемент, атом, изотопы. Табл Схема строения атома Модели строения атома §1, стр. 3-7
2/2 Особенности электронного строения атомов малых и больших периодов.
Электронная оболочка. Завершенный и незавершенный наружный уровень. Заполнение энергетических уровней атомов элементов малых и больших периодов Знатьпонятии энергетический уровень, Завершенный и незавершенный наружный уровень. Заполнение энергетических уровней атомов элементов малых и больших периодов
Уметь составлять схемы строенияатома и электронные формулы (элементы №1-20) Табл. Строение электронных оболочек атом. §1, стр. 7 - 12
3/3 Периодический закон и строение атома
Периодический закон и ПСХЭМ. Связь периодического закона со строением атома.
Закономерности изменения свойств элементов в периодах, группах
Знать формулировку периодического закона в свете строения атома Уметь объяснять изменения свойств элементов в периоде и группе в связи со строением атома ПСХЭМ История открытия периодического закона §2, стр. 13 - 19
4/4 Положение водорода в ПСХЭМ
Значение периодического закона
Положение водорода в ПСХЭМ. Сходство водорода со щелочными металлами и галогенами. Значение периодического закона
Уметь объяснять особое положение водорода в ПСХЭМ, оценивать значение периодического закона §2, стр. 19 - 23
5/5 Повторение и обобщение материала по теме Основные понятия, законы темы Повт. §§1 -2
6/6 Контрольная работа №1 по теме «Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева» Тема. Строение вещества (25 часов)
1/7 Ионная химическая связь
Ионы их классификация Механизм образования ионов. Образование ионной связи Знать понятие ионы, катионы, анионы, образование ионной связи.
Уметь объяснять образование ионов и ионной связи Табл. Химическая связь §3, стр24 -26, 27 - 28
2/8 Ионные кристаллические решетки Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионной связью Знатьосновные свойства веществ с ионной связью Демонстрация кристаллической решетки поваренной соли §3, стр26 - 27
3/9 Ковалентная химическая связь. Ковалентная неполярная связь.
Ковалентная связь. Механизм образования ковалентной неполярной связи Знать понятие ковалентная связь.
Уметь объяснять образование завершенного наружного слоя путем обобществления неспаренных электронов и ковалентной связи Табл. Химическая связь §4, стр29 -30
4/10 Ковалентная полярная связь
Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Знать понятие ковалентная связь, ковалентная полярная связь
Уметьобъяснять образование данной связи на примере НС1Табл. Химическая связь §4, стр31 -32
5/11 Донорно-акцепторная ковалентная связь
Донор электронной пары. Акцептор. Донорно-акцепторная ковалентная связь
Знать понятие донорно-акцепторная связь, механизм ее образования
Уметь объяснять образование данной связи на примере NH4Cl§4, стр32 -33
6/12 Атомные и молекулярные кристаллические решетки
Кристаллические решетки. Атомные и молекулярные кристаллические решетки. Строение и свойства веществ. Знать понятие кристаллические решетки, молекулярные и атомные кристаллические решетки
Уметь объяснять связь свойств веществ и вида кристаллической решетки
§4, стр32 -33
7/13 Металлическая связь
Металлическая связь. Единая природа химических связей. Знать понятие «химческаясвявзь», теорию химической связи.
Уметь определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи
§5, стр. 38 - 43
8/14 Сплавы
Сплавы. Сплавы черных и цветных металлов. Вид химической связи в сплавах. Применение сплавов. Знать понятие сплавы
Уметь объяснять причину широкого применения сплавов, а не чистых металлов
§5, стр. 43 – 46
9/15 Водородная химическая связь
Водородная химическая связь. Условия образования водородной химической связи. Роль водородной связи в образовании молекул ДНК, белков, объяснении свойств воды.
Знать понятие водородная химическая связь.
Уметь объяснять механизм и условия образования водородной связи §6
10/16 Полимеры. Основные понятия химии ВМС Общие понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, реакции, лежащие в основе получения полимеров. Знать понятия мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, реакции, лежащие в основе получения полимеров.
Уметь записывать уравнения реакции полимеризации на примере полимеризации полиэтилена, поликонденсации на примере капрона. §7, стр. 54
11/17 Полимеры – термопластичные и термореактивные Термопластичные пластмассы. Термореактивные пластмассы.
Полиэтилен, полипропилен, капрон, фенолформальдегидные пластмассы. Знать понятия термопластичные пластмассы, термореактивные пластмассы,
полиэтилен, полипропилен, капрон, фенолформальдегидные пластмассы.
