Рабочая программа по химии 8 класс (Габриелян О.С., 70 часов)


I. II. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Программы «Курс химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» (авт.О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2005), соответствующей требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования.Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. № 253.
Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
Закон об образовании Курской области.
Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. А. Невского» Курского района Курской области.
Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. А. Невского» Курского района Курской области.
Согласно действующему Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ, рабочая программа для 10 класса рассчитана на изучение химии в объеме 2 часов в неделю (70 часов в год). Из них:
контрольные работы -4 часа;
практические работы - 4 часа.
Школьный курс химии включает объем химических знаний, необходимый для формирования в сознании школьников химической картины мира. Эти знания наряду с физическими находятся в центре естествознания и наполняют конкретным содержанием многие фундаментальные представления о мире. Кроме того, определенный объем химических знаний необходим как для повседневной жизни, так и для деятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в том числе не связанных с химией непосредственно. Химическое образование необходимо также для создания у школьников отчетливых представлений о роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.
Изучение химии на ступени полного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА ШКОЛЫ
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
важнейшие химические понятия: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций, тепловой эффект химической реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянстве состава,
основные теории химии: теория строения органических соединений. химической связи;
важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, уксусная кислота, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчптка, белки, искусственные синтетические волокна, пластмассы;уметь
называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность, степень окисления химических элементов, тип химической связив соединениях, окислитель, восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: общие химические свойства основных классов органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять:
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических ре акций, валентность и степень окисления элемента в соединения тип химической связи в соединениях, возможность протекания ре акций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу
по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на (организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Тема Количество часов Контрольные работы Практические работы
1 ВВЕДЕНИЕ 1 - -
2 Тема 1 ТЕОРИЯ ХИМИЧЕСКОГОСТРОЕНИЯ А.М.БУТЛЕРОВА 6 - -
3 TEMA №2. УГЛЕВОДОРОДЫ, ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ 17 №1 №1, №2
4 ТЕМА №3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ 19 №2, №3 №3
5 ТЕМА №4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ 9 №4 -
6 ТЕМА №5. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ 8 - -
7 ТЕМА №6. ИСКУССТВЕННЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫ 6 - №4
8 РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ 4 - -

IV. Содержание программы.
Введение. (1 час)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема1. Теория химического строения органических соединений. (6 часов)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники. (17 часов)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алакдиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бетадиена -1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Променение бензола на основе его свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники. (19 часов)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратации этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту, и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы.. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔ полисахарид.
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе. (9 часов)
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строение и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и геноой инженерии.
Тема 5. Биологически активные органические соединения. (8 часов)
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от натрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры. (6 часов).
Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойств и применение.
Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.


V. Календарно-тематическое планирование

п/п Дата Тема урока
Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки выпускников Эксперимент Элементы дополнительного содержания Задание на дом
план факт Введение (1 час)
1/1 Предмет органической химии §1, в. 4-5
Тема 1. Теория химического строения А.М.Бутлерова (6 часов)
2/2 Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле. Знать понятия валентность, степень окисления, углеродный скелет Строение атома углерода. §2,
стр. 13-16
2/3 Основные положения теории химического строения А.М.БутлероваТеория строения органических соединений Знать теорию строения органических соединений
§2,
стр. 16-21
3/4 Гомология, гомологи. Изомерия, изомеры Гомология, гомологи
Изомерия, изомеры Знать понятия гомология, гомологи, изомерия, изомеры
Уметь находить среди форму формулы гомологов, изомеров, составлять формулы гомологов и изомеров
§2,
стр. 16-21
4/5 Химические формулы и модели молекул в органической химии КомбинированныйСтруктурные, масштабные, шаростержневые формулы органических веществ. Знать понятие структурная формула, виды структурных формул
Уметь составлять структурные формулы простых органических веществ §2, задание в тетради
5/6 Урок-упражнение по
составлению формул изомеров и гомологов. Гомология, гомологи
Изомерия, изомеры
Структурные, масштабные, шаростержневые формулы органических веществ.
Уметь составлять структурные формулы простых органических веществ §§1-2 (повт)
6/7
Проверочная работа потеме «Теория химического строения А.М.Бутлерова» §§1-2 (повт)
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (17 часов)
1/8 Природный газ. Состав и использование природного газа Знать состав природного газа, основные месторождения в России
Уметь характеризовать использование природного газа в быту и его переработку §3, стр. 23-25
2/9
Алканы. Строение. Гомологический ряд. Изомерия, номенклатура. Алканы. Строение. Гомологический ряд. Изомерия, номенклатура.
