Дети с истерическими чертами характера

Дети с истерическими чертами характера

Известные трудности в воспитательном отношении представляют дети с истерическими чертами характера.
Для детей с истероидными чертами наиболее характерен эгоцентризм, т.е. стремление быть в центре внимания. Отсюда – склонность к рисовке, позе хвастовству и приукрашиванию своих качеств, своей роли и выставление своей личности на первый план. Эти качества обычно сочетаются с повышенной внушаемостью, неустойчивостью эмоциональных проявлений, неустойчивостью настроения. Уже в дошкольном возрасте у детей с истерическими чертами проявляются некоторые трудности в поведении. Они конфликтуют со сверстниками, командуют ими, временами капризны, раздражительны, не всегда послушны, склонны к истерическим реакциям – бросаются на пол, плачут, стучат ногами, всячески пытаются настоять на своем.
В школьном возрасте к проявлениям эгоцентризма у этих детей присоединяется неусидчивость в работе, неумение доводить начатое до конца.
Наиболее существенной особенностью истерического характера у детей является сочетание полноценного интеллекта с выраженной эгоцентрической установкой и инфальтильным поведением. Эгоцентризм детей приводит к возникновению ряда вторичных характерологических изменений, как, например, наклонности во лжи, хвастовству, фантазированию и даже к немотивированным антисоциальным поступкам, которые истеричные дети совершают только для того, чтобы удовлетворить свое желание быть лучше других. В дальнейшем эта большая сосредоточенность на себе, делает таких детей несколько поверхностными в эмоциональных переживаниях: у них не возникает глубоких привязанностей, их не волнуют, до них как бы не доходят переживания других людей. На своих же переживаниях они обычно излишне фиксированы. Все это происходит в силу сосредоточенности на своем «я».
Коррекционно-воспитательную работу с детьми, имеющими истерические черты характера, нужно начинать как можно раньше, с того момента, когда будут замечены проявления этих черт.
Нередко истерические черты характера у ребенка формируются в семье, где родители часто не только не противодействуют излишним капризам ребенка, его эгоцентрическим проявлениям, а, наоборот, желая избежать слез, криков, заласкивают ребенка, балуют его, уступают во всем, а иногда, подчеркивая исключительность своего ребенка, даже поощряют его болтливость, позирование, хвастовство и т. д. Такой подход чрезвычайно вреден для этой категории детей, так как излишнее внимание к их проявлениям, изнеженность и избалованность углубляют инфантильные черты и усиливают эгоцентризм.
Для истеричных детей очень полезно пребывание в организованном детском коллективе, где нужно обратить особое внимание на то, чтобы такой ребенок был приучен подчиняться определенным требованиям, овладел элементарными навыками самообслуживания. Процесс игровой деятельности должен быть использован для того, чтобы научить ребенка подавлять свои эгоцентрические тенденции.
В старшей группе детского сада следует обратить особое внимание на выработку у ребенка умения выполнять то или иное задание и доводить его до конца. При этом нужно добиваться тщательности выполнения работы и умения правильно ее оценивать. Наблюдения показывают, что трудности в обучении и поведении таких детей значительно смягчаются, когда они приходят в школу после хорошей подготовки к ней в дошкольном учреждении.
Коррекционно-воспитательную работу в школе необходимо строить с учетом полноценного интеллекта и положительных черт личности этих детей. В первую очередь необходимо выявить сильные стороны ребенка - его склонности, способности (например, к музыке, пению, ритмике, рисованию, физкультуре и др.), поддерживать их и таким образом, давая выход эгоцентрической установке, на этой основе перевоспитывать личность. Педагогу также необходимо хорошо изучить имеющиеся у ребенка с историческими чертами характера отрицательные проявления, с тем чтобы знать их, понимать причину их возникновения и разработать план терпеливого и вдумчивого их преодоления. Опираясь на положительные стороны личности ребенка, нужно активно помочь ему занять положительную позицию в детском коллективе, так как отрицательные черты характера этих детей (хвастовство, лживость, стремление подчеркнуть свое превосходство, отсутствие глубоких привязанностей к товарищам, неустойчивость в работе) обычно вызывают насмешливое и даже недружелюбное отношение к ним со стороны товарищей. Плохая же позиция в коллективе ухудшает состояние ребенка и усиливает его отрицательные черты, направленные как раз на то, чтобы любым способом доказать, что он лучше всех.
Правильный и своевременный подход к детям с историческими проявлениями позволяет почти полностью скорригировать их состояние.