Уметь записывать уравнения реакций получения термопластичных и термореактивных пластмасс, объяснять применение пластмасс. Коллекция «Пластмассы» §7, стр. 55 - 59
12/18 Волокна
Волокна. Классификация волокон по происхождению, Примеры волокон. Знать понятия волокна, классификация волокон
Уметь объяснять значение волокон, применение волокон Коллекция «Волокна» §7, стр. 60 – 63
13/19 Неорганические полимеры
Неорганические полимеры. Неорганические полимеры в природе. Знать понятия неорганические полимеры
Уметь объяснять роль неорганических полимеров в природе. §7, стр. 63 - 66
14/20 Повторение и обобщение материала по теме«Строение вещества»
Основные понятия темы Знать понятия темы.
Уметь объяснять образование видов химической связи, определять вид химической связи в веществе по формулам §§3 -7 (повторить)
15/21 Контрольная работа №2 по теме «Строение вещества» Основные понятия темы §§3 -7 (повторить)
16/22 Газообразное состояние вещества. Закон Авогадро. Молярный объем газов Газообразное состояние вещества. Закон Авогадро, молярный объем газов. Уравнения для расчета объема и количества газообразного вещества Знать закон Авогадро, молярный объем, зависимость между объемом, количеством вещества и молярным объемом.
Уметь производить расчеты с применением понятий объем, количество вещества и молярный объемом, объяснять свойства газообразных веществ особенностями их строения. §8, стр.67 - 68
17/23 Воздух, природный газ и другие газообразные вещества Воздух, природный газ и другие газообразные вещества их применение. Уметь объяснять применение воздуха, природного газа и некоторых другие газообразные вещества §8.стр. 68 - 78
18/24 Практическая работа №1 Получение, собирание и распознавание газов Получение, собирание и определение кислорода, водорода, этилена Уметь объяснять получение, собирание и обнаружение газообразных веществ. Оборудование и реактивы согласно вариантов работ Отчет о работе
19/25 Жидкое состояние. Вода. Жесткость воды. Понятие о жидких кристаллах Жидкое состояние. Вода.
Жесткость воды. Способы устранения жесткости воды Знать понятия жидкое состояние, вода, жесткость воды.
Уметьзаписывать уравнения реакций по устранению жесткости воды. 20/26 Твердое состояние вещества
Твердое состояние. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Знать понятия твердое состояние, кристаллические и аморфные вещества
Уметьобъяснять свойства веществ особенностями их строения, определять типы химических связей в твердых веществах по формулам. §10
21/27 Дисперсные системы
Дисперсные системы. Дисперсная среда, дисперсная фаза. Виды дисперсных систем. Уметьиспользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения возможностей протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий. §11
22/28 Состав вещества, смеси
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химическая формула, формульная единица. Информация, которую дает химическая формула.
Смеси. Массовая (объемная) доля. Знать закон постоянства состава веществ, информацию, которую можно получить по химической формуле. §12
23/29 Решение расчетных задач на применение понятия «доля» Смеси. Массовая доля вещества в смеси, доля выходя продукта от теоретически возможного. Уметь проводить расчеты с применением понятия массовая доля вещества в смеси, доля выхода продукта от теоретически возможного Задание в тетради
24/30 Решение расчетных задач на применение понятия «доля»
Доля вещества в растворе Уметь проводить расчеты с применением понятия массовая доля вещества в растворе Задание в тетради
25/31 Контрольная работа №3 по теме «Строение и состояние вещества» §§8 – 12 (повторить)
1/32 Классификации химических реакций Принципы классификаций химических реакций
1) по составу исходных веществ и продуктов реакции
2) по выделению или поглощению теплоты,
3) по направлению течения реакции
4) по участию катализатора
5) участию в реакциях ионов
6) изменению степеней окисления элементов
7) по агрегатному состоянию исходных веществ Знать названия типов реакций по основным принципам классификаций
Уметьзаписывать примеры реакций по основным типам реакций; давать характеристику химической реакции по основным признакам
§14
2/33 Классификации химических реакций Реакции аллотропизации и изомеризации – реакции, идущие без изменения элементарного состава Знать понятия аллотропизации и изомеризации;
Уметьхарактеризовать реакции аллотропизации и изомеризации, составлять формулы изомеров органических соединений и находить их среди предложенных формул §13
3/34 Скорость химической реакции Химическая кинетика. Скорость химической реакции. Формулы расчета скорости гомогенной химической реакции. Условия, влияющие на скорость химической реакции Знать понятия скорость химической реакции, уравнение для расчета скорости хим. реакции
Уметьрассчитывать скорость химической реакции, объяснять влияние условий, изменяющих скорость химических реакций §15
4/35 Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Условия смещения равновесия
Обратимые химические реакции. Химическое равновесие. Условия смещения равновесия. Принцип ЛеШателье – Брауна. Знать понятия – обратимые химические реакции, химическое равновесие, условия смещения равновесия.
