Родительское собрание : Как помочь детям стать внимательнее


Родительское собрание в начальной школе«Как помочь детям стать внимательнее?» Шаньгина Светлана Александровна МБОУ ООШ № 22 г. Заполярный педагог-психолог Внимание – это концентрация сознания на одном объекте с одновременным отвлечением его от других объектов. 1. Беспокойные движения в кистях и стопах. 2. Неусидчивость на месте, когда это требуется.3. Повышенная отвлекаемость на посторонние стимулы. 4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе.5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца. Признаки нарушения внимания : 6. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. 7. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому. 8. Не может играть тихо, спокойно.9. Складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.10.Теряет вещи, необходимые в школе и дома11.Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствияхПризнаки нарушения внимания : Виды внимания непроизвольное произвольное


объём устойчивость переключаемостьраспределяемостьконцентрацияСвойства внимания


 Умение концентрировать своё внимание помогает ребёнку сосредоточенно и, не отвлекаясь на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную  работу.   
Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.
Понаблюдайте за тем, как ваш ребёнок выполняет домашнее задание и для себя ответьте на следующие вопросы:1. Сколько времени ребенок может работать сосредоточенно, не отвлекаясь?2. Быстро ли устает?3. На каком этапе допускает больше ошибок – в начале, в середине или в конце занятия?4. В каких видах деятельности невнимательность проявляется чаще всего? Причины невнимательности:1.Гиперактивность и синдром дефицита внимания. Дети с таким диагнозом отличаются от сверстников чрезмерной двигательной активностью, недостаточной концентрацией внимания и излишней отвлекаемостью. 2. Хронические заболевания. Дети со слабым здоровьем, отличаются повышенной утомляемостью и недостаточной работоспособностью. для детей с подвижной нервной системой свойственно устойчивое, легко переключаемое и распределяемое внимание.для детей со слабой и инертной нервной системой характерно неустойчивое, трудно переключаемое внимание. 3.Особенности нервной системы.
4. Переутомление и необоснованные нагрузки. Перегрузки в физическом, психическом и информационном плане неизбежно снижают работоспособность, увеличивают невнимательность и рассеянность детей. 5. Ограничения в становлении внимания возрастного характера. Внимание учащихся младших классов может страдать из-за возрастных особенностей психического развития. В этом возрасте внимание еще слабо организовано, плохо распределяемо и неустойчиво. 6. Проблемы с мотивацией. Чаще всего роль малопривлекательного занятия берет на себя учебная деятельность.Ребенок, проявляющий невнимание в школе или при подготовке домашних заданий, может сосредоточено заниматься тем, что не имеет отношения к учебе . 7.Причина психологического характера.  Возможно, причина невнимательности скрывается в отношении ребенка к этому занятию.  8. Вопрос невнимательности может быть связан и с  саморегуляцией. Проблемы, связанные с недоразвитием внимания :- если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам. - если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах.- если ребёнок добавляет в слова гласные буквы или переставляет слоги в словах - это связано с неустойчивостью произвольного внимания. Рекомендации по развитию внимания :Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, тем больше шансов развить произвольное внимание. Отталкивайтесь от увлечений ребенка, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям .Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.Используйте специальные упражения, которые помогут вашему ребёнку достичь успехов. Варианты заданий, способствующие развитию внимания :«Найди отличия между картинками» «Найди предмет непохожий на другие»«Найди спрятавшийся предмет» «Лабиринт»«Путаница»«Что здесь нарисовано?»«Нарисуй по клеточкам» «Найди, потеряшку»«Вычеркни»«Порядок возрастания»Развивающие игры и упражнения http://adalin.mospsy.ru/l_01_03.shtml Список литературы:1. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. СПб.:20092. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. 20103. Психология внимания. Хрестоматия. / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М. 2008.4. Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет) http://adalin.mospsy.ru/l_01_03.shtml5. Сайт с развивающими играми для детей онлайн http://games-for-kids.ru/6. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у школьников. СПб.:2008г.7. Узорова О.А, Нефедова Е.Л. Большая книга для развития мышления и внимания . СПб.: 2014 г.8. Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста http://ya-uchitel.ru/load/nachalnye_klassy/raznoe/uprazhnenija_na_razvitie_vnimanija_u_detej_mladshego_shkolnogo_vozrasta/108-1-0-726