Знать понятие Алканы; строение алканов, гомологический ряд алканов, изомерию и номенклатуру алканов.
Уметь составлять названия алканов по систематической номенклатуре, составлять формулы алканов по общей формуле. §3, стр. 25-28
3/10 Химические свойства алканов. Применение Комбинированный. Химические свойства алканов на примере метана, этана Знать основные химические свойства алканов.
Уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства алканов§3, стр. 28-31
4/11 Пр. работа №1 Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях.
Состав углеводородов. Качественное определение углерода, водорода и хлора в парафине. Уметь обращаться с лабораторным оборудованием, проводить эксперимент, наблюдать, делать выводы, записывать уравнения реакций Парафин, оксид меди (II), сульфат меди (II), медная проволока, хлорсодержащее орг. вещество, лаб. штатив, спиртовка, штатив с пробирками Отчет о работе
5/12 Алкены. Этилен, его получение, строение. Гомологический ряд, номенклатура алкенов. Алкены. Этилен, его получение, строение. Гомологический ряд, номенклатура алкенов. Знать определение алкены; строение, получение, гомологический ряд, номенклатуру алкенов, способы получения алкенов.
Уметь объяснять строение алкенов, их получение, составлять названия алкенов по структурной формуле и наоборот. Табл. Этилен § стр. 33-36
6/13 Химические свойства алкенов, их применение. Полиэтилен. Химические свойства алкенов, их применение. Полиэтилен. Знать основные свойства этиленовых углеводородов – реакции горения, присоединения водорода, галогенов, галогеноводорода, воды, полимеризации, свойства и получение полиэтилена
Уметь записывать уравнения реакций, характеризующие свойства этиленовых углеводородов §4, стр. 34 - 40
7/14 Пр.работа 2 «Получение этилена и опыты с ним»
Получение и химические свойства этилена Уметь обращаться с лабораторным оборудованием, проводить эксперимент, наблюдать, делать выводы, записывать уравнения реакций Этиловый спирт, конц. серная кислота, бромная вода, р-р перманганата калия, прибор для получения газов, пробирки, спиртовка, лаб. штативОтчет о работе
9/15 Алкадиены. Каучук природный и синтетический. Алкадиены. Каучук природный и синтетический. Знать понятие о диеновых углеводо- родах их свойствах, природном и синтетическом каучуке
Уметь записывать уравнения реакций, характерных для диеновых углеводородов, получения природного и синтетического качукаКраткие сведения о С.В. Лебедеве. §5
9/16 Алкины. Ацетилен, получение, строение молекулы, гомология, номенклатура. Алкины. Ацетилен, получение, строение молекулы, гомология, номенклатура. Знать строение молекулы ацетилена, общую формулу, гомологический ряд алкинов, их номенклатуру.
Уметь составлять структурные формулы, названия, уравнения реакций получения ацетилена. Табл. Бензол §6, стр. 47
10/17 Химические свойства, применение алкинов. Химические свойства алкинов – реакции, присоединения (водорода, галогеноводородов, воды, галогенов), применение алкинов. Знать основные химические свойства алкинов, применение ацетилена
Уметь записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства алкинов, объяснять области применения алкинов §6, стр. 47 – 51
11/18 Арены (ароматические углеводороды). Строение молекулы, гомологический ряд, номенклатура аренов. Арены (ароматические углеводороды). Строение молекулы, гомологический ряд, номенклатура аренов. Знать понятия ароматические углеводороды (арены), строение их молекул, гомологический ряд, номенклатуру.
Уметь объяснять строение молекулы бензола, составлять формулы гомологов бензола, давать им названия.
§7, стр. 52 -53
12/19 Химические свойства аренов, получение и применение. Химические свойства аренов, получение и применение. Пестициды. Знать химические свойства аренов, их получение и применение.
Уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства аренов, их получение
§7,
стр. 53-55
13/20 Нефть и способы ее переработки
Нефть. как природный источник углеводородов. Переработка нефти путем перегонки, крекинга и риформингаЗнать о Нефти. как природном источнике углеводородов. переработке нефти путем перегонки, крекинга и риформингаКоллекция «Нефть и нефтепродукты» §8
14/21 Решение задач на вывод химических формул веществ
Качественный и количественный анализ вещества, массовая доля элементов. Знать алгоритм решения задач на вывод формул вещества.