Уметьопределять условия смещения химического равновесия –изменение давления, температуры, концентрации веществ. §16
5/36 Основные научные принципы производства на примере производства серной кислоты. Научные принципы организации химического производства. Применение принципов при производстве серной кислоты Уметьхарактеризовать стадии производства серной кислоты с позиций применения научных принципов организации производства. Опыты, демонстрирующие зависимость скорости реакции от условий. Записи в тетради
6/37 Основные научные принципы производства на примере производства аммиака. Научные принципы организации химического производства. Применение принципов при производстве аммиака. Уметьхарактеризовать стадии производства аммиака с позиций применения научных принципов организации производства. Модель установки для производства аммиака Записи в тетради
7/38 Роль воды в химических реакциях
Растворы. Растворимость. Вода. Строение воды. Водородные связи в воде. Вода как растворитель. Кристаллогидраты. Растворы. Физико-химическая теория растворения Знатьстроение молекул воды, образование водородных связей между молекулами воды и растворенными веществами. Растворимость веществ. Уметьпользоваться таблицей растворимости, объяснять процесс растворения веществ.
Табл. Производство серной кислоты §17, стр 143 - 145
8/39 Растворы электролитов. Электролитическая диссоциация Растворы электролитов. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, оснований, солей. Знать понятия – электролиты, неэлектролиты, процесс электролитической диссоциации
Уметь составлять уравнения диссоциации кислот, оснований , солей на ионы, уравнения ионных реакций.
§17, стр 145 - 147
9/40 Химические свойства воды. Водородный показатель.рН растворов. Химические свойства воды, реакции с участие воды – реакции гидратации органических веществ - ацетилена Знатьосновные химические свойства воды, реакции гидратации ацетилена (реакция Кучерова).
Уметьсоставлять уравнения реакций с участием молекул воды §17, стр 147 - 149
10/41 Гидролиз неорганических соединений.
Гидролиз как реакция взаимодействия ионов с молекулами воды. Случаи гидролиза. Зависимость протекания гидролиза от состава солей. Знать понятие гидролиза.
Уметьделать анализ состава соли и предсказывать результаты протекания реакций гидролиза, предсказывать реакцию среды, тип гидролиза. §18, стр 150 - 152
11/42 Гидролиз в органической химии Реакции с участием воды и органических соединений Знать понятие гидролиза.
Уметь составлять уравнения реакций гидролиза сложных эфиров, углеводов, галогенпроизводных, белков. §18, стр 153 - 154
12/43 Практическая работа №2 Гидролиз в неорганической и органической химии. Определение среды растворов веществ, проведение реакций между некоторыми неорганическими веществами с участием воды, гидролиз жиров. Оборудование согласно инструкции к работе Отчет о работе
13/44 Окислительно-восстановительные реакции. (ОВР) Окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления, электронный баланс. Знать понятия окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления.
Уметьсоставлять уравнения ОВР, электронный баланс к этим уравнениям §19, стр 155 - 158
14/45 Урок-упражнение в составлении уравнений ОВР Окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления, электронный баланс. Знать понятия окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления.
Уметьсоставлятьуравнения ОВР, электронный баланс к этим уравнениям Задания в тетради
15/46 Электролиз
Электролиз. Электрический ток как восстановитель.
Электролиз растворов и расплавов солей, кислот, оснований. Знатьпонятие электролиза, роль электрического тока как восстановителя.
Уметь составлять уравнения реакций электролиза расплавов и растворов солей, катодные и анодные процессы при электролизе. Опыты по электролизу солей меди и щелочных металлов §19, стр 158 - 163
16/47 Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия Применение электролиза для покрытия металлов другими металлами, получение алюминия и других необходимых человеку веществ. Знатьпонятие электролиза, роль электрического тока как восстановителя.
Уметь составлять уравнения реакций электролиза расплавов и растворов солей, катодные и анодные процессы при электролизе. Табл. Применение электролиза Записи в тетради
17/48 Повторение и обобщение материала по теме «Химические реакции» Основные понятия темы §§13 – 19 (повторить)
18/49 Контрольная работа №4 по теме «Химические реакции» Основные понятия темы §§13 – 19 (повторить)
Тема: Вещества и их свойства ( 14 часов)
1/50 Металлы
Металлы. Физические и химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов Знать понятие металлы; основные физические и химические свойства металлов, Электрохимический ряд напряжений металлов.