Уметь решать задачи на нахождение формулы вещества по данным качественного и количественного анализа.
15/22 Повторение и обобщение материала по теме.
Основные понятия и вопросы темы §§3 – 8 (повт.)
16/23 17/24 Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды и их природные источники».
Уметь использовать знания при выполнении заданий контрольной работы §§3 – 8 (повт.)
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения (19 часов)
1/25 Единство химической организации живых организмов.
Единство химической организации живых организмов. Знать о единстве живой и неживой природы на химическом уровне.
Уметь определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений §9, стр. 63-64
2/26 Спирты, гомологический ряд, строение молекулы этанола. Физические свойства спиртов.
Спирты, гомологический ряд, строение молекулы этанола. Физические свойства спиртов. Знать понятие о функциональной группе, общую формулу предельных одноатомных спиртов, гомологический ряд, изомерию и номенклатуру спиртов.
Уметь составлять молекулярные и структурные формулы спиртов, называть спирты §9, стр. 64 -68
3/27 Химические свойства спиртов, их получение и применение.
Химические свойства спиртов, их получение и применение. Знать основные химические свойства спиртов, способы их получения, применение, действие этанола и метанола на организм.
Уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства спиртов.
§9,
стр. 68-72
4/28 Многоатомные спирты
Понятие о многоатомных спиртах. Глицерин, этиленгликоль, их свойства, получение, применение Знать понятие многоатомные спирты, качественную реакцию на многоатомные спирты
Уметь записывать уравнения реакций с участием многоат. спиртов, объяснять применение глицерина
Глицерин, гидроксид натрия, сульфат меди (II), пробирки §9,
стр. 72-73
5/29 Фенол
Фенол как гидроксильное производное бензола. Строение молекулы. Свойства фенола. Получение и применение. Знать характеризовать строение и свойства фенола, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
§10,стр. 74-75, 76-78
6/30 Каменный уголь. Коксохимическое производство. Каменный уголь. Применение каменного угля. Коксохимическое производство Знать основные месторождения каменного угля в России, основные направления использования каменного угля Коллекция Каменный уголь §10, стр. 75-76
7/31 Альдегиды и кетоны. Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны. Строение молекул, изомеризация, номенклатура. Знать какие соединения относятся к карбонильным соединениям, особенности их строения, номенклатуры
Уметь составлять формулы изомеров и названия по международной номенклатуре §11, стр. 80- 82
8/32 Химические свойства альдегидов и кетонов, получение и применение альдегидов. Качественная реакция на альдегиды. Химические свойства альдегидов и кетонов, получение и применение альдегидов. Качественная реакция на альдегиды Знать химические свойства альдегидов – восстановление водородом, реакцию «серебряного зеркала», окисление гидроксидом меди (II), применений муравьиного и уксусного альдегида.
Уметь записывать соответствующие уравнения реакций. Формальдегид, гидроксид меди (II), аммиачный раствор оксида серебра, пробирки, этиловый спирт, медная проволока §11,
стр. 82 - 83
9/33 Урок-упражнение по темам «Спирты», «Альдегиды».
Строение, свойства, получение спиртов и альдегидов Задания в тетради
10/34 Карбоновые кислоты. Состав, строение молекул, гомологический ряд, номенклатура.
Карбоновые кислоты. Состав, строение молекул, гомологический ряд, номенклатура. Знать понятие карбоновые кислоты, строение карбоновых кислот, гомолог. ряд карбоновых кислот, изомерию и номенклатуру карбоновых кислот. §12,
стр. 84 – 89
11/35 Химические свойства карбоновых кислот, получение и применение. Химические свойства карбоновых кислот, получение и применение. Знать химические свойства карбоновых кислот, их получение и применение
Уметь сравнивать свойства неорганических и органических кислот Уксусная кислота, магний, оксид магния, гидроксид меди, мел, пробирки §12,
стр. 89 – 91
12/36 Сложные эфиры. Жиры. Мыла
Сложные эфиры. Реакция этерификации. Свойства эфиров. Мыла. Знать понятия сложные эфиры, жиры. реакция этерификации, получение и свойства сложных эфиров.