Уметь характеризовать физические свойства металлов, строение атомов металлов, записывать уравнения химических реакций, характерных для металлов §20, стр. 164 – 169
2/51 Коррозия металлов и способы защиты металлов от коррозии. Коррозия металлов, виды коррозии металлов. Защита металлов от коррозии. Знать понятие коррозия металлов, химическая и электрохимическая коррозия, способы защиты от коррозии
Уметь приводить примеры химической и электрохимической коррозии металлов с записью соответствующих уравнений реакций Опыты по коррозии металлов §20, стр. 170 - 173
3/52 Неметаллы Сравнительная характеристика галогенов. Неметаллы, общая характеристика неметаллов на примере галогенов. Окислительные и восстановительные свойства металлов Знать понятие неметаллы, окислительные и восстановительные свойства металлов.
Уметь записывать уравнения химических реакций , характеризующие химические свойства металлов §21
4/53 Кислоты. Классификация кислот. Общие химические свойства кислот Кислоты. Классификация кислот. Общие химические свойства кислот как электролитов. Знать определение кислот, их классификацию, общие химические свойства кислот – взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов, солями.
Уметь приводить примеры кислот, записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства кислот. Растворы соляной, серной кислот, магний, оксид магния, гидроксид натрия, карбонат натрия, штатив с пробирками §22, стр. 180 – 182, 184 - 187
5/54 Свойства концентрированной азотной и сорной кислот. Особые свойства концентрированной серной и азотной кислот Знать об окислительных свойствах концентрированной серной и азотной кислот
Уметьзаписывать уравнения реакций взаимодействия кислот с металлами, расставит коэффициенты, используя метод электронного баланса §22, стр. 183
6/55 Основания неорганические и органические. Классификация и свойства оснований Основания. Неорганические основания – растворимые (щелочи), нерастворимые основания. Органические основания. Химические свойства оснований. Знать класс веществ – основания, их классификацию, неорганические и органические основания, химические свойства оснований.
Уметь различать формулы оснований, характеризовать химические свойства оснований с записью соответствующих уравнений реакций. Раствор щелочи, CuSO4, HCl, спиртовка, §23
7/56 Амфотерные оксиды и гидроксиды. Амфотерные органические соединения.
Амфотерность. Амфотерные оксида и гидроксиды металлов, амфотерные органические соединения. Химические свойства амфотерных соединений. Знать понятие амфотерность, амфотерные неорганические и органические соединения
Уметь записывать уравнения реакций с участием амфотерных соединений. Al(OH)3, HCl, NaOHАминоуксусная кислота Записи в тетради
8/57 Соли
Соли. Состав солей, классификация – соли средние, кислые, основные.
Свойства солей. Знать состав и классификацию солей, химические свойства
Уметь называть соли по кислотному остатку, записывать уравнения реакций с участием солей Комплексные соли §24
9/58 Генетическая связь между классами неорганических соединений Генетическая связь. Генетический ряд металлов и неметаллов Знать понятия генетическая связь и генетический ряд
Уметь записывать уравнения реакций для предложенных генетических рядов §25, стр. 200 - 202
10/59 Генетическая связь между классами органических соединений Генетическая связь. Генетические ряды органических соединений Знать понятия генетическая связь и генетический ряд
Уметь записывать уравнения реакций для предложенных генетических рядов 11/60 Практическая работа №3 Идентификация неорганических соединений Оборудование согласно вариантов работ Отчет о работе
12/61 Практическая работа №4 Идентификация органических соединений Оборудование согласно вариантов работ Отчет о работе
13/62 Повторение и обобщение материала по теме Основные понятия темы §§20 – 25 (повторить)
14/63 Контрольная работа №5 по теме Основные понятия темы §§20 – 25 (повторить)
Тема. Химия и жизнь (2часа)
1/64 Химия в повседневной жизни 2/65 Химия и охрана окружающей среды. Резервное время
1/66 Резервное время 2/67 Резервное время 3/68 Резервное время
VI. Критерии оценивания достижений обучающихся
ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
Оценка ставится на основании наблюдения за обучающимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
ОЦЕНКА УМЕНИЙ РЕШАТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Отметка «5»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
ОЦЕНКА УМЕНИЯ РЕШАТЬ РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и в решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допускается существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

VII. Информационно – методическое обеспечение программы
Учебно - методический комплект
Габриелян О.С. Химия 11 класс. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2009. – 267 с;
2) Габриелян О.С., Химия. Настольная книга учителя. 11 класс.- М.: Дрофа, 2007 г.- 351 с;
3) Габриелян О.С. и др. Контрольные и проверочные работы. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 11 класс»- М.: Дрофа, 2007 г.-169 с.
Дополнительная литература:
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 11класс. - М.: Дрофа, 2005.- 350 с;
Электронные учебные издания:
Подготовка к ЕГЭ по химии. Электронное учебное издание. Дрофа, Физикон, 2006
Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.