Уметь записывать уравнения реакций получения, гидролиза сложных эфиров, сравнивать свойства мыла и СМС. Уксусная кислота, этиловый спирт, конц серная кислота, изобутилов спирт, спиртовка, пробирки, СМС, раствор мыла §13
13/37 Контрольная работа №2 по темам «Спирты», «Альдегиды», «Карбоновые кислоты»
Уметь использовать знания при выполнении заданий контрольной работы §§9 13 (повт.)
14/38 Углеводы. Моносахариды.
Глюкоза и фруктоза. Углеводы. Классификация углеводов. Моносахариды. Глюкоза. Строение молекулы и свойства. Фруктоза. Знать понятие углеводы, классификацию углеводов, моносахариды, строение и свойства глюкозы
Уметь записывать уравнения реакций, характеризующие свойства глюкозы, объяснять различие в свойствах глюкозы и фруктозы. Глюкоза,
гидроксид меди (II), аммиачный раствор оксида серебра, пробирки §14
15/39 Дисахариды. Дисахариды. Сахароза. Знать понятие дисахариды, свойства сахарозы.
Уметь характеризовать свойства сахарозы Сахароза, гидроксид меди (II), аммиачный раствор оксида серебра, пробирки §15,
стр. 111-112
16/40 Полисахариды. Полисахариды. Крахмал, целлюлоза.
Сравнительная характеристика строения и свойств. Знать понятие полисахарида, строение молекул крахмала и целлюлозы, их свойства и применение
Уметь сравнивать свойства крахмала и целлюлозы Крахмал, целлюлоза, раствор йода, гидроксид меди (II), аммиачный раствор оксида серебра, пробирки §15,
стр. 112-115
17/41 Пр. работа №3 «Идентификация органических соединений»
Свойства органических веществ основных классов. Уметь обращаться с лабораторным оборудованием, проводить эксперимент, наблюдать, делать выводы, записывать уравнения реакций Оборудование согласно инструкции к работе Отчет о работе
18/42 Повторение и обобщение материала по теме «Кислородсодержащие органические соединения» Свойства органических веществ основных классов. §§9-15
(повт.)
19/43 Контрольная работа №3 по теме «Кислородсодержащие органические соединения» Уметь использовать знания при выполнении заданий контрольной работы §§9-15
(повт.)
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения. (9 часов)
1/44 Амины. Анилин Азотсодержащие органические соединения. Амины. Анилин. Строение, свойства аминов, анилина, применение. Знать понятие амины, анилин, особенности строения молекул аминов, анилина, их свойства.
Уметь объяснять свойства аминов и анилина особенностями их строения §16
2/45 Аминокислоты: состав, строение, изомерия, номенклатура. Аминокислоты: состав, строение, изомерия, номенклатура. Знать понятие аминокислоты, состав, строение, изомерия, номенклатура.
Уметь объяснять строение, номенклатуру аминокислот §17,
стр. 122 -124
3/46 Химические свойства аминокислот, получение, применение. Химические свойства аминокислот, получение, применение. Знать химические свойства аминокислот, их получение и применение.
Уметь объяснять амфотерный характер аминокислот, записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства аминокислот §17,
стр. 124 – 127
4/47 Белки, строение, уровни организации белковых молекул
Белки, строение, уровни организации белковых молекул Знать понятие белки, уровни организации белковых молекул
Уметь характеризовать уровни организации белков §17,
стр. 127 -128
5/48 Свойства и функции белков.
Свойства и функции белков. Уметь характеризовать основные свойства белков, выполняемые функции §17,
стр. 128-133
6/49 Нуклеиновые кислоты
Нуклеиновые кислоты. ДНК.РНК. нуклеотид, азотистые основания. Строение молекул, роль в клетке. Уметь характеризовать нуклеиновые кислоты ДНК.РНК. нуклеотид, азотистые основания. строение молекул, роль в клетке. §18
7/50 Урок-упражнение по теме «Азотсодержащие органические соединения» Свойства органических веществ основных классов. Повт. §§16-18
8/51 Повторение и обобщение материала по теме «Азотсодержащие органические соединения» Свойства органических веществ основных классов. §§16-18
9/52 Контрольная работа №4 по теме «Азотсодержащие органические соединения» Свойства органических веществ основных классов. §§16-18 повт.
Тема 5. Биологически активные органические соединения (8 часов)
1/53
Ферменты как биологические катализаторы
Роль ферментов в процессах жизнедеятельности
Ферменты как биологические катализаторы. Сравнение ферментов и неорганических катализаторов. Значение ферментов и их использование в промышленности Знать понятие ферменты, условия работы ферментов
Уметь объяснять значение ферментов дляя организма, их использование человеком §19
2/54 3/55 Витамины, их классификация, роль витаминов в организме.
Представители водорастворимых (С, В) жирорастворимых (А, D) витаминов
Витамины. Роль витаминов для здоровья человека. Авитаминозы, гипервитаминозы.
Витамины С. В – водорастворимые
A, D - жирорастворимые Знать понятие витамины, основы их классификации, роль витаминов для организма. Сообщения учащихся об открытии витаминов §20, стр.148-152
4/56 Использование витаминов человеком 5/57
Гормоны
Общее понятие о гормонах как секретах желез внутренней секреции. Химическая природа гормонов, значение в регуляции жизнедеятельности организма. Знать понятие гормоны – как биологически активные вещества
Уметь объяснять значение
Гормонов в регуляции процессов жизнедеятельности и развития организма Основные средства лечения и методы профилактики сахарного диабета. §20,
стр. 153-154
6/58 7/59 Лекарственные препараты
Понятие о лекарственных препаратах, классификация, правила пользования препаратами. Знать понятие лекарственные препараты, их классификацию по основному фармакологическому действию
Уметь объяснять значение лекарственных препартов и основные правила использования §20, стр.155 - 160
8/60
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (6 часов)
1/61 Искусственные полимеры как модификации естественных полимеров Искусственные полимеры. Знать понятие полимера, искусственные полимеры,
§21, стр. 162 - 163
2/62 Искусственные волокна – ацетатное волокно, вискоза
к . Ацетатное волокно. Получение ацетатного волокна Знать понятие ацетатное волокно
Уметь характеризовать ацетатное волокно, его свойства, получение §21, стр. 164 - 165
3/63 Синтетические полимеры. Реакции, лежащие в основе их получения.
Структура и свойства полимеров.
Синтетические полимеры. Структура полимеров. Свойства полимеров Знать понятия синтетические полимеры, структура полимеров, мономер, полимер, степень полимеризации
Уметь записывать уравнения реакций полимеризации этилена, пропилена, поликонденсации на примере получения капрона §22, стр. 166 - 167
4/64 Полиэтилен, полипропилен – как термопластичные пластмассы. Полиэтилен, полипропилен – как термопластичные пластмассы Уметь характеризовать свойства и области применения полиэтилена и полипропилена §22, стр. 162 - 163
7/65 Фенолформальдегидные пластмассы – как термореактивные пластмассы. Фенолформальдегидные пластмассы – как термореактивные пластмассы. Знать понятие термореактивные пластмассы
Уметь характеризовать фенолформальдегидную пластмассу, области ее применения §22, стр. 172 - 173
8/66 Практическая работа №4
«Распознавание волокон и пластмасс»
Распознавание волокон и пластмасс по внешнему виду, характеру горения, продуктам горения Уметь распознать пластмассу и волокно по характеру и продуктам горения Оборудование согласно инструкции к работе Отчет о работе
Резервное время
1/67 2/68 3/69 4/70
VI. Критерии оценивания достижений обучающихся
ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
Оценка ставится на основании наблюдения за обучающимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
ОЦЕНКА УМЕНИЙ РЕШАТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Отметка «5»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
ОЦЕНКА УМЕНИЯ РЕШАТЬ РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и в решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допускается существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.
VII. Информационно – методическое обеспечение программы
Учебно - методический комплект
Габриелян О.С. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009. – 192 с;
2) Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Настольная книга учителя. 10 класс.- М.: Дрофа, 2004 г.- 480 с;
3) Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Химия. Методическое пособие 10 класс. - М.Дрофа, 2003 г, 160 с.
3) Габриелян О.С. и др. Контрольные и проверочные работы. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 10 класс»- М.: Дрофа, 2007 г.-169 с.
Дополнительная литература:
1) Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. - М.: Дрофа, 2004.- 400 с;
Электронные учебные издания:
Химия. базовый курс 8-9 классы. Лаборатория МарГТУ ,Йошкар-Ола 2001, 2007
Подготовка к ЕГЭ по химии. Электронное учебное издание. Дрофа, Физикон, 2006
